Любовь Тулупова
Конспект занятия. Ознакомление детей с новым жанром-басней. Чтение басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе ЗПР по художественной литературе - Ознакомление детей с новым жанром – басней. Чтение басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»
Цель. Познакомить детей с басней И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»;
- учить детей понимать жанровые особенности басни, её отличия от стихотворения и рассказа;
- воспитывать чуткость к образному строю языка басни;
Публикация «Конспект занятия, Ознакомление детей с новым жанром-басней, Чтение басни И, А, Крылова „Стрекоза и муравей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Крылов И. А. Басни Крылова
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- «Стрекоза и муравей», И. Крылов
- Темочки
- развивать умение находить связь содержания басни с различными пословицами о труде;
- связывать значение пословицы с определённой ситуацией;
- понимать значение пословиц о труде, связывать значение пословицы с определённой ситуацией;
- учить образно передавать содержание басни в игре - инсценировке.
Материал. Иллюстрации к басне, портрет И. А. Крылова, атрибуты для инсценировки басни – маска стрекозы и муравья; книга «Басни» .
Активизация словаря: труженик, рукодельница, мастер, беззаботный, легкомысленный, зима «катит в глаза», помертвело чисто поле.
Ход занятия.
-Ребята, я сегодня по радио слышала пословицу " Сделал дело, гуляй смело"
-Чему учит эта пословица (труду).
-Ребята, что означает слово трудиться?
-Какие пословицы о труде вы знаете?
Без труда не выловишь и рыбки из пруда;
Долог день до вечера, коли делать нечего;
Большой говорун – плохой работник; (дети стоят)
Лениться да гулять – добра не видать;
Дело мастера боится;
В большом деле и маленькая помощь дорога.
Делу время, а потехе час.
-Чему учат эти пословицы? (Ответы детей)
-Как можно назвать человека, который любит трудиться? (трудолюбивый, труженик)
-Вспомните, какими словами говорят о людях, которые многое умеют делать хорошо? (мастер своего дела, золотые руки, рукодельница.)
-А как назвать человека который не любит трудится? (Лентяй, беззаботный, бездельник.)
-Вы много знаете сказок, в которых герои умели и любили трудиться, а наградой было счастье, исполнение желаний. Назовите такие сказки («Госпожа метелица» братьев Гримм, «Золушка» Ш. Перро, «Дикие лебеди» Х. К. Андерсена).
Не только в сказках герои любили трудиться но и в баснях.
Предлагаю детям сесть и послушать.
- Сегодня я познакомлю вас с новым жанром - басней. Басня – это короткая, поучительная история. Сказки и басни люди придумывали с давних пор. В баснях часто говорится о животных, но подразумеваются люди. Послушайте басню «Стрекоза и муравей», догадайтесь, что в ней высмеивалось?
Читаю басню. -
(Рассматриваем иллюстрации.)
-О ком говорится в басне (о стрекозе и муравье)
-Что говорится в басне о стрекозе?
- Что говорится в басне о муравье?
- Что же произошло?
- О чём просила Муравья Стрекоза (просила пустить ее в дом).Каким голосом?
- Что ей ответил Муравей (пойди попляши).
Обобщение: Нельзя быть легкомысленным,нужно думать о дальнейшем. Не надеяться на других. а делать все самому. Потрудится,а потом и отдохнуть.
В басне рассказывается о Стрекозе и Муравье, а подразумеваются люди. Подумайте, о каком человеке можно было бы сказать, что он, как Муравей из басни (о трудолюбивом человеке, о труженике). А кого можно назвать Стрекозой? (легкомысленного, ленивого, беззаботного человека)
- Басня – это поучительная история. Чему учит басня Крылова «Стрекоза и Муравей»? (Ответы детей).(Учит трудолюбию поработал отдохни, но не наоборот).
Послушайте еще раз эту басню. (сели)
-В басне много интересных слов и выражений. Например: «зима катит в глаза». Что это значит? Как сказать по-другому? «Помертвело чисто поле». Что значит помертвело? Почему так говорят? Как сказать по-другому? «Злой тоской удручена» Как сказать по-другому?
Ребята мы приготовили для вас сюрприз. Дети выходят в игровую зону.
(Дети разыгрывают роли.)
Эту басню написал Иван Андреевич Крылов (Демонстрирую портрет). А басня это. Он написал много других басен, с которыми вы познакомитесь в следующий раз. А на нашей книжной полочке освободится место -басне Крылова. Спасибо вам мои дорогие за увлекательную работу.