Юлия Валдовна Ермолаева
Конспект занятия по развитию речи. Ознакомление с новым видом сказок. Бытовая сказка «Каша из топора»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.
Тема: «Ознакомление с новым видом сказок – бытовой сказкой «Каша из топора»».
Цель: создание благоприятных условий для развития связной речи.
Возраст: подготовительная группа.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи, Ознакомление с новым видом сказок, Бытовая сказка „Каша из топора“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Каша из топора», сказка
- Темочки
Программные задачи:
Образовательные: Познакомить детей с бытовой сказкой, с её особенностями. Учить понимать эмоционально-образное содержание произведения, учить отвечать на поставленные вопросы. Закрепить знания детей о видах сказок, о былинах, о русских богатырях. Расширить словарный запас детей.
Воспитательные: Воспитывать интерес к русским народным сказкам; положительные качества личности: доброту, смекалку, честность. Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивая взрослого, отвечать на вопросы.
Развивающие : Развивать внимание, мышление, память, устную речь детей.
Здоровьесберегающие: укрепление здоровья воспитанников посредством двигательных упражнений.
Словарная работа: Побывка, служивый, сдобрить, притомился, котёл.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.
Материалы и оборудование: сюжетные картинки на тему, значок с изображением топора, письмо от Кузи.
Предварительная работа: беседа о различных видах сказок, былин, преданий; чтение былин «Алёша попович», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».
Методические приё мы: рассматривание иллюстраций, чтение сказки, обсуждение.
Содержание организованной деятельности детей:
I. Организационный этап:
Игра «Здравствуйте».
Воспитатель: Здравствуйте ножки!
Дети: Здрав-ствуй -те! (Руки на поясе, марш на месте, высоко поднимая колени и вытягивая носок на каждый слог)
В. : Здравствуйте ладошки!
Д. : Здрав-ствуй-те! (Хлопки в ладоши на каждый слог, одновременно со словами).
В. : Здравствуйте щёчки!
Д. : Здрав-ствуй-те! (повороты головы в право влево)
В. : Здрав-ствуй-те губки!
Д. : Здрав-ствуй-те! (Воздушные поцелуи друг другу)
В. : Мы с вами поздоровались и теперь можем присесть.
II. Основная часть:
1. Беседа о сказках.
В. : Ребята, мы с вами уже познакомились с былинами про русских богатырей. А что же такое былины?
Д. : Былины – сказания о подвигах богатырей Древней Руси.
В. : А скажите, кто придумывал эти сказания?
Д. : Их придумывал сам народ.
В. : А кто назовёт названия этих былин про русских богатырей?
Д. : Алёша Попович, Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча.
В. : А какими были русские богатыри?
Д. : Алёша Попович, и Добрыня Никитич были смелыми, сильными, справедливыми, честными.
В. : Правильно. Но события, связанные с богатырями происходили очень много лет назад. А люди сначала сочиняли былины, предания, затем небылицы и сказки.
В. : Ребята, а вы любите сказки?
Д. : Да.
В. : А почему вы любите сказки?
Д. : Потому, что в них происходят чудеса, добро побеждает зло.
В. : А какие бывают сказки?
Д. : Сказки бывают волшебные, про животных.
В. : Да, но не только русские богатыри были такими отважными и сильными, но и русские солдаты. И вот сегодня я познакомлю вас с ещё одним видом сказок – бытовой. Быт – это повседневная жизнь людей. В бытовых сказках тоже происходят чудеса, но чудеса земные, которые происходят с нами, в нашей жизни. Они вызывают смех и грусть одновременно. Высмеиваются плохие черты характера, такие как трусость, жадность, глупость. А такие черты характера как находчивость, смекалка, ум - вызывают восхищение и удивление. В этих сказках описываются отношения людей.
И сегодня мы познакомимся с такой сказкой, только с какой - я забыла, но помню, что на значке у одного из наших гостей, нарисован предмет, о чём сказка, и его надо угадать по описанию. Поможете мне найти этого человека?
Д. : Да!
(Воспитатель описывает гостя, которому вручил значок до начала занятия.
Дети находят гостя по описанию).
В. : А теперь необходимо очень вежливо попросить нашего гостя, чтобы он отдал нам наш значок.
(Дети просят).
Гость отдает значок, на котором изображён предмет – название сказки.
В. : Что здесь нарисовано?
Д. : Топор!
В. : Правильно. А может кто – то из вас и название сказки назовёт?
Д. : Каша из топора.
В. : Угадали, молодцы! Кстати, а почему сказки называются русскими народными?
Д. : Потому, что их сочинил народ.
В. : Молодцы. Но прежде, чем я прочту вам эту сказку, мне бы хотелось обратить ваше внимание на то, что сказки были придуманы очень давно. Речь в те времена была другая. Для вас она необычна, давайте я объясню значение некоторых слов.
Побывка – когда военный человек приезжает к кому – то в гости.
Служивый-солдат, военный.
Сдобрить – добавить к еде что-то для вкуса.
Котёл – большая чугунная кастрюля без крышки.
Вот сегодня, ребята, я прочту вам эту сказку, а вы внимательно слушайте.
2. Чтение русской народной сказки «Каша из топора».
Старый солдат шёл на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу:
- Пустите отдохнуть дорожного человека! Дверь отворила старуха.
- Заходи, служивый.
- А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего?
У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.
- Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего.
- Ну, нет так нет,- солдат говорит. Тут он приметил под лавкой топор.
- Коли нет ничего иного, можно сварить кашу и из топора.
Хозяйка руками всплеснула:
- Как так из топора кашу сварить?
- А вот как, дай-ка котёл.
Старуха принесла котёл, солдат вымыл топор, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь.
Старуха на солдата глядит, глаз не сводит.
Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.
- Ну, как? - спрашивает старуха.
- Скоро будет готова,- солдат отвечает,- жаль вот только, что посолить нечем.
- Соль-то у меня есть, посоли.
Солдат посолил, снова попробовал.
- Хороша! Ежели бы сюда да горсточку крупы!
Старуха засуетилась, принесла откуда-то мешочек крупы.
- Бери, заправь как надобно. Заправил варево крупой. Варил, варил, помешивал, попробовал. Глядит старуха на солдата во все глаза, оторваться не может.
- Ох, и каша хороша! - облизнулся солдат. - Как бы сюда да чуток масла - было б и вовсе объеденье.
Нашлось у старухи и масло.
Сдобрили кашу.
- Ну, старуха, теперь подавай хлеба да принимайся за ложку: станем кашу есть!
- Вот уж не думала, что из топора эдакую добрую кашу можно сварить, - дивится старуха.
Поели вдвоем кашу. Старуха спрашивает:
- Служивый! Когда ж топор будем есть?
- Да, вишь, он не уварился,- отвечал солдат,- где-нибудь на дороге доварю да позавтракаю!
Тотчас припрятал топор в ранец, распростился с хозяйкою и пошёл в иную деревню.
Вот так-то солдат и каши поел, и топор унёс!
В. : Ребята, можно назвать эту сказку волшебной?
Д. : Нет. Да.
В. : Почему?
(Воспитатель выслушивает ответы детей)
В. : Волшебства в этой сказке, конечно, нет, топор то не сварился. А назовите главных героев?
Д. : Старуха и солдат.
В. : Опишите, какая старуха?
Д. : Старуха жадная, ленивая, глупая.
В. : А солдат?
Д. : Солдат умный, находчивый, смекалистый.
В. : Кто из героев вам понравился? Почему?
(Воспитатель выслушивает ответы детей)
В. : Теперь давайте немного отдохнём.
3. Физкультминутка.
В. : Вставайте. Вместе с солдатом пойдём в поход.
(Дети маршируют, в ритме стихотворения).
Знают все ребята:
Сильного солдата, (руки согнуть в локтях, показывая силача)
Смелого солдата, не сломить (руки на поясе, а затем указательным пальцем правой руки покачать влево-вправо)
Знают все ребята:
Умного солдата (руки на поясе)
Никогда не смогут, победить (указательным пальцем левой руки покачать влево-вправо).
В. : Сейчас я ещё раз прочту сказку «Каша из топора», а вы внимательно слушайте и запоминайте.
Повторное чтение сказки.
В. : Ребята, расскажите, как солдат обращался к старухе?
Д. : Солдат ничего не просил у старушки, а просто с огорчением говорил, чего не хватает в каше. Например, когда старуха спросила: готова ли каша, солдат ответил, что скоро, только вот бы соли сюда. И старуха сразу принесла соль.
В. : Правильно. А затем?
Д. : Затем солдат сказал, что ежели бы сюда горсточку крупы.
В. : Да, и что старуха сделала?
Д. : Старуха принесла мешочек крупы и сказала заправить, как надобно.
В. : И уже когда каша была почти готова, что солдат сказал?
Д. : Солдат сказал : Ох и каша хороша, сюда бы кусочек масла.
В. : Правильно и нашлось у старухи и масло.
В. : Правильно. А что старуха спросила у солдата, когда они поели кашу?
Д. : Когда топор есть будем?
В. : Молодцы, а солдат ответил, что он не уварился, то есть не сварился.
III. Заключительный этап. Рефлексия.
В. : С какой сказкой мы сегодня познакомились?
Д. : Каша из топора.
В. : Какая это сказка?
Д. : Эта сказка бытовая.
В. : Почему вы так считаете?
Д. : Потому, что в ней главные герои – люди, и всё происходило на самом деле.
В. : Правильно, а как вы думаете, эта сказка чему то учит?
Д. : Да, учит быть не жадными, добрыми, честными.
В. : Конечно, такие сказки учат нас всегда находить выход из любой ситуации, быть находчивыми и относиться к временным невзгодам с юмором. Солдат остановился у жадной старушки, которая не хотела его кормить. Он это понял и, используя свою смекалку, выкрутился из сложной ситуации с честью и с прибылью - мало того, что поел, так и еще и топор унес.
Сюрпризный момент.
(Помощник воспитателя приносит письмо с печатью «Срочно»)
В. : Ребята, нам письмо, прочитаем?
Д. : Да.
В. : «Здравствуйте, дорогие ребята, группы «Радуга». Пишет вам Кузька Домовёнок. Вы наверно знаете, что наступила Масленица, и вот мы с моей Кузьминишной решили пригласить вас на чай с блинами и баранками, мы научим вас пить чай, как пили чай в старину. Приезжайте скорее.
Кузя и Кузьминишна».
В. : Ребята, примем приглашение Кузи и Кузьминишны?
Д. : Да!
В. : Тогда, сейчас отдохнём и отправимся в гости.
«Здравствуйте, дорогие ребята, группы «Радуга». Пишет вам Кузька Домовёнок. Вы наверно знаете, что наступила Масленица, и вот мы с моей Кузьминишной решили пригласить вас на чай с блинами и баранками, мы научим вас пить чай, как пили чай в старину. Приезжайте скорее.
Кузя и Кузьминишна».