Приложение МААМ

Конспект занятия по развитию речи. Ознакомление с новым видом сказок. Бытовая сказка «Каша из топора»

Юлия Валдовна Ермолаева
Конспект занятия по развитию речи. Ознакомление с новым видом сказок. Бытовая сказка «Каша из топора»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.

Тема: «Ознакомление с новым видом сказок – бытовой сказкой «Каша из топора»».

Цель: создание благоприятных условий для развития связной речи.

Возраст: подготовительная группа.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи, Ознакомление с новым видом сказок, Бытовая сказка „Каша из топора“» размещена в разделах

Программные задачи:

Образовательные: Познакомить детей с бытовой сказкой, с её особенностями. Учить понимать эмоционально-образное содержание произведения, учить отвечать на поставленные вопросы. Закрепить знания детей о видах сказок, о былинах, о русских богатырях. Расширить словарный запас детей.

Воспитательные: Воспитывать интерес к русским народным сказкам; положительные качества личности: доброту, смекалку, честность. Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивая взрослого, отвечать на вопросы.

Развивающие : Развивать внимание, мышление, память, устную речь детей.

Здоровьесберегающие: укрепление здоровья воспитанников посредством двигательных упражнений.

Словарная работа: Побывка, служивый, сдобрить, притомился, котёл.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.

Материалы и оборудование: сюжетные картинки на тему, значок с изображением топора, письмо от Кузи.

Предварительная работа: беседа о различных видах сказок, былин, преданий; чтение былин «Алёша попович», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».

Методические приё мы: рассматривание иллюстраций, чтение сказки, обсуждение.

Содержание организованной деятельности детей:

I. Организационный этап:

Игра «Здравствуйте».

Воспитатель: Здравствуйте ножки!

Дети: Здрав-ствуй -те! (Руки на поясе, марш на месте, высоко поднимая колени и вытягивая носок на каждый слог)

В. : Здравствуйте ладошки!

Д. : Здрав-ствуй-те! (Хлопки в ладоши на каждый слог, одновременно со словами).

В. : Здравствуйте щёчки!

Д. : Здрав-ствуй-те! (повороты головы в право влево)

В. : Здрав-ствуй-те губки!

Д. : Здрав-ствуй-те! (Воздушные поцелуи друг другу)

В. : Мы с вами поздоровались и теперь можем присесть.

II. Основная часть:

1. Беседа о сказках.

В. : Ребята, мы с вами уже познакомились с былинами про русских богатырей. А что же такое былины?

Д. : Былины – сказания о подвигах богатырей Древней Руси.

В. : А скажите, кто придумывал эти сказания?

Д. : Их придумывал сам народ.

В. : А кто назовёт названия этих былин про русских богатырей?

Д. : Алёша Попович, Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча.

В. : А какими были русские богатыри?

Д. : Алёша Попович, и Добрыня Никитич были смелыми, сильными, справедливыми, честными.

В. : Правильно. Но события, связанные с богатырями происходили очень много лет назад. А люди сначала сочиняли былины, предания, затем небылицы и сказки.

В. : Ребята, а вы любите сказки?

Д. : Да.

В. : А почему вы любите сказки?

Д. : Потому, что в них происходят чудеса, добро побеждает зло.

В. : А какие бывают сказки?

Д. : Сказки бывают волшебные, про животных.

В. : Да, но не только русские богатыри были такими отважными и сильными, но и русские солдаты. И вот сегодня я познакомлю вас с ещё одним видом сказок – бытовой. Быт – это повседневная жизнь людей. В бытовых сказках тоже происходят чудеса, но чудеса земные, которые происходят с нами, в нашей жизни. Они вызывают смех и грусть одновременно. Высмеиваются плохие черты характера, такие как трусость, жадность, глупость. А такие черты характера как находчивость, смекалка, ум - вызывают восхищение и удивление. В этих сказках описываются отношения людей.

И сегодня мы познакомимся с такой сказкой, только с какой - я забыла, но помню, что на значке у одного из наших гостей, нарисован предмет, о чём сказка, и его надо угадать по описанию. Поможете мне найти этого человека?

Д. : Да!

(Воспитатель описывает гостя, которому вручил значок до начала занятия.

Дети находят гостя по описанию).

В. : А теперь необходимо очень вежливо попросить нашего гостя, чтобы он отдал нам наш значок.

(Дети просят).

Гость отдает значок, на котором изображён предмет – название сказки.

В. : Что здесь нарисовано?

Д. : Топор!

В. : Правильно. А может кто – то из вас и название сказки назовёт?

Д. : Каша из топора.

В. : Угадали, молодцы! Кстати, а почему сказки называются русскими народными?

Д. : Потому, что их сочинил народ.

В. : Молодцы. Но прежде, чем я прочту вам эту сказку, мне бы хотелось обратить ваше внимание на то, что сказки были придуманы очень давно. Речь в те времена была другая. Для вас она необычна, давайте я объясню значение некоторых слов.

Побывка – когда военный человек приезжает к кому – то в гости.

Служивый-солдат, военный.

Сдобрить – добавить к еде что-то для вкуса.

Котёл – большая чугунная кастрюля без крышки.

Вот сегодня, ребята, я прочту вам эту сказку, а вы внимательно слушайте.

2. Чтение русской народной сказки «Каша из топора».

Старый солдат шёл на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу:

- Пустите отдохнуть дорожного человека! Дверь отворила старуха.

- Заходи, служивый.

- А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего?

У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.

- Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего.

- Ну, нет так нет,- солдат говорит. Тут он приметил под лавкой топор.

- Коли нет ничего иного, можно сварить кашу и из топора.

Хозяйка руками всплеснула:

- Как так из топора кашу сварить?

- А вот как, дай-ка котёл.

Старуха принесла котёл, солдат вымыл топор, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь.

Старуха на солдата глядит, глаз не сводит.

Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.

- Ну, как? - спрашивает старуха.

- Скоро будет готова,- солдат отвечает,- жаль вот только, что посолить нечем.

- Соль-то у меня есть, посоли.

Солдат посолил, снова попробовал.

- Хороша! Ежели бы сюда да горсточку крупы!

Старуха засуетилась, принесла откуда-то мешочек крупы.

- Бери, заправь как надобно. Заправил варево крупой. Варил, варил, помешивал, попробовал. Глядит старуха на солдата во все глаза, оторваться не может.

- Ох, и каша хороша! - облизнулся солдат. - Как бы сюда да чуток масла - было б и вовсе объеденье.

Нашлось у старухи и масло.

Сдобрили кашу.

- Ну, старуха, теперь подавай хлеба да принимайся за ложку: станем кашу есть!

- Вот уж не думала, что из топора эдакую добрую кашу можно сварить, - дивится старуха.

Поели вдвоем кашу. Старуха спрашивает:

- Служивый! Когда ж топор будем есть?

- Да, вишь, он не уварился,- отвечал солдат,- где-нибудь на дороге доварю да позавтракаю!

Тотчас припрятал топор в ранец, распростился с хозяйкою и пошёл в иную деревню.

Вот так-то солдат и каши поел, и топор унёс!

В. : Ребята, можно назвать эту сказку волшебной?

Д. : Нет. Да.

В. : Почему?

(Воспитатель выслушивает ответы детей)

В. : Волшебства в этой сказке, конечно, нет, топор то не сварился. А назовите главных героев?

Д. : Старуха и солдат.

В. : Опишите, какая старуха?

Д. : Старуха жадная, ленивая, глупая.

В. : А солдат?

Д. : Солдат умный, находчивый, смекалистый.

В. : Кто из героев вам понравился? Почему?

(Воспитатель выслушивает ответы детей)

В. : Теперь давайте немного отдохнём.

3. Физкультминутка.

В. : Вставайте. Вместе с солдатом пойдём в поход.

(Дети маршируют, в ритме стихотворения).

Знают все ребята:

Сильного солдата, (руки согнуть в локтях, показывая силача)

Смелого солдата, не сломить (руки на поясе, а затем указательным пальцем правой руки покачать влево-вправо)

Знают все ребята:

Умного солдата (руки на поясе)

Никогда не смогут, победить (указательным пальцем левой руки покачать влево-вправо).

В. : Сейчас я ещё раз прочту сказку «Каша из топора», а вы внимательно слушайте и запоминайте.

Повторное чтение сказки.

В. : Ребята, расскажите, как солдат обращался к старухе?

Д. : Солдат ничего не просил у старушки, а просто с огорчением говорил, чего не хватает в каше. Например, когда старуха спросила: готова ли каша, солдат ответил, что скоро, только вот бы соли сюда. И старуха сразу принесла соль.

В. : Правильно. А затем?

Д. : Затем солдат сказал, что ежели бы сюда горсточку крупы.

В. : Да, и что старуха сделала?

Д. : Старуха принесла мешочек крупы и сказала заправить, как надобно.

В. : И уже когда каша была почти готова, что солдат сказал?

Д. : Солдат сказал : Ох и каша хороша, сюда бы кусочек масла.

В. : Правильно и нашлось у старухи и масло.

В. : Правильно. А что старуха спросила у солдата, когда они поели кашу?

Д. : Когда топор есть будем?

В. : Молодцы, а солдат ответил, что он не уварился, то есть не сварился.

III. Заключительный этап. Рефлексия.

В. : С какой сказкой мы сегодня познакомились?

Д. : Каша из топора.

В. : Какая это сказка?

Д. : Эта сказка бытовая.

В. : Почему вы так считаете?

Д. : Потому, что в ней главные герои – люди, и всё происходило на самом деле.

В. : Правильно, а как вы думаете, эта сказка чему то учит?

Д. : Да, учит быть не жадными, добрыми, честными.

В. : Конечно, такие сказки учат нас всегда находить выход из любой ситуации, быть находчивыми и относиться к временным невзгодам с юмором. Солдат остановился у жадной старушки, которая не хотела его кормить. Он это понял и, используя свою смекалку, выкрутился из сложной ситуации с честью и с прибылью - мало того, что поел, так и еще и топор унес.

Сюрпризный момент.

(Помощник воспитателя приносит письмо с печатью «Срочно»)

В. : Ребята, нам письмо, прочитаем?

Д. : Да.

В. : «Здравствуйте, дорогие ребята, группы «Радуга». Пишет вам Кузька Домовёнок. Вы наверно знаете, что наступила Масленица, и вот мы с моей Кузьминишной решили пригласить вас на чай с блинами и баранками, мы научим вас пить чай, как пили чай в старину. Приезжайте скорее.

Кузя и Кузьминишна».

В. : Ребята, примем приглашение Кузи и Кузьминишны?

Д. : Да!

В. : Тогда, сейчас отдохнём и отправимся в гости.

«Здравствуйте, дорогие ребята, группы «Радуга». Пишет вам Кузька Домовёнок. Вы наверно знаете, что наступила Масленица, и вот мы с моей Кузьминишной решили пригласить вас на чай с блинами и баранками, мы научим вас пить чай, как пили чай в старину. Приезжайте скорее.

Кузя и Кузьминишна».

Публикации по теме:

Сказка «Каша из топора» Если ваши малыши не хотят есть кашу, разыграйте с ними эту сказку, и тогда каша станет самой любимой едой! Действующие лица: 1 Потешник.

Конспект НОД (ФЭМП) в средней группе по русской народной сказке «Каша из топора» Задачи: закреплять счёт в пределах 5, порядковый счёт в пределах 5, знание времён года, геометрических фигур, умение сравнивать предметы.

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи «Каша — здоровье наше» Реализуемая область: «Речевое развитие» Интеграция: образовательные области «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»,.

Конспект занятия по развитию речи «Поляна сказок» Цели и задачи: Образовательные: Обобщить знания детей о русский народных сказках. Учить с помощью картинок - символов обозначать каждый.

Конспект занятия с использованием театрализованной деятельности «Каша из топора» Конспект занятия в подготовительной группу «Театрализованная деятельность» «Каша из топора» Цель: приобщать познавательный интерес через.

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в страну сказок» МБОУ «Гимназия № 2» Конспект занятия по развитию речи на тему: «Путешествие в страну сказок» Выполнила воспитатель ДО №16 2 младшей.

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в королевство сказок» (средняя группа) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Ромашка» Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в королевство.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «В гости на поляну сказок» Цели: 1. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т. д. 2. Развивать мышление, память,.

Конспект занятия в выпускной группе по развитию речи «В мире сказок» Цель: закрепить знания детей о сказках и на материале сказок вызвать у детей желание принимать участие в разговоре на «сказочную» тему.

Занятие «Аукцион игрушек». Знакомство детей с новым видом распродажи товаров «Аукцион» Занятие «Аукцион игрушек». (подготовительная группа) Цель: Знакомство детей с новым видом распродажи товаров «Аукцион» Задачи: 1. Формировать.

Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи. Ознакомление с новым видом сказок. Бытовая сказка «Каша из топора»
Опубликовано: 22 февраля 2017 в 01:44
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи. Ознакомление с новым видом сказок. Бытовая сказка «Каша из топора»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Валдовна Ермолаева (УИ 632411) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД