МААМ-картинки

Конспект занятия «Память» для детей 8–10 лет

Новикова Ольга
Конспект занятия «Память» для детей 8–10 лет

Схема конспекта занятия

I. Пояснительная записка к занятию.

• Тема занятия.

«Память»

• Возрастная группа.

Дети 8-10 лет

• Цель занятия.

Расширить кругозор в области познавательных процессов, определить место и значение памяти.

Познакомить с понятиями «память», «мнемотехника», видами памяти.

Объяснить разницу между механическим и осмысленным запоминанием.

Публикация «Конспект занятия „Память“ для детей 8–10 лет» размещена в разделах

Показать разные способы запоминания.

• Задачи урока / занятия.

Показать связь памяти со структурами мозга.

Дать представления о понятии и видах памяти.

Показать связь различных видов память с органами чувств.

Научить различным способам запоминания.

• Обоснование применения дополнительных материалов, в том числе

IТ-инструментов, на уроке/занятии.

• Используемое оборудование.

Интерактивная доска, компьютер.

Задачи:

Предметные

• Познакомить с понятием «память» и расширить знания по данной теме;

• Познакомить с механизмом работы памяти;

• Познакомить с техниками и приемами эффективного запоминания;

• Способствовать развитию познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения);

• развивать умение по получению и воспроизведению информации;

• развивать умение давать обратную связь (рефлексия);

Личностные:

• развивать интерес ребенка к самому себе, познанию психики человека;

• вырабатывать адекватное отношение к ошибкам и неудачам;

• развивать уверенность в себе;

• повышать уровень самоконтроля;

• воспитывать доброжелательность к окружающим, чувство эмпатии;

• развивать навыки взаимопомощи;

• формировать мотивацию к достижению.

Метапредметные:

• формировать стремление к реализации своих способностей;

• развивать интерес к обучению, к познавательной деятельности;

• развивать умение действовать по плану, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей.

Планируемые результаты

Предметные:

- приобретение знаний о познавательных процессах и «памяти», как одном из них;

- овладение техниками и приемами эффективного запоминания;

- получение опыта эффективного воспроизведения полученной информации;

- развитие навыков рефлексии.

Личностные:

- проявление устойчивого интереса к занятиям по психологии;

- проявление творческой активности;

- проявление доброжелательности;

- повышение уверенности в своих силах и возможностях.

Метапредметные:

- формирование стремления к приобретению знаний;

- развитие нравственных особенностей личности (доброты, эмпатии, взаимовыручки);

- расширение сферы потребностей личности учащихся;

- повышение творческой активности, инициативы и любознательности, стремления к достижениям;

- повышение самооценки.

Содержательная часть:

2.1. Конспект урока / занятия (в таблице).

Деятельность педагога с указанием номера слайда

(при наличии презентации) Деятельность обучающегося

Этап 1 урока/занятия (название этапа, его продолжительность)

Организационный этап. 3 минут

Приветствие, мотивация, постановка цели и задач.

Цель этапа (педагога) :

Установление эмоциональной связи с детьми, создание доброжелательной атмосферы на занятии, включение всех детей в работу, ориентируя на успех и получение результатов. Цель этапа (обучающегося) :

Настроиться на занятие, осознать тему, с интересом включиться в процесс познания, проникнуться желанием овладеть практическими навыками.

Деятельность 1 (Слайд 1)

Сообщение темы занятия «Память»

Обращение к слайду с изображением человека и большого количества информации, которой человек овладевает в процессе своего обучения и развития.

Педагог сообщает, что всех присутствующих на данном занятии ждет увлекательное путешествие и постижение секретов успешного сохранения и воспроизведения информации.

Педагог интересуется ожиданиями детей от занятия на данную тему. Деятельность 1

Все дети вместе с педагогом, опираясь на слайд, перечисляют различные предметы (науки, которыми предстоит овладеть во время учебы в школе и в дальнейшем обучении. Задумываются о том, где и как может храниться такое количество знаний (информации). Некоторые из ребят отвечают на вопрос о своих ожиданиях от занятия на эту тему.

Этап 2 урока/занятия (название этапа, его продолжительность)

Актуализация знаний. 5 минут

Цель этапа (педагога) :

Выявление знаний по данной теме. Размышление над понятиями «память» и виды памяти (подготовка «почвы» для дальнейшего углубления в тему). Выявление затруднений в понимании данных вопросов.

Формирование мотивации: «Именно эти знания помогут нам в путешествии прийти к цели и найти сокровища». Цель этапа (обучающегося) :

Включиться в процесс размышления. Появление желания достичь цели.

Деятельность 2

Слайд 2:

Педагог спрашивает детей, что же такое память, для чего она нужна и важна ли она для человека. Моделирует ситуацию отсутствия памяти у человека.

Слайд 3:

Педагог спрашивает детей, как человек получает информацию из внешнего мира (с помощью каких органов чувств? (для того, чтобы заполнить «хранилища памяти», нужно эту информацию получить). Деятельность 2

Ответы детей с помощью наводящих вопросов педагога.

Этап 3 урока/занятия (название этапа, его продолжительность)

Объяснение нового материала и практическое освоение навыков. 30 минут.

Цель этапа (педагога) :

Сообщение новой информации по теме. Расширение кругозора. Введение героев для активного и увлеченного процесса познания. Обращение детей к их мыслям и чувствам. Объяснение механизмов работы памяти и практическое освоение навыков по запоминанию информации. Цель этапа (обучающегося) :

Активно включиться в познавательную деятельность, понимание заданий педагога, активное участие в диалоге и групповой деятельности. Усвоение материала в игровой форме (занятие-путешествие). Овладение практическими навыками.

Деятельность 3

(Слайд 4) Введение героя – Мнемозина (древнегреческая богиня памяти).

Введение понятий: «мнемо» - память, «амнезия» - потеря памяти, «мнемотехники» - приемы запоминания.

(Слайд 5) Секрет Мнемозины – где хранится память? Объяснение, что память связана с мозгом и его нервными клетками. Деятельность 3

Погружение в процесс познания, развитие заинтересованности. Сравнение полярных понятий: «память» - «отсутствие памяти», понимание большой значимости памяти и желание овладеть приемами запоминания.

Деятельность 4

(Слайд 6)

Промежуточное подведение итога: теперь Мнемозина уверена, что вы имеете хорошую предварительную подготовку и вас можно отправлять в путешествие на поиски сокровищ и постижение тайн Мнемозины.

Введение героя, сопровождающего детей в путешествии (бабочка Мнемозина).

(Слайд 7)

Изучение маршрута (карты) путешествия. Нам предстоит отправиться в путь с острова «Амнезия», жители которого потеряли память и погибают, мы поможем им выбраться с острова, пройти через путь познания (испытания) и доплыть до острова, где есть клад, возможно, мы их спасем. Нам предстоит успешно пройти испытания на четырех станциях, только так мы достигнем цели. Деятельность 4

Дети озвучивают (и осознают) то, что им стало известно по теме «память» (понятие, виды памяти, о связи памяти с мозгом, о богине Мнемозине).

Определение стратегии достижения цели. Проявление сопереживания к жителям острова, потерявшим память.

Настроиться на совместную работу и взаимовыручку.

Деятельность 5

(Слайд 8-9) Станция «Логическая память»

Педагог объясняет, что такое логика и логическое запоминание на примере «Круговорота воды в природе» (каждое последующее событие вытекает из предыдущего). Деятельность 5

Усвоение понятий, приемов, осмысление данных процессов.

Кто-нибудь из детей пробует объяснить круговорот воды в природе до объяснения материала и после. Сравнение результатов.

Деятельность 6

(Слайд 10-11)

Станция «Зрительная память»

Педагог предлагает запомнить 9 картинок через зрительный анализатор и воспроизвести их по памяти.

Педагог объясняет, что память это сложный процесс и запоминание является более эффективным при сочетании разных возможностей памяти. Подключаем логику и творческие способности, связываем эти картинки в какую-нибудь историю (фантазируем). Перечисляем картинки, опираясь на историю.

Педагог дает понятие «механическое запоминание» и «осмысленное запоминание». Деятельность 6

Усвоение понятий, приемов, осмысление данных процессов.

Работа детей по воспроизведению образов посредством механического и затем осмысленного запоминания. Сравнение результатов.

Деятельность 7

(Слайд 12-13)

Станция «Слуховая память»

Педагог зачитывает текст о неизвестном для детей животном (окапи) и предлагает воспроизвести прослушанный материал.

Затем педагог показывает изображение этого животного. Интересуется у детей насколько совпал образ животного, воспринятого на слух и посредством зрения. Подводим итоги, делаем вывод о сложности восприятия информации только на слух и важности всех анализаторов восприятия и разных видов памяти. Деятельность 7

Усвоение понятий, приемов, осмысление данных процессов.

Работа детей по воспроизведению информации, воспринятой на слух. Сравнение результатов после зрительного восприятия. Осмысление важности разных видов памяти и сочетания их друг с другом.

Деятельность 8

(Слайд 14-15)

Станция «Двигательная память»

Детям предлагается пальчиковая игра.

Сначала текст игры озвучивается без участия рук, а затем текст сопровождаем соответствующим движением рук и мимикой. Сравниваем результаты по запоминанию текста.

Раскрываются понятия двигательная (моторная, «память тела», память жесты, крупная и мелкая моторика. Приводятся примеры (танец, ходьба, письмо). Деятельность 8

Усвоение понятий, приемов, осмысление данных процессов.

Работа детей по воспроизведению информации, посредством движения тела. Участие в формулировании понятий и приведении примеров двигательной памяти.

Этап 4 урока/занятия (название этапа, его продолжительность)

Рефлексия. 7 минут.

Цель этапа (педагога) :

Эмоциональная и познавательная рефлексия под музыку Моцарта, способствующей развитию и улучшению памяти). Допустим письменный вариант. Дать справку о пользе классической музыки некоторых композиторов для развития памяти (подтверждено научными исследованиями). Цель этапа (обучающегося)

Определить уровень достижений, затруднений, совпадение/несовпадение результата с ожиданиями. Определить полезность приобретенных знаний для жизни. Определить ценность памяти.

Деятельность 9

(Слайд 16-17)

Прибытие на остров памяти (он же остров сокровищ) после успешного прохождения испытаний и обретения знаний. Подведение детей к мысли о том, что память и есть главное сокровище, а знания о памяти - главное приобретение нашего путешествия. Благодаря стараниям и своим знаниям мы помогли жителям острова «Амнезия» вновь обрести память (развитие эмпатии и взаимовыручки). Деятельность 9

Распознать сокровище, обнаруженное после длительного путешествия с разнообразными испытаниями. Высказаться устно и письменно о своих впечатлениях и приобретенных ценностях.

Концентрация внимания

Данные неврологических исследований доказывают, что музыка Моцарта способна повышать IQ. Музыка настраивает на концентрацию внимания, снижает рассеянность, откладывает спад внимания, заставляет выуживать информацию со дна памяти и ускоряет ее последующее вспоминание. Когда вам необходим мозговой штурм, музыка помогает воспользоваться возможностями мозга более полно.

Композиции:

Wolfgang Amadeus Mozart : Piano Concerto No. 17, finale

Johann Sebastian Bach : Prelude & Fugue No. 1 (from the Well-Tempered Clavier)

Рефлексия

(письменный вариант)

1. Было ли занятие для меня интересным?

Что было самым интересным?

2. Было ли занятие для меня полезным?

3. Пригодятся ли мне эти знания в жизни?

Список литературы:

1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000.

2. Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М. : ЧеРо, 1998.

3. Нуркова В. В. Память. Общая психология. В 7т. т. Под ред. Братуся Б. С. Т. 3. М. : Академия, 2006

Публикации по теме:

Фотовыставка работ детей совместно с педагогом «Война. Победа. Память»Фотовыставка работ детей совместно с педагогом «Война. Победа. Память» Прошло 76 лет, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Все эти годы, 9 мая наша страна отмечает этот великий и трогательный.

Фотоотчет о проведении музыкально-физкультурного праздника «День Победы — память и гордость на все времена» для детей 4–7 летФотоотчет о проведении музыкально-физкультурного праздника «День Победы — память и гордость на все времена» для детей 4–7 лет Фототчет о проведении музыкально-физкультурного праздника «День Победы-память и гордость на все времена» для детей 4-7 лет. Добрый вечер.

Фотоотчёт занятия по мозаичной пластилинографии в рамках проекта «Мы память бережно храним. Вечный огонь» (средняя группа)Фотоотчёт занятия по мозаичной пластилинографии в рамках проекта «Мы память бережно храним. Вечный огонь» (средняя группа) Они горят во славу дедов, Спасавших Землю от чумы, И под салюты той победы Их провожаем нынче мы. Евгений Грант В 2020 году исполняется.

Конспект индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми с ОВЗ «Память» Конспект занятий по теме: «Память» Цель занятий: способствовать развитию памяти как одной из важнейших психических особенностей человека.

Конспект НОД «Сердечко на память» в подготовительной группеКонспект НОД «Сердечко на память» в подготовительной группе Конспект НОД в подготовительной группе «Сердечко на память» Цель: создать условие для: - представления детей о доброте, - создания поделки.

Консультация для родителей «Как развивать память у детей?» Важнейшей особенностью любого человека является его память, благодаря которой каждый человек накапливает жизненный опыт. Память - это способность.

Методическая разработка занятия с презентацией «Имя твое неизвестно, память твоя бессмертна» для детей с ОВЗ 4 группыМетодическая разработка занятия с презентацией «Имя твое неизвестно, память твоя бессмертна» для детей с ОВЗ 4 группы Цель: формирование чувства патриотизма, любви к своей Родине посредством рассказа о воинской доблести и бессмертном подвиге воинов, погибших.

Проект по развитию памяти у детей с ОВЗ «Слушаем, запоминаем, память развиваем» в старшей группеПроект по развитию памяти у детей с ОВЗ «Слушаем, запоминаем, память развиваем» в старшей группе Помнить - это значит успешно справиться с тремя задачами: усвоением, сохранением и повторным извлечением информации. Не помнить - значит.

Рисунки детей на тему «Блокада. Победа. Память»Рисунки детей на тему «Блокада. Победа. Память» 27 января 2019 года наш город отмечал 75-ую годовщину полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. В течение 900 дней, с 8 сентября.

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Вечная память героям» Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Вечная память героям». Разработала: воспитатель Воронина Наталия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Память» для детей 8–10 лет
Опубликовано: 2 декабря 2022 в 00:04
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД