Маргарита Армякова
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Волшебное слово» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
• воспитывать уважение друг к другу, к старшим, посторонним;
• формировать у детей понимание того, что волшебные слова делают человека тактичным, честным, воспитанным;
• формировать у детей понимание того, что вежливость является важным составляющим качеством воспитанного человека;
• обучать детей формулам выражения вежливой просьбы, благодарности.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию „Волшебное слово“ в старшей группе» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
Чтение детям рассказа В. Осеевой «Волшебное слово».
Ход занятия:
Воспитатель обращается к детям :
- Ребята, когда вы пришли сегодня в детский сад, как вы приветствовали друг друга?
- Привет, доброе утро, как я рад тебя видеть…
Раздается стук в дверь. Входит Буратино.
Буратино: - Здравствуйте, ребята! Как много у вас разных игрушек, коробочек, кукол! А вот и карандаши и краски, и пластилин есть! Вот это да! И что? Играть со всем этим разрешают?
- Да, разрешают.
Буратино: - Везет же вам, ребята! Как здорово, когда всего много и всем можно играть, рисовать, лепить, строить. А Мальвина такая вредная, мне ничего не дает! Я хотел у нее краски взять, а она мне не дает их.
Воспитатель : - Буратино, как ты думаешь, почему Мальвина не захотела тебе дать краски?
Буратино: - Ой, ну что же тут думать-то! Она наверное думает, что я носом буду рисовать. Но нет, не дождетесь, я то знаю теперь, что носом рисовать нельзя.
Воспитатель : - Ах, Буратино, Буратино! Дело тут совсем в другом! Скажи нам с ребятами, как ты краски у Мальвины просил?
Буратино: - Как? Да очень просто! Я ей сказал: «Дай, я хочу рисовать!»
Воспитатель : - Ребята, как вы думаете, правильно Буратино краски просил?
- Нет, не правильно.
Буратино: - Как это неправильно? Все я правильно просил. Я всегда так прошу. Да! А однажды я даже плакал и громко кричал: «Дай мне краски! Я хочу!»
Воспитатель : Да, Буратино, что-то не то делаешь. Ребята, вы видите, в какой затруднительной ситуации оказался Буратино? Давайте ему покажем. Садись, Буратино, с нами. Сейчас тебе ребята помогут. Сиди, Буратино, тихо, слушай внимательно, не вертись.
Буратино и дети садятся полукругом.
Воспитатель : - Ребята, вспомните, с каким рассказом В. Осеевой мы познакомились недавно?
- С рассказом «Волшебное слово».
Буратино: - А что за слово такое? А разве есть такое слово?
- Да.
Воспитатель : - Ребята, о каком слове идет речь в рассказе?
- О слове «пожалуйста».
Воспитатель : - Вспомните, как это слово нужно говорить?
- Тихим голосом, глядя прямо в глаза.
Буратино: - Так просто. И после этого слова Мальвина даст мне краски?
- Да, конечно.
Буратино: - Ой, ребята! Как вы мне помогли. Я это слово теперь всегда буду говорить только Мальвине.
Воспитатель : - Подожди, Буратино, мы что-то не поняли тебя. Ты что же, слово «пожалуйста» будешь говорить только Мальвине?
Буратино: - Да. а кому же еще говорить. Только ей одной. Но зато она мне все свои игрушки будет давать.
Воспитатель : - Эх, Буратино, Буратино! Ничего-то ты не понял! Кому еще можно говорить слово «пожалуйста»?
- Маме, папе, бабушке, друзьям, воспитателям, всем людям, кому захочешь.
Воспитатель : - А теперь потренируемся. Представим следующие ситуации.
1. Максим, ты пришел вечером из детского сада домой и тебе так хочется, чтобы мам почитала тебе сказку. Как ты маму попросишь?
Максим: - Мамочка, прочти мне, пожалуйста, сказку.
2. Саша, ты прибежал к бабушке на кухню, а бабушка печет пироги. Тебе так захотелось пирожка. Как ты попросишь?
Саша: - Бабуля, угости меня, пожалуйста, пирожком.
3. На улице Настя нечаянно толкнула Аню. Настя, что ты скажешь Ане?
Настя: - Прости меня, пожалуйста, Аня.
Воспитатель : - Буратино, теперь-то ты понял, что слово «пожалуйста» нужно говорить всем, а не только Мальвине?
Буратино: - Понял. А для чего говорят «спасибо»?
Воспитатель : - Садись, Буратино, ты получишь ответ на свой вопрос, когда послушаешь рассказ В. А. Сухомлинского «Для чего говорят «спасибо»?»
Воспитатель читает рассказ, дети высказывают свои мысли.
Воспитатель : - А теперь ребята вместе с Буратино немного отдохните. (Физкультминутка)
- Волшебных слов очень много. Я бросаю каждому из вас мяч, а вы мне в ответ называете какое-нибудь волшебное слово.
Воспитатель : - Вот видишь, Буратино, как много волшебных слов. Ты их запомнил?
Буратино: - Да, очень много. Да ведь можно запутаться, когда какое слово говорить.
Воспитатель : - Для этого мы потренируемся. Слушай, Буратино, внимательно.
- Мы ложимся спать. Что скажет Вова?
- Мы сели завтракать. Что после завтрака скажет Оля?
- К нам пришли гости? Что им скажет Дима?
- Нам сделали подарок. Что скажет Катя?
- Вот видишь, Буратино, как много различных ситуаций в жизни, когда необходимо пользоваться волшебными словами? Их забывать не надо. Есть одна хорошая пословица : «Ласковое слово не трудно молвить». Давайте ее выучим. И ты, Буратино, учи вместе с ребятами. И самое главное, волшебные слова нужно говорить приветливо, с нежностью, только тогда эти слова будут волшебными.
Буратино: - Ребята, как вы мне помогли! Я хочу поблагодарить вас и вручить подарки.
Буратино дарит детям фломастеры. Дети благодарят.
Буратино прощается и уходит.
Воспитатель : - Сегодня мы с вами говорили много волшебных слов. Вот у меня волшебный клубок.
Игра «Связующая нить» : - Мы будем передавать по кругу друг другу этот клубок и говорить все волшебные слова, которые услышали и запомнили на занятии.
Дети передают клубок так, чтобы все взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказыванием волшебных слов.
Воспитатель : - Теперь мы обратно замотаем нитку с волшебными словами в клубок, и этот клубок будет лежать на видном месте. Если кто-то забудет сказать какое-то волшебное слово, подойдите к клубку и сразу же вспомните нужное слово.