Годяева Жанна Владимировна
Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе (труд в природе)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Ухаживаем за комнатными растениями» (обучение способу удаления пыли кисточкой и пульверизатором).
Цель:
Продолжать расширять представление детей о труде; систематизировать знания о процессе ухода та комнатными растениями, определять предмет труда, отбирать инструменты и материалы для работы, определять последовательность трудовых действий, формировать практические навыки.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе (труд в природе)» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Уточнить представление детей о том, что комнатные растения имеют листья разной величины - большие и маленькие, широкие и узкие, листья имеют разную поверхность гладкую, бархатистую, шероховатую, листьев много или мало;
Дать представление о том, что при выборе инструмента для удаления пыли необходимо ориентироваться на величину, количество и поверхность листьев;
Формировать навыки работы с влажной и сухой кисточкой при удалении пыли с листьев: по всей длине листа, пульверизатором обходить растение вокруг;
Развивать умение обследовать комнатные растения, определять необходимость ухода, выбирать необходимые для этого ухода инструменты, самостоятельно ставить цель труда и доводить работу до конца;
Воспитывать гуманное и бережное отношение к комнатным растениям.
Словарная работа: удалять, пульверизатор, опрыскивать, модель, инструмент, бархатистая, шероховатая.
Материал: модели «величины, характера поверхности листьев, количества», кисточки разных размеров, губки, тряпочки, тазик с водой, лейка, пульверизатор, письмо-жалоба в конверте.
Предварительная работа:
а) воспитателя: написания конспекта организации и проведения коллективного труда по уходу за комнатными растениями; чтение дополнительной литературы; подбор оборудования и материалов.
б) детей: загадывание загадок о комнатных растениях; чтение стихотворений о комнатных растениях; беседы «Комнатные растения»; рассматривание иллюстраций комнатных растений.
Ход проведения НОД:
Игровой момент: В группу приносят письмо-жалобу от комнатных растений: «Мы растения, живем в вашем детском саду, в вашей группе. Мы живые и хотим, чтобы ребята правильно за нами ухаживали. Мы все разные, поэтому ухаживать за нами надо по-разному. Пожалуйста, будьте внимательны к нам».
Проблемная ситуация: Что же надо сделать, чтобы правильно ухаживать за комнатными растениями? (внимательно рассмотреть их, выбрать необходимые предметы ухода за ними - инструменты).
Рассматривание и обследование комнатных растений в уголке природы.
Вопросы воспитателя: Как называется это растение? Какой формы у него листья? Какой величины? (большие или маленькие, широкие или узкие, длинные или короткие) Какая поверхность листьев? (гладкая, бархатистая, шероховатая, шелковистая) Много листьев или мало?
Поручение: выбрать 3 разных растения и отнести их на стол для рассматривания и ухода за ними (фиалка, амазонская лилия, герань).
Рассматривание комнатных растений и моделирование тех признаков, которые важны при выборе инструментов для ухода за ними, а также в выборе способа ухода.
Вопросы воспитателя: Как называется это растение? Что нам надо знать о нем, чтобы правильно за ним ухаживать? Сколько листьев у фиалки? Какие они по величине? Какая поверхность фиалки?
Моделирование: выбери на столе соответствующие рисунки-модели и поставь на панно.
А теперь выбери инструмент, которым с этих листьев можно удалять пыль, чтобы растению было «не больно», чтобы оно не «жаловалось». Дети находят и выставляют картинку с рисунком кисточки и говорят «Пыль с бархатистых листьев фиалки удаляют сухой кисточкой».
И так дальше рассказывают о способах ухода за всеми выбранными для наблюдения растениями.
В: Ребята, мы с вами уже помогли трем цветочкам, а что же мы будем делать с остальными? Правильно, конечно же, мы поможем всем цветам! Какими орудиями труда мы будем пользоваться, чтобы правильно ухаживать за нашими растениями?
Д: Лейками, стеком, пульверизаторами, влажными тряпочками, сухими кисточками и водой.
В: Правильно! А теперь подойдите ко мне поближе и посмотрите, как я буду это делать.
(Дети наблюдают за действиями воспитателя).
В: А теперь давайте распределим обязанности, кто будет рыхлить землю? Убирать желтые листочки? Опрыскивать листочки и т. д.
(Распределяем обязанности по желанию детей).
В: Ребята, а теперь давайте подготовим оборудование, для ухода за растениями и сами подготовимся.
Дети приступают к работе. Во время ухода за растениями воспитатель спрашивает у детей названия комнатного растения, особенности ухода за ним. Следит за правильностью выполнения работы.
В: Не забываем, ребята, что с крупных листьев пыль удаляем влажной тряпочкой, с ворсистых листьев – смахиваем сухой кисточкой, мелкие листочки просто – опрыскиваем, их не нужно протирать влажной тряпочкой, потому что можно их сломать или порвать. Молодцы, как хорошо вы справляетесь! Растения будут очень рады.
Если у детей возникают трудности во время работы, воспитатель подходит, помогает детям. Похвала за хорошую работу.
Заключительный этап:
В: Вот какие вы у меня все молодцы! Как старались, дружно работали, всю пыль убрали с растений, посмотрите, наши цветы благодарят вас, какие у нас в группе хорошие, добрые ребята, как они дружно работают.
Мариночка посмотри, как папоротник тянет к тебе свои листочки, он благодарен тебе! Ты все правильно делала, ты аккуратно опрыскала пульверизатором листочки папоротника, полила его. Вика, ты тоже молодец! Вы все молодцы!
В: Ребята, вам понравилось помогать нашим растениям?
(Ответы детей).
В: Молодцы ребята, вы очень хорошо потрудились, у вас очень хорошо получилось. Ребята, а теперь давайте мы уберем все оборудование по своим местам, чтобы у нас были только чистота и порядок. Дежурные отнесите тазики в умывальную комнату, нужно вылить из них воду и поставить на место. Ну, а все остальные уберите кисточки обратно в коробочку, фартучки – в шкафчик, и не забудьте наполнить лейки водой.
(Воспитатель просит детей убрать на место оборудование и материалы.)