Ольга Портнова
Конспект занятия по флористике для детей старшего дошкольного возраста «Сказочная осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Портнова Ольга Ивановна,
воспитатель,
структурное подразделение «Детский сад «Бабочка»
ГБОУ ООШ № 6 г. Новокуйбышевска
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФЛОРИСТИКЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
"СКАЗОЧНАЯ ОСЕНЬ"
Цель:
Расширить представление детей о флористике.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по флористике для детей старшего дошкольного возраста „Сказочная осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
1. Учить детей создавать сюжетные композиции из природного материала - засушенных листьев, лепестков, соцветий и семян.
2. Развивать чувство цвета и композиции; творческое воображение и ассоциативное мышление.
3. Сосредоточить внимание на зрительно-моторной координации.
4. Совершенствовать технику приклеивания, резания без разметки - "на глаз".
5. Развивать старание, усердие и терпение.
6. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, вызвать желание сохранять ее красоту в аранжировках и флористических композициях.
Материал:
Засушенные красивые по форме и окраске листья разных деревьев и кустарников (клен, береза, ива, рябина, шиповник, трав, лепестки и соцветья цветов, семена (крылатки клена и ясеня, семечки тыквы, арбуза, подсолнечника) на небольших подносах; цветной картон размером А4 для основы (фона) композиций; белые альбомные листы; клей ПВА; посуда для клея; клеевые кисти; подставки для кистей; ножницы; салфетки матерчатые и бумажные; вырезанные из бумаги кленовые листья.
Зрительный ряд:
Ваза с букетом из осенних листьев, работы детей и педагога на тему “Флористика”
Музыкальный ряд:
П. И. Чайковский «Времена года»
Словарная работа:
Обогащение словаря – подбор наиболее точных глаголов и прилагательных
Активизация словаря – листопад, гербарий, флористика, флорист, композиция, палитра
Предварительная работа:
Сбор и засушивание осенних листьев; составление букетов (аранжировки из цветов, листьев, веток); простейшая аппликация из осенних листьев; экспериментирование с природным материалом "На что похож осенний лист?"; дидактическая игра "С какого дерева лист?"; речевые игры "Скажи, какой (какая, какое)", "Подбери красивое слово"; конкурс работ родителей и детей на тему “ Осенние фантазии”; прослушивание красивых стихотворений и песен про осень.
Логика образовательной деятельности:
Звучит негромкая музыка.
Дети входят в студию. На полу лежат вырезанные из бумаги кленовые листья.
Педагог: Здравствуйте! Проходите и садитесь!
Тихо я бреду одна по саду
Под ногами желтый лист хрустит,
Осень льет предзимнюю прохладу,
О прошедшем лете говорит….
Педагог: Ребята, как называется явление, когда с деревьев падают листья?
Дети: Листопад.
Педагог: А прежде чем листья упали с дерева, что они делали?
Дети: Висели, росли, зеленели, желтели, качались, шумели, шелестели, дрожали.
Педагог: У меня для вас есть сюрприз! За окном уже холодно, на деревьях очень мало листьев, а у меня есть вот такой осенний букет. Вам нравится?
Дети: Да.
Педагог: Из осенних листьев можно делать много интересных поделок. А вы знаете, что можно делать из листьев?
Дети: Гербарий, засушить листья, сделать аппликацию, составить букет, поиграть.
Педагог: Посмотрите вот на эти интересные картинки. Они тоже сделаны из осенних листочков. Надо быть большим фантазером, чтобы придумать, на что похож листок. Такие необычные работы выполняют флористы. Кто такие флористы? Первое, что приходит на ум, что эти люди связаны с природой, с цветами. Ведь флора в древнегреческой мифологии - богиня цветов и весны! Флористы - художники, использующие для своих картин вместо красок листья и лепестки цветов, травы, мох, кору деревьев, семена и любой другой отживший растительный материал. Цветы и листья имеют такую неисчерпаемую гамму цветовых оттенков, что собрав и правильно засушив эти цветы и листья, можно получить богатейшую палитру. Опишите мне цвета осени?
Дети: Желтый, красный, оранжевый, коричневый, зеленый, бордовый, лимонный, пурпурный, багряный, огненный, золотой.
Педагог: Ребята, я хочу показать вам еще одну интересную работу. Посмотрите внимательно, из чего она сделана?
Дети: Лепестки и соцветья цветов, кора деревьев, травы, семена.
Педагог: Таким образом, «флористика» - разновидность декоративно–прикладного искусства, создание букетов, композиций, панно, коллажей и других произведений из различных природных материалов: цветов, листьев, ягод, плодов, семян. Повторите, как называется этот вид искусства?
Дети: Флористика.
Педагог: А люди, занимающиеся такой работой?
Дети: Флористы.
Педагог: А вы хотите научиться делать интересные картины из разнообразных природных материалов?
Дети: Да.
Педагог: Сейчас я объясню особенность изготовления таких флористических работ. Сначала надо придумать и представить себе картину (кто или что на ней будет). Сюжеты могут быть самыми разнообразными, например "Бабочки", "Птица летит в небе", "Филин в лесу", "Цветы на поляне", "Морское дно" и т. д. Затем выбрать из предложенного природного материала подходящие листочки и составить композицию на листе картона. Я пройду, посмотрю и если вы составили правильно, интересно и необычно, то будете наклеивать на основу, начиная с наиболее крупных деталей. Работать нужно аккуратно и осторожно, ведь засушенные листья очень хрупкие и ломкие.
При создании работы следует учитывать цвет основы, на котором будет находиться ваша композиция. Она не должна сливаться с фоном.
Наносить клей необходимо маленькими точками в нескольких местах, чтобы его излишки не выступали за край поверхности. Нельзя передвигать уже приклеенные детали композиции, поэтому будьте очень внимательны. Вы, я надеюсь, уже придумали, что собираетесь сотворить из осенних листьев, а кто сомневается, я подойду и помогу определиться с замыслом. Приступайте к работе.
(Дети начинают работать, педагог наблюдает, помогает советом, подсказывает, как расположить композицию, уточняет замысел, направляет внимание ребенка на более полное осуществление замысла, следит за аккуратным выполнением задания, если необходимо – помогает.)
Педагог: Цвет и форма осенних листьев вызывают разнообразные ассоциации, задают тему и настроение. Листья при желании и по необходимости можно преобразовать - разрезать пополам, отрезать лишнее, составить из нескольких листочков новую форму. Я обязательно подскажу каждому, как сделать работу лучше и выразительнее.
(Уделить внимание каждому ребенку, направить на творчество.)
Педагог: Не забывайте об осторожности и аккуратности при работе с ножницами, клеем и природным материалом: не следует передавать ножницы острыми концами вперед, только кольцами; если ножницы не нужны, то они должны лежать на середине стола; клей наносят на поверхность рабочего материала кисточкой; клеевая кисть не в работе, значит, располагается на подставке; излишки клея следует удалять мягкой тряпочкой или бумажной салфеткой; природный материал не разбросан по всему столу, а лежит на подносе.
Педагог: Почти у всех работа близится к завершению, не бойтесь творить, проявляйте фантазию, экспериментируйте, используйте весь предложенный природный материал - листья разных деревьев и кустарников, травы, лепестки и соцветья цветов и семена, создавайте свои шедевры, как настоящие художники-флористы.
(Оказывать индивидуальную помощь каждому ребенку. Следить за осанкой.)
Педагог: Флористические композиции готовы и пока они подсыхают, мы с вами поиграем.
Физкультминутка
Педагог: Представьте, что ваши кисти рук - это листья. Раздвиньте пальчики и сделайте свои листики твердыми, напряженными, тугими. (педагог проверяет напряженность пальцев)
А теперь листочки повисли: расслабьте руки. Повторим упражнение несколько раз.
Листики качаются на ветру. Выполняйте вместе со мной. (руки согнуты в локтях, кисти рук слегка свисают и качаются из стороны в сторону).
Листики дрожат на ветру. (быстрые движения пальцами рук).
Подул ветерок, листья стали отрываться и падать. (дети дуют на свои ладони длительно и плавно, ощущая прохладу воздуха)
Педагог: Молодцы! Отлично справились с заданием! Давайте повесим готовые работы на доску и рассмотрим их. Какие красивые и разнообразные они у вас получились. В этой работе подобраны листья очень красивой формы, а здесь – интересное цветовое сочетание. Своеобразный выразительный и живописный образ можно заметить вот в этой работе, а тут необычайная оригинальность композиции. Как аккуратно и гармонично выполнено это изделие и воплощен замысел вот в этой работе. Какая работа привлекла ваше внимание? Чья работа похожа на сказку? А какое настроение вызывает у вас вот эта работа? Покажите мне самую необычную работу? Самую красочную и яркую? Самую загадочную? Самую сложную? Самую аккуратную?
(Похвалить всех и в отдельности каждого. Привлечь к анализу детей. Заметить лучшее и необычное в каждой работе и выделить это, тактично отметить недостатки некоторых работ.)
Педагог: Какая у нас получилась замечательная выставка. А сейчас представьте, что вы – это веточки. Чтобы превратиться в осеннюю веточку возьмите по два кленовых листочка. Когда будет звучать музыка, вы танцуете, музыка затихает – вам нужно замереть на месте и изобразить ветку дерева.
Листочки, листочки по ветру летят, у деток под ножками тихо шуршат.
И, плавно качаясь, ведут хоровод. И ветер осенний им песню поет.
То вправо, то влево листочки летят, прощается с нами веселый наш сад.
Листочки, качаясь, ведут хоровод. И ветер осенний им песню поет.
( Педагог дает задание: встать по две веточки, по одной, по три, составить один общий букет. Дети выполняют движения по заданию педагога, и складывают листья в корзину.)
Педагог: Наше занятие закончилось. До свидания! До новых встреч!