МААМ-картинки

Конспект занятия по формированию основ гражданственности и патриотизма в подготовительной группе «Мой родной город Псков»

Елена Ефанова
Конспект занятия по формированию основ гражданственности и патриотизма в подготовительной группе «Мой родной город Псков»

Конспект занятия по ФОГиП (формированию основ гражданственности и патриотизма) в подготовительной к школе группе.

Тема: «Мой родной город Псков»

Форма организации : подгрупповая.

Методы и приё мы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра

Публикация «Конспект занятия по формированию основ гражданственности и патриотизма в подготовительной группе „Мой родной город Псков“» размещена в разделах

Предварительная работа: беседа о городе, рассматривание иллюстраций и фотографий в «Уголке родного города», беседы о достопримечательностях родного города, о его улицах.

Оборудование: фотографии памятник «Поэт и крестьянка», «Вечный огонь», памятники княгине Ольге, скульптура скобаря в Детском парке, памятник Александру Невскому, Памятник "Стражам границы", Псковский кремль, Плоская башня, Гремячая башня, Троицкий собор, Ольгинская часовня, Псковский драматический театр им. А. С. Пушкина, Псковский театр кукол.

Словарь: достопримечательность, псковичи, скобарь,

Задачи.

Образовательные:

- уточнить знания детей о родном городе, его официальных и неофициальных символах, его достопримечательностях;

- сообщить новые сведения об одной из достопримечательностей города –

Памятник "Стражам границы" в сквере Энтузиастов;

- продолжать добиваться в ответах детей полного изложения полученных знаний по заданному вопросу воспитателя;

Развивающие:

- продолжать развивать познавательный интерес к родному городу;

- стимулировать активность детей для разрешения проблемных ситуаций;

- развивать внимание, память, сообразительность;

- способствовать реализации потребности детей в движении;

Воспитательные:

- воспитывать гражданско-патриотические чувства, посредством изучения достопримечательностей родного города;

- способствовать сплочению детского коллектива;

Ход НОД:

Организационный момент.

В: Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй!

Собрались ребята в круг,

Слева – друг, и справа – друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Вводная часть.

Воспитатель приглашает детей к столу, где стоит глобус и лежит письмо. Они встают полукругом.

Воспитатель:

Ребята, вы любите путешествовать? Я знаю одного путешественника-исследователя Почемучкина.

-Кто такой исследователь? Путешественник?

(Человек, который много путешествует и занимается территориальными изучениями.) Почемучкин прислал письмо.

Воспитатель: (в руках конверт) : Сегодня рано утром к нам пришло электронное письмо. Я думаю, мы можем его прочесть. А от кого оно, вы сейчас сами догадаетесь.

Чтение письма:

 Здравствуйте мои маленькие друзья! Я исследователь-путешественник Почемучкин. Живу в сказочной стране.

Я исследую разные города и страны. Я видел вашу страну на карте. Как она называется? Я уже побывал в главном городе вашей страны. Вы его знаете?

Но я ничего не знаю о вашем городе. Я буду очень рад если вы познакомите меня с достопримечательностями города. Попробуйте узнать и все мне рассказать. Успехов вам.

Основная часть Беседа.

Воспитатель: Ох, какая интересная задача! Давайте вспомним с вами вместе, что мы знаем о городе, в котором живём.

Страна, в которой мы живём, называется (Россия). Мы родились в России, значит она наша (Родина). Но у каждого из нас есть малая родина. Что это? Это место (город, деревня, село, где человек родился, живёт.

- Назовите, как называется наш город, наша малая родина? (Псков)

Из глубины веков пришло к нам первое упоминание о Пскове.

Не известно, кем было создано и какими людьми первое поселение, в том месте, где малая река Пскова впадает в большую, широкую реку Великая.

Но известно, что вверх по течению реки Великой, где находится деревенька Выбуты, родилась и выросла красивая и скромная девушка. Именем – Ольга.

…Охотился как-то в псковских лесах молодой киевский князь Игорь. И очутился он на берегу полноводной реки. Как перебраться на другой берег? И увидел Игорь, что кто – то плывет по реке в лодке, взял и окликнул перевозчика, велел перевезти ему себя на противоположный берег. Каково же было удивление Игоря, когда в подплывшей лодке оказалась молодая девушка. Это и была Ольга. Пораженный ее красотой, молодой князь завёл с Ольгой разговор и на прощание подарил Ольге колечко и просил его не забывать.

Когда пришла пора Игорю жениться, он вспомнил, так понравившуюся ему девушку. Вот и стала Ольга женой великого киевского князя Игоря.

С именем Ольги связана ещё одна легенда из истории Пскова.

Давным-давно…

«Там, где к Великой мчится Пскова.

Там, где Россия в людях жива-

Встал наш любимый город седой,

Вечно хранимый Ольгой святой».

Княгиня Ольга, по легенде, считается основательницей, первой жительницей нашего города. Однажды княгиня Ольга с дружиной оказалась близь родных мест, остановилась дружина на отдых на берегу реки Великой. Оглянулась Ольга, тучи неслись над рекой, закрывали солнце.

Вдруг три луча упали с небес на землю и сошлись в одной точке. Лежал перед Ольгой дивный край. Две реки стремились одна к другой. Там. где они сливались в лучах света, высился каменный утёс.

Ольга сказала: «Здесь будет храм Святой Троицы и град великий и славен во всём изобилии».

По приказу княгини Ольги на высоком берегу мастера построили высокий собор Святой Троицы (Троицкий собор). Вокруг храма люди строили свои дома.

Город люди стали называть Плесков и был очень-очень маленький, даже не город, а древнее поселение людей. Рядом была глубокая плескающаяся (плещущаяся) река, поэтому и назвали поселение- Плесков. Люди жили в маленьких домиках, врытых в землю. Людей было так мало, что все знали друг друга по имени.

Время шло, людей становилось больше. Дома стали деревянными, с печкой и полом. Их обносили деревянной стеной, чтобы люди не боялись спать. Т. к. вокруг был лес.

Чем же занимались люди, если рядом был лес и широкая река? (охотились, ловили рыбу, собирали грибы и ягоды, держали животных, из их шкур шили одежду, лепили посуду из глины, сеяли рожь, сажали репу, свёклу, морковь).

Еще одно занятие которое прославило наших предков, это то, что они делали из железа скобы и продавали их по всей округе. За это жители города и получили прозвище – скобари.

Город расширялся, богател, процветал. И получил новое название, сокращенное – Псков, а жителей города стали называть – псковичи.

Жители города торговали с разными народами. Богатели. И у города появились враги. Они часто нападали на Псков, хотели завладеть его богатством. Тогда псковичи огородили город крепостной стеной. Так вокруг Троицкого собора появился кремль с высокими башнями и толстыми стенами.

В Пскове, в память о мудрой княгине Ольге, есть Ольгинская набережная и Ольгинский мост, Ольгинская часовня, которая стоит на том месте, где по легенде Ольга увидела лучи с неба.

Ребята, наше путешествие по древнему и славному городу Пскову продолжается. Давайте мы с вами познакомимся с символами Пскова.

Символы – это лицо города. То, что отличает его от других городов.   У каждого города есть свои символы. Псков тоже имеет официальные символы города (герб, флаг и гимн).

Герб города Пскова.

  -История герба уходит корнями в те времена, жили рыцари.

Рыцари были очень хорошо вооружены: закованы с ног до головы в железные латы, а лицо наглухо закрыто шлемом.  Узнать человека в таком боевом одеянии совершенно невозможно.  

   -И тогда каждый рыцарь стал себе придумывать какой-либо знак или рисунок, который мог нести в себе самую информацию о его владельце.  Этот рисунок, который и назвали гербом, изображался на щите, который носил рыцарь. Чаще всего рыцарь изображал на щите – гербе то животное, с которым себя сравнивал. Рыцари очень дорожили своими гербами. Передавали их своим детям, внукам. Гербом гордились и старались его не опозорить.

-Уже давно нет рыцарей, современные солдаты не используют щиты, но гербы остались. Ими стали обзаводиться государства и города. Свой герб есть и у нашего города. На нём изображено то, чем Псков славится, гордится, дорожит.

Демонстрируется картинка.

    Перед вами современный герб г. Пскова : «В голубом поле барс, и над ним из облака выходящая рука». В течение многих веков Псков надёжно охранял с запада русские земли, всегда находился в состоянии боевой готовности.

    Могучий и грозный барс символизирует эту готовность во всеоружии встретить врагов, храбрость и мужество псковичей. Поза зверя, высунутый язык и поднятая передняя лапа показывает, что зверь будет защищаться, его нацеленность на врага.

Над щитом сверху расположена корона, которая свидетельствует о том, что Псков – столица нашей области. Справа и слева от щита размещены барсы, держащие в ножнах мечи. Эти мечи убраны, потому, как Псков – дружелюбный город, но их наличие на гербе говорит о том, что Псков – город-воин. Под гербовым щитом написан девиз «Чести своей не отдам никому».

Когда придумывается герб, то внимание уделяется не только деталям, но и цвету, потому что он тоже имеет значение: красный цвет – символизирует мужество, синий цвет – символизирует красоту, зелёный цвет - свободу, чёрный цвет – мудрость, жёлтый цвет – богатство, а белый цвет – символизирует благородство.  

Флаг города Пскова (демонстрируется картинка).

      Флаг Пскова повторяет композицию герба. Это голубое полотнище, в верхней части которого – изображение руки (десницы Божией, выходящей из облаков, в нижней – изображение барса.  

Гимн города Пскова

     Есть ещё один замечательный символ у нашего города – это гимн.

    Гимн - это особая мелодия, которая исполняется обычно во время торжественных собраний, спортивных состязаний, праздников и т. д.  

     Давайте все вместе послушаем гимн города Пскова. (Звучит гимн)

Кроме официальных символов у города Пскова есть и неофициальные символы. Это символы, по которым сразу можно догадаться, что это Псков.

Я говорю о достопримечательностях. Достопримеча тельность — место объект (здание, памятник) заслуживающие особого внимания.

Такими местами у нас в городе являются, памятник княгине Ольге в Детском парке, памятник святой Равноапостольной княгине Ольге в сквере около гостиницы «Рижская»,

Троицкий собор, Псковский кремль, Плоская башня, стоящая на слияние рек Великой и Псковы, Детский парк и Ботанический сад, монумент князю Александру Невскому и русской дружине на горе Соколиха под Псковом, и другие интересные места. У нас в городе, в Летнем саду стоит памятник «Пушкин и крестьянка» поставленный в честь А. С. Пушкина и его няни.

В честь защитников нашего города в Пскове есть Площадь Победы, на котором горит Вечный огонь.

А совсем недавно в городе, в сквере Энтузиастов, появилась новая достопримечательность-памятник "Стражам границы".

Динамическая пауза. Дети встают в круг.

Псков наш дом

Здесь все дружно мы живём (дети берутся за руки)

Любим по нему гулять, 

Всё смотреть и узнавать. (идут по кругу)

Один- заходим мы в музей

Рассмотрим экспонаты побыстрей (руки на пояс)

Ходим тихо, не шумим, (идут по кругу сначала медленно, потом быстрее)

Затем дальше поспешим.

Площадь Победы - это два (шаги на месте)

Вспомним, что была война.

Мы поклонимся огню,

Чтим историю свою. (делают поклон до земли)

Три – конечно это парк,

Можно прыгать и скакать, (прыжки)

Очень быстро побежать. (бег на месте)

Дальше медленно идём,

И к собору подойдём.

Смотрим мы на купола (руки над головой, изобразить купол, смотреть вверх)

Просим мы о мире.

Прогулка долгая была.

Вот уже четыре. (руки поднять - вдох, опустить - выдох) 

Ну а пять - наш детский сад (скрестить руки у груди)

Он родной для всех ребят.

Дети присаживаются.

В разминке прозвучали слова о музее. В нашем городе есть большой исторический и художественный музей. Он располагается возле нашего детского сада. Его может посетить любой гость и горожанин. Ещё в Пскове есть драматический театр им. А. С. Пушкина и театр кукол.

В городе много красивых улиц, переулков и два проспекта (проспект-это длинная, прямая и широкая улица, которые проходят через весь город. Кто знает, как они называются (Октябрьский проспект и Рижский проспект).

Игровое упражнение «Где стоит твой дом?»

Воспитатель: Ребята, назовите улицу, на которой стоят ваши дома.

Итог.

-Кому мы помогли? (Почемучкину) Чем занимались? (путешествовали, играли).

- С какими памятниками познакомились? 

Давайте сделаем Почемучкину на память альбом о городе Пскове. Во второй половине дня сделаем рисунки на тему «Моя улица». Делают альбом для Почемучкина.

Публикации по теме:

Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности в средней группе «Аппликация «Моя первая копилка. Деньги»Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности в средней группе «Аппликация «Моя первая копилка. Деньги» Фотоотчёт по формированию основ финансовой грамотности в средней группе "Моя первая копилка". Цель: формирование у детей среднего дошкольного.

Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Работа по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, её традициям.

Конспект НОД в средней группе «Мой родной город. Город Донской» Цель: воспитание у детей чувства любви к малой Родине, родному городу. Программное содержание: 1. Расширять представления детей о родном.

Конспект занятия по формированию основ безопасного поведения у дошкольников в группе раннего возраста «Поможем Зайке»Конспект занятия по формированию основ безопасного поведения у дошкольников в группе раннего возраста «Поможем Зайке» Задачи: 1. Побудить детей отзываться на игровые действия с персонажами игрушками. 2. Учить детей правилам безопасного передвижения; объяснить.

Конспект занятия по формированию основ безопасности в группе раннего возраста «Пожар в лесу»Конспект занятия по формированию основ безопасности в группе раннего возраста «Пожар в лесу» Конспект занятия по формированию основ безопасности в группе раннего возраста «Пожар в лесу» Цель: формировать понятие о пользе и вреде.

Конспект занятия по формированию основ ЗОЖ в старшей группе «Что мы знаем о здоровье»Конспект занятия по формированию основ ЗОЖ в старшей группе «Что мы знаем о здоровье» Занятие проводится в форме игры «Что? Где? Когда?». Программное содержание: закрепить представления о правилах ухода за телом, о значении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по формированию основ гражданственности и патриотизма в подготовительной группе «Мой родной город Псков»
Опубликовано: 16 января 2024 в 20:17
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД