Ольга Новикова
Конспект занятия по ФЭМП для детей 6–7 лет с нарушением зрения «Космическое путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Космическое путешествие
Управление образования
Администрация Киселёвского городского округа
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 63 «Журавлик» комбинированного вида
Конспект занятия по формированию
элементарно-математических представлений
для детей 6 - 7 лет (с нарушением зрения)
«Космическое путешествие»
подготовила
Зернова
Елена
Николаевна
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП для детей 6–7 лет с нарушением зрения „Космическое путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
воспитатель
2013
Цель занятия : Закрепление математических знаний и умений посредством дидактической игры.
Задачи:
Образовательная:
1. Считать в прямом и обратном порядке в пределах 10. Учить использовать цифры (0-9) для обозначения чисел до 10. Соотносить число с соответствующим количеством реальных предметов и их изображений. Называть последующие и предыдущие числа для каждого числа в пределах 10. Выполнять сложение и вычитание в пределах 10. Решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание, записывать решение с помощью разрезных цифр и знаков плюс, минус, равняется.
2. Различать и называть плоские геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг, эллипс, четырёхугольник. Объё мные геометрические фигуры: куб, шар, эллипсоид, брусок, параллелепипед, цилиндр, конус. Учить расчленять и конструировать из геометрических форм различные фигуры.
3. Знакомство с монетами.
Развивающая:
1. Ориентироваться на листе бумаги, называть направление движения на схеме, рисунке.
2. Развивать внимание, логическое мышление.
Воспитательная:
1. Развивать желание работать в коллективе дружно, помогать друг другу в сложных ситуациях.
Коррекционная:
1. Учить пониманию закрытости, зашумлённости изображения.
2. Развивать наглядно - действенного мышления.
3. Сравнивать и анализировать зрительные образы.
4. Обучать приёмам выполнения предметно- практических действий с помощью сохранённых анализаторов.
5. Создавать у детей целостное обобщение образа познаваемого пространства.
6. Развивать навыки ориентировки в окружающем пространстве.
7. Развивать прослеживающие функции глаза.
Предварительная работа:
• Подбор наглядного материала и познавательной литературы.
• Просмотр иллюстраций по теме «Космос».
• Чтение с детьми Е. П. Левитан «Твоя Вселенная», «Звёздные сказки».
• Рассматривание альбома «Человек, Земля, Вселенная».
• Рассматривание карты звёздного неба.
• Решение занимательных логических задач.
• Разучивание стихов.
Оборудование занятия :
1. Модель ракеты из геометрических фигур.
2. Часы с ремешками разной формы.
3. Рыбки с написанными на них примерами.
4. Набор разрезных фигур.
5. Геометрическое лото.
6. Карточки с фигурами, которые пересечены (одна закрывает другую)
7. Картинки с соответствующими им цифрами.
8. Модели ракет с «заплатками».
9. Монеты и предметы с ценником.
10. Портреты марсиан.
11. Схема обратного пути.
12. Маршруты пути по звёздам на каждого ребёнка.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие : мы полетим на планету «Марс». Я руководитель полёта и всех вас приглашаю в отряд космонавтов. Ребята, вы хотите вступить в отряд космонавтов?
Дети: Да, мы хотим стать космонавтами.
Воспитатель: За нашим путешествием будут следить из центра управления полётом. Как быстро летит наша ракета, как дружно и правильно космонавты выполняют задания.
Воспитатель: Проверить готовность ракеты к полёту
(Дети выкладывают ракету из геометрических фигур).
Воспитатель: Из каких геометрических фигур можно составить ракету?
Дети: Начнём выкладывать ракету с квадрата, на котором есть круглый иллюминатор.
Дети: Треугольник будет верхом ракеты
Дети: Два четырёхугольника - это крылья ракеты.
Дети: А соплом ракеты будет красный четырёхугольник
Дети: Наша ракета готова к полёту.
Воспитатель: Подобрать членам команды ремешки к часам
(Дети подбирают ремешки к часам, соединяя их по методу соединения пазлов).
Дима: Я нашёл свой ремешок, он подходит к моим часам.
Костя: У меня не подходит, значит, я взял чужой. Он подходит к Юлиным часам.
Саша: Я подобрал себе ремешок и теперь могу помочь другим.
Воспитатель: Вы работали, как единая команда, помогая друг другу.
Воспитатель: В полёте нам нужно знать точное время, вылет 9 часов. Поставить стрелки на 9 часов. (Дети ставят стрелки часов на указанное время)
Воспитатель: Какое время показывают часы?
Костя: Стрелку часов я поставил на цифру 9, значит, мои часы показывают время 9 часов. Воспитатель: Перед вами карта звёздного неба. Необходимо нарисовать маршрут пути по звёздам (Дети последовательно соединяют цифры от 1 до 10, написанные на звёздах)
Воспитатель: С какой цифры начнё м рисовать Дети: Надо начать с цифры 1. Дети: Цифру 1 соединить с цифрой 2, идти к цифре 3.
Юля: Соединяю цифру 3,4,5,6,7,8,9,10. Вычерчивая путь, стараюсь не задеть звёзды.
Воспитатель: Молодцы, маршрут пути готов.
Воспитатель: Космонавт должен быть умным, трудолюбивым, находчивым. Проверим ваши знания и смекалку.
Воспитатель: Сегодня у наших друзей необычная рыбалка. Отгадай кто из рыболовов самый удачливый? Реши примеры, которые написаны на рыбках. (Дети решают примеры).
Воспитатель: Предлагаю вам проверить примеры друг у друга.
Дети: Да, у всех примеров ответы верные.
Воспитатель: Всё верно. Необычная рыбалка закончилась удачно.
Воспитатель: Для того чтобы лучше рассмотреть звёздное небо, космонавтам надо иметь хорошее зрение. Предлагаю провести тренировку для глаз.
(С детьми проводится коррекционная физкультурная минутка, которая сопровождается соответствующими движениями рук и глаз при неподвижной голове
Коррекционная физкультурная минутка
«Самолёт»
Пролетает самолет, дети вращают руками перед собой взгляд С ним собрался я в полёт прямо перед собой.
Правое крыло отвёл, дети отводят правую руку в сторону, Поглядел, следят взглядом за её движением
Левое крыло отвёл, дети отводят левую руку в сторону,
Посмотрел, следят глазами за движением руки
Я мотор завожу вращение руками перед собой, взгляд
И внимательно гляжу прямо перед собой.
Поднимаясь, я лечу, дети поднимают руки вверх, глаза вверх
Опускаться не хочу. Опускают руки вниз, взгляд вниз.
Воспитатель: Предлагаю приготовиться к пуску ракеты. Начинается обратный отсчёт времени
( Дети считают хором в обратном порядке: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 – пуск.)
Воспитатель: Ракета набрала нужную высоту, космонавты удобно расположились в креслах и приготовились к работе на борту.
Воспитатель: Наш космический корабль пролетает мимо планеты Венера, Венера очень горячая. Она посылает нам задание для членов экипажа
«Найди соседей».
(Дети, к данной им картинке с цифрой, ищут среди других цифр её соседей и ставят их на свои места).
маршрут пути?
Воспитатель: Будьте внимательны, найдите соседей той цифры, которая написана у вас на карточке. Какая у тебя цифра?
Дима: У меня на карточке цифра 3. Её соседи 2 и 4.
Юля: А у меня 6. Слева от неё будет стоять цифра 5, а справа 7
Костя: Моя цифра 5. Перед ней стоит цифра 4. После неё 6.
Воспитатель: Задание выполнено, верно.
Воспитатель: Мы подлетаем к Юпитеру. Это самая большая планета. С Юпитера на наш корабль пришло сообщение - задание:
«Найди предмет, похожий на данную геометрическую форму»,
(Дети выбирают любую геометрическую форму и находят предмет похожий на неё).
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам взять любую геометрическую форму и среди карточек найти предмет, похожий на неё.
Костя: Я взял треугольник. На треугольник похожа пирамидка, дорожный знак, ракета, шапочка, палатка.
Соня: На прямоугольник похож альбом, тумбочка, картина, дом.
Дима: На квадрат похожа книга, экран телевизора, салфетка.
Воспитатель: Молодцы. Все справились с заданием быстро и правильно.
Воспитатель: Через иллюминатор нашей ракеты я вижу планету Сатурн. Сатурн окружают кольца изо льда. Чтобы пролететь сквозь кольца, нужно выполнить задание:
«Раскрась пересечение фигур»
Найди их общую часть, которая принадлежит и одной и другой фигуре
(Дети садятся за столы, на которых лежат листы с пересекающимися геометрическими фигурами и выполняют задание).
Воспитатель: Какие фигуры у тебя пересекаются?
Дети: У меня пересекаются квадрат и прямоугольник.
Воспитатель: Какая фигура получилась при пересечении?
Дети: При пересечении получился маленький квадрат.
Дети: У меня пересекаются квадрат и круг, на пересечении получился треугольник.
Дети: При пересечении треугольника и круга получилось половина овала.
Дети: У меня тоже получилось половина овала при пересечении прямоугольника и круга.
Воспитатель: Задание выполнено.
Воспитатель: Мы прорвались сквозь кольца изо льда, стало ещё холоднее, мы приближаемся к планете Нептун, на которой темно и холодно. Мы удачно пролетим мимо планеты Нептун, если правильно выполним следующее задание:
«Подставь ответ»
(Соедини картинку с соответствующей цифрой).
(Дети подходят к столу, на котором лежат картинки и цифры и соединяют картинки с соответствующей цифрой).
Юля: На моей картинке 4 кораблика, ищу цифру 4, соединила.
Саша: 5 слонов соединяю с цифрой 5.
Соня: На лугу пасутся 6 коров, ищу цифру 6, соединяю.
Воспитатель: Мы справились с заданием и пролетаем рядом, с какой планетой?
Дети: Мы пролетаем мимо тёмной и холодной планеты «Нептун»
Воспитатель: У нас в запасе есть несколько минут, предлагаю это время использовать для отдыха
Физкультурная минутка.
Раз, два - стоит ракета - (руки в замок над головою)
Три, четыре - самолёт - (руки в стороны)
Раз, два - хлопок в ладоши,- (хлопки в ладоши)
А потом на каждый счёт
Раз, два, три, четыре - (руки подняты вверх и немного разведены).
Руки выше, плечи шире
Раз, два, три, четыре –
И на месте походили. - (Ходьба на месте)
Воспитатель: Наш корабль пролетает мимо планеты «Плутон», это самая маленькая из планет. Жители Плутона сообщают, что в космосе может случиться всё, даже сломаться ракета.
Воспитатель: Ребята, вы хотите поучиться чинить ракету?
Дети: Да, нам необходимо поучиться ремонтировать ракету.
Воспитатель: Возьмите себе по ракете. Все ракеты сломаны. Чтобы отремонтировать ракету, надо поставить заплатку на дыре в ракете
«Поставь заплатку на дыру в ракете»
(Дети выбирают из множества «заплаток» одну и «чинят» свою ракету)
Воспитатель: Все ли справились с заданием?
Дети: Да, мы отремонтировали свои ракеты.
Воспитатель: На борту каждого корабля есть автоматы, в которые можно
кое - что купить. Что можно купить на борту нашего корабля? У вас есть по одной монете. Что можно купить на вашу монету?
(Ребёнок выбирает предмет, цена которого совпадает с его цифрой на монете).
Дети: На 7 рублей я могу купить бусы.
Воспитатель: Кто может купить машину?
Дети: Я могу у меня 10 рублей, столько стоит машина.
Дети: За 8 рублей можно купить красивую матрёшку.
Дети: Я покупаю шапку за 6 рублей.
Дети: А за 3 рубля можно купить воздушный шарик.
Воспитатель: Вы довольны своими покупками?
Дети: Да, очень довольны.
Воспитатель: Я вижу на экране своего пульта какие-то живые существа. Кого они вам напоминают?
Дети: Пришельцев из космоса, инопланетян, роботов.
Воспитатель: Ребята, это марсиане! А это их портреты. Из каких форм со-стоят портреты марсиан?
Дети: Круг, треугольник, квадрат, ромб, прямоугольник.
Воспитатель: Сфотографируйте глазами любой портрет и изображение перенесите на лист бумаги с помощью «люмографа». Эти фотографии будут подарками для марсиан.
(Дети изображают портреты марсиан на листе бумаги с помощью «люмографа»).
Воспитатель: Понравилось вам изображение марсиан?
Дети: Да, получились очень забавные фотографии.
Воспитатель: Эти фотографии будут подарками для марсиан.
Воспитатель: Наша ракета прилетела на планету «Марс». Посмотрите, какое здесь звёздное небо. Марсиане очень благодарны вам за фотографии и хотят подарить вам на память по звезде. Определите по запаху, что там находится? (Дети нюхают, высказывают свои предположения).
Дети: Я думаю там маленькая игрушка.
Дети: Мне запах напоминает жвачку.
Дети: Может там шоколадка или конфетка.
Воспитатель: Откройте звезду и узнаете, правильно ли вы отгадали.
Дети: Да, там конфета.
Воспитатель: Чтобы вернуться назад на Землю, вспомним весь путь.
(Дети вычерчивают пути по схеме с целью подведения итога.)
Воспитатель: Вспомните, с какой планеты началось наше путешествие.
Дети: Мы начали путешествовать с Венеры, она очень горячая.
Дети: Затем мы полетели на Юпитер. Это самая большая планета.
Дети: Следующим был Сатурн. Он окружён кольцами изо льда.
Дети: Потом мы полетели на планету Нептун. Эта планета очень холодная и тёмная.
Дети: Затем мы продолжали своё путешествие на самую маленькую планету – Плутон.
Дети: А завершили своё путешествие на Марсе.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие на Марс.
Список источников информации и иллюстраций
Литература:
1. Артёмова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. Для воспитателей детского сада и родителей. – М. : Просвещение,1992.
2. Скоролупова О. А. «Покорение космоса», - М. : ООО «Издательство Скрипторий,200».
3. Сербина Е. В. «Математика для малышей» Кн. для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение,1992.
Иллюстрации:
1. Фотографии из личного архива автора.