МААМ-картинки

Конспект интегрированного занятия по ФЭМП в старшей группе «Умение делить предметы на равные части»

Людмила Василенко
Конспект интегрированного занятия по ФЭМП в старшей группе «Умение делить предметы на равные части»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по ФЭМП «Умение делить предметы на равные части» в старшей группе

Задачи:

1. Образовательная

Продолжать учить детей делить целый предмет на четыре равные части.

Повторение с детьми названий форм предметов : квадратная форма, прямоугольная.

Публикация «Конспект интегрированного занятия по ФЭМП в старшей группе „Умение делить предметы на равные части“» размещена в разделах

Показать детям отношение части и целого : часть всегда меньше своего целого, а целое всегда больше своей части.

Учить детей определять левую и правую стороны своего тела.

2. Развивающая

• Развитие психических и мыслительных процессов;

• Развитие речи;

• Обогащение пассивного и активного словаря.

3. Воспитательная

Воспитывать аккуратность и бережное отношение учебному материалу;

Развивать умение слушать сверстников.

4. Конструктивная

«любой и каждый из четырех листочков, получившихся в результате деления, называется частью, одной частью.

Словарная работа: геометрические фигуры, часть, целое.

Оборудование: демонстрационный материал: квадратный лист бумаги; прямоугольный лист бумаги; лента длиной не менее 0,5 м.

Раздаточный материал:

Квадратные листы бумаги со стороной примерно 21 см;

Прямоугольные листы бумаги, например, в часть А-4 ; по 2 на каждого ребенка.

Реквизиты для занятия : ножницы для разрезания бумаги на каждого ребенка, нож для разрезания бумаги (только у воспитателя);

счетные палочки на каждого ребенка.

Содержание занятия

1этап. Введение.

1. Организационный момент.

- Ребята, к нам в гости пришли Ваши (родители, воспитатели других групп посмотреть, как вы занимаетесь

- Садитесь на свои места.

- Спинки ровные.

2. Речевая зарядка:

• Беседа на элементарные темы из области «окружающего мира»

- Давайте повторим, какое сейчас время года?

- Какой месяц?

- Правильно, ноябрь. Ноябрь, какой по счету месяц Осени?

- Сколько всего осенних месяцев?

- Какой сегодня день недели?

- Какой день недели был вчера?

- Какой день недели идет после четверга?

- Какой день недели стоит между пятницей и воскресеньем?

- Сколько всего дней в неделе?

- Какое сегодня число?

- Молодцы, все верно!

• Устный счет

А теперь мы с Вами будем считать от 1-го до 10 в прямом и обратном порядке, от заданного числа до заданного.

- А теперь посмотрите на доску, какие фигуры я выложила? (круг, квадрат, прямоугольник).

- На котором по счету месте круг?

- На котором по счету месте прямоугольник? Квадрат?

- В чем отличие круга, квадрата, прямоугольника?

- Молодцы, хорошо.

2 этап. Основная часть.

Воспитатель предлагает детям вообразить, что они – «ателье», «пошивочная мастерская». Выясняет: знают ли они, что это такое и что они там делают. После ответов детей воспитатель обобщает: в ателье шьют постельное белье, занавески, одежду.

- Ребята, мы получили заказ. В детский сад, куда ходят очень маленькие девочки (куколки) надо сшить простынки. (показывает свой лист бумаги)

- Это, ребята, не бумага. Это кусок белой материи. Какой он формы? ( Кто-то тянет руку и отвечает: -квадратной)

- Правильно, квадратной. Из такой материи обычно шьют постельное белье. Нам сказали, что из каждого «куска материи» должно получиться четыре одинаковых, равных по размеру простынки. Как это сделать? : ( Дети: - разделить на четыре равные части.)

Воспитатель: у меня такойже, как у вас «кусок материи». Такой же? Давайте проверим! (От каждой группки детей к столу воспитателя подходит один ребенок и прикладывает свой лист бумаги к листу воспитателя, убеждается в том, что они равны. Вернувшись к своей группе, сообщает детям: «Листы одинаковые»).

Воспитатель показывает детям, как она разделит свой «кусок материи». Она складывает лист бумаги пополам (сторона к стороне, делит его по линии, разрезая ножницами или ножом для разрезания бумаги.

Воспитатель: «получилось две части, половины». Показывает одну из половин детям и уточняет с ними, какой формы этот кусочек (прямоугольный).

Воспитатель берет одну из половин, складывает так, чтобы противоположные стороны совпали, разрезает по линии сгиба. Затем берет вторую половину и также складывает и разрезает ее по линии сгиба. Показывая одну из частей, воспитатель спрашивает, какой формы «простынка» (квадратная). Далее выясняет вместе с детьми, сколько простынок для маленьких кукол получилось. (Дети считают, их ответ – четыре.)

Воспитатель: «Только четыре. Для кукольного детского сада этого очень мало. Пожалуйста, сделайте то же самое – разделите ваши «кусочки материи» на четыре равные части». (Дети делят свои листочки.)

Воспитатель просит детей посчитать, сколько у каждого получилось простынок и одинаковые ли они. «Наложите простынки одну на другую», - советует воспитатель. (Дети выполняют.)

«Одинаковые? Равные - спрашивает воспитатель. («Да», - отвечают дети.)

«Сравните свои простынки с простынками соседей», - говорит воспитатель. (Дети сравнивают, накладывая свои «простынки» на «простынки» соседей, убеждаются, что все «простынки» одинаковые.)

«Заказ выполнен!» - говорит воспитатель.

Во время самостоятельного деления детьми предмета на равные части воспитатель обращает внимание на технику выполнения. Если дети умеют разрывать бумагу по сгибу, они умеют это делать и на занятии математикой.

Для разрезания бумаги желательно иметь специальные ножи и научить детей ими пользоваться, если их нет, можно давать ножницы. Но в каждом из этих трех случаев воспитатель следит за тем, чтобы дети разрезали (разрывали) лист бумаги точно по линии сгиба.

«А теперь давайте немного поиграем» - говорит воспитатель.

Игра «Лево-право»

Дети располагаются свободно в групповой комнате : кто-то может сесть на ковер, кто на стульчике у ковра, как кому удобно. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «лево-право». Первое поручение дает он сам: «Поднимите левую руку». Дети поднимают. «дотроньтесь левой рукой до левого уха». Дети выполняют. Дотроньтесь левой рукой до левой коленки». «дотроньтесь левой рукой до своего левого бока». Поручения даются в быстром игровом темпе. На этом занятии дети еще с трудом находят у себя левое ухо, левую ноздрю и т. д. (Это вызывает у них смех, что является хорошей разрядкой на занятии). То же самое воспитатель предлагает проделать правой рукой, предварительно определив с детьми, какая из рук у них правая и подняв ее. Затем в роли ведущего в игре становится кто-нибудь из детей. Игра повторяется три-четыре раза.

Затем воспитатель может предложить себя в качестве выполняющего поручения детей. Для выполнения детских поручений воспитатель становится к ним спиной, чтобы исключить зеркальное отображение. Предварительно дети договариваются между собой кто и в какой очередности будет давать поручение.

«Ну что, поиграли? Давайте вернемся за наши столы»

Воспитатель раздает детям по два одинаковых листа бумаги (прямоугольная, формат А4). Один лист бумаги дети под руководством воспитателя делят на четыре равные части, другой (целый) остается нетронутым. Воспитатель просит детей посчитать, сколько частей получилось. («Четыре», - отвечают дети.)

Воспитатель: «Покажите одну из четырех частей». (Дети берут в руку и показывают воспитателю одну (любую) из четырех частей.)

Воспитатель: «В другую руку возьмите целый лист бумаги» (Дети выполняют. В руках у них одна часть и целый лист.)

Воспитатель предлагает детям сравнить эти два листочка и сказать, какой из листочков больше. (Дети сравнивают. Некоторые на глаз. Поскольку разница очевидна. А НЕКОТОРЫЕ КЛАДУТ МАЛЕНЬКИЙ ЛИСТОЧЕК НА БОЛЬШОЙ И ТАКЖЕ УБЕЖДАЮТСЯ, ЧТО ЧАСТЬ МЕНЬШЕ ЦЕЛОГО.)

На этом занятии важно довести до понимания детей то, что любой и каждый из четырех листочков, получившихся в результате деления называется частью, одной частью.

Воспитатель просит детей: «Покажите одну часть из четырех. (Дети показывают.) Воспитатель: «Покажите еще одну часть из четырех, другую.» (Дети выполняют.) И так до тех пор, пока каждая из четырех частей в ответ на просьбу воспитателя показать ему одну из четырех не будет ему предъявлена.

Затем воспитатель просит показать две части из четырех. (Дети показывают.) Три из четырех. (Дети выполняют.)

Воспитатель: «А сколько всего у вас четвертых частей. («Четыре», - отвечают дети.)

«А теперь, - говорит воспитатель, - я спрошу немного по-другому и посмотрю, догадаетесь ли вы, что надо показать. Покажите одну четвертую». (Дети обычно не ошибаются и показывают один листочек из четырех.) Воспитатель: «Покажите две четвертых». (Дети показывают три листочка.)

«А теперь положите части на целый лист бумаги, так чтобы закрыть его полностью». (Дети накладывают части на лист бумаги, присоединяя их друг к другу по линии разреза.) Воспитатель: «Сколько у же у нас четвертых в целом листочке». ( Дети: «Четыре четвертых или один целый лист».)

Вполне возможно, что дети не сформулируют так свой ответ: «четыре четвертых». Это нормально. Но разговор по этому поводу так или иначе останется у них в памяти, и к нему можно и нужно возвращаться на последующих занятиях.

Далее воспитатель показывает детям деление ленты на четыре равные части, предварительно придумав зачем, это нужно (например, подарить девочкам) и почему обязательно на равные части (чтобы не обидеть). Дети диктуют воспитателю последовательность действий, воспитатель под их диктовку складывает ленту пополам так, чтобы концы ленты полностью совпадали, разрезает. Потом каждую половину снова делит пополам. Вместе с детьми подсчитывает, сколько частей получилось, поочередно поднимая каждую часть, а дети считают хором. Желающие проверяют, одинаковые ли части, равны ли между собой, накладывая их друг на друга стопочкой.

3 этап. Закрепление.

Воспитатель подводит «итоги» занятия, спрашивая детей, что они сегодня научились делать нового, что им больше всего понравилось на занятии, благодарит их за изготовление простынок для ателье и ленточек для девочек.

Публикации по теме:

Конспект занятия по ФЭМП «Деление целого на части. Ориентировка в пространстве». Конспект занятия по ФЭМП Старшая группа «Радуга» Воспитатель: Мальцева Е. Ю. Тема: «Деление целого на части. Ориентировка в пространстве».

Деление предметов на несколько равных частей. Конспект занятия по математике в старшей группе Конспект занятия по Ф. Э. М. П. в старшей группе «Василек» Тема: Деление предметов на несколько равных частей Воспитатель: Мишунина О. И. Виды.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия по ФЭМП в старшей группе «Умение делить предметы на равные части»
Опубликовано: 20 марта 2014 в 13:28
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интегрированного занятия по ФЭМП в старшей группе «Умение делить предметы на равные части»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Василенко (УИ 169193) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД