Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию.

Ушкалова Оксана
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию.

Использование нетрадиционных техник рисования в старшей группе.

Тема: «Поздняя осень»

Цель: познакомить детей с кляксографией, вызвать интерес к нетрадиционным техникам рисования.

Задачи:

1. Образовательная: Закрепить знания детей о признаках осени (ранней и поздней, учить узнавать период осени по словесному описанию и репродукциям картин. Совершенствовать технические навыки рисования

2. Развивающая: Развивать эмоциональное восприятие произведений поэзии, живописи, музыки. Развивать творчество, воображение, дыхательную систему детей

3. Воспитательная: Воспитывать интерес к нетрадиционным техникам рисования. Прививать любовь к родной природе через музыку, живопись, поэзию.

Материал и оборудование: Репродукции картин И. Левитана «Золотая осень», «Поздняя осень», осенние листочки на каждого ребенка, аудиозапись Шопена «Осенний вальс», «Вальс дождя», жидкая гуашь, губка на каждого ребенка, одноразовые ложечки, коктейльные трубочки, ватные палочки, баночки с водой, альбомные листы, влажные салфетки.

Предварительная работа: Наблюдение за осенними деревьями, небом, беседа на тему «Золотая осень», «Поздняя осень», разучивание танца, пальчиковой гимнастики

Интеграция областей: познание, речевое развитие.

Ход занятия:

1. Вводная часть

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

- А теперь отгадайте, ребята, загадку:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется

Это время года…. (осенью зовется)

- Ребята, мы сегодня поговорим про осень.

2. Основная часть.

Воспитатель: Осень бывает разная, говорят даже, что на самом деле есть две осени. Одна - осень радостная, яркая, богатая урожаем, ее еще называют «золотой», а другая – грустная, с тихим плачем мелкого дождика, туманами, опавшей листвой, холодными ветрами, ночными заморозками, первым снегом. Этот период года в России называют поздней осенью.

- Давайте посмотрим на репродукции картин И. Левитана и сравним их.

- Какое настроение у вас вызывает эта картина? («Золотая осень») (ответы детей: спокойное, радостное, т. к. стоит тихая ясная солнечная осень).

- Какие краски использовал художник? (ответы детей)

- Да, ребята, на этой картине мы видим ярко голубое небо, вода в реке такая чистая, прозрачная, что в ней мы видим отражение трав и растений, трава еще зеленая, она только-только начала желтеть. А вот березки уже принарядились. Глядя на картину, создается впечатление, что желто-рыжие березки прямо горят под лучами осеннего солнца. От такого обилия красок становиться как -то весело и бодро. Хочется вдохнуть свежий воздух золотой осени, пробежаться по золотой листве и тихонечко остановиться и послушать пение птиц.

- А давайте посмотрим на вторую картину художника Левитана («Поздняя осень»).

- Какое настроение вызывает эта картина? Почему? (ответы детей).

- Какие краски использовал художник в написании этой картины?

Здесь наблюдаем, как на небе сгустились тучи. Возможно, идет дождь и не один день, посмотрите, на земле уже появилась большая лужа. Поля убраны, вдалеке можно увидеть стог сена. С берез уже облетели листья - они стоят совсем голые, и кажется, что им холодно и они теснее прижались к друг к другу. Лес в ожидании холодов и заморозков. Вся трава уже желтая и пожухлая небо совсем пасмурное, беспросветное. Общее впечатление от картины мрачное.

- А сейчас, ребята, мы с вами поиграем. Прочту два стихотворения, а вы попробуйте определить к какой репродукции картины они подходят.

Подарило солнце лесу свой подарок:

Побежал по кронам лучик не простой-

Лес преобразился, праздничен и ярок

Засверкал осенней, жаркой красотой.

Заплела березка косы золотые,

В желтых сарафанах липы встали в ряд

Ивы в реку смотрят, солнцем залитые,

И бордовый клену так к лицу наряд.

Дождь холодный поливает, лужи небо отражают,

Мокнет грустная земля, и овраги, и поля

Плачут зябкие осинки и березки, и рябинки

Гонит небо облака, плещет серая река

Птиц неслышно - улетели

Скоро заметут метели, зимний холод впереди:

А пока – дожди, дожди! (дети определяют по словесному описанию картины)

- Молодцы, справились с заданием! Но не только в стихах, картинах можно отобразить это великолепное время года, но и в музыке, и в танце. Давайте представим, что мы с вами осенние листочки и потанцуем под красивую мелодию Шопена «Осенний вальс» (дети танцуют)

- Вот и проводили мы своим танцем «золотую осень», но на смену ей пришла ее сестра поздняя осень. Давайте еще раз назовем признаки поздней осени. (дети перечисляют: небо пасмурное, много льет дождь, с деревьев облетели листья, стволы мокрые, темные, часто дует холодный пронизывающий ветер)

- Сегодня, предлагаю вам нарисовать пейзаж поздней осени. Но для начала давайте разомнем свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика

(Поочередно соединяют пальцы, начиная с большого на каждую примету; руки сжимают в замок; разводят руками перед собой)

Солнышко греет уже еле-еле.

Перелетные птицы на юг улетели.

Голы деревья, пустынны поля.

Первым снежком принакрылась земля.

Река покрывается льдом в ноябре.

Поздняя осень стоит на дворе.

- Итак, пальчики размяли. Кто догадался, чем мы будем рисовать? (ответы детей)

Давайте подойдем к столу и возьмем все самое необходимое для рисования. (дети подходят к столу)

Воспитатель обнаруживает пропажу кисточек. Звучит тревожная музыка, появляется злой Волшебник.

Воспитатель: Ой, что это? А где же кисточки?

Волшебник:

Я - Волшебник могучий!

Я могу собрать все тучи

Не люблю я Осень -

Часто ноют кости.

Кисти я у вас забрал,

Даже их заколдовал

Вам теперь не рисовать

Кисточек вам не видать! (Волшебник уходит)

Воспитатель: Что же нам теперь делать? А я придумала! Я вас сейчас научу как можно нарисовать осень красками без помощи кисточки

Показ и объяснение:

- Для начала нарисуем фон, расположите лист так, как вам больше нравиться, нарисуйте простым карандашом еле видную линию горизонта. Подумайте, какие цвета присутствуют в небе поздней осенью. Возьмите губку, намочите ее и поочередно наносите краски губкой горизонтальными мазками выше линии горизонта. Подумайте, дети, какие цвета могут присутствовать на земле ниже горизонтальной линии. И также горизонтальными мазками наносим краски.

- Проверьте, не осталось ли пустых мест на ваших рисунках. Внимательно посмотрите, как я буду изображать дерево. Зачерпываю ложечкой жидкую гуашь и капаю ниже горизонта, получилась клякса. Теперь беру трубочку и «выдуваю» из кляксы ствол и ветки дерева, направляю трубочку снизу-вверх и в стороны от ствола. Посмотрите, что получилось. Эта техника рисования называется «кляксография» т. е. рисование кляксой. Попробуйте сами. (Самостоятельная работа детей)

После того как дети нарисовали фон, проводится словесная игра «Да и нет»

Правила игры - если дети согласны, то говорят «да» и хлопают в ладоши, если не согласны - говорят «нет» и топают ногами.

Игра «Да и нет»

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают?

Ну, а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну, а что же надо делать-

Куртки, шапки надевать?

(После игры дети садятся на свои места и продолжают рисовать, «выдувать» деревья из кляксы. Воспитатель помогает детям, подсказывает как лучше)

Воспитатель: Посмотрите, какие разные деревья у вас получились!

- Поздней осенью бывает снег? А листья на деревьях?

- Правильно, может выпасть снег, на деревьях остаются редкие засохшие листочки. Возьмите ватные палочки и нарисуйте падающий снег или засохшие листья на ветках.

А можно нарисовать и то, и другое.

3. Заключительная часть. Рефлексия.

Воспитатель: Посмотрите, все рисунки отличаются друг от друга! Какие интересные и разные получились деревья.

- Кто запомнил, как называется техника, в которой мы рисовали?

- Из чего мы рисовали деревья?

- Вам понравилось рисовать кляксами? Вот какие замечательные рисунки получились у нас без помощи кисти!

- Оказывается злой Волшебник, не такой уж и злой! Благодаря ему, мы научились рисовать без помощи кисти.

Публикации по теме:

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Большой дом» Дата проведения 7.11.16 Воспитатель: Агапова Т. М. Область: Художественно-эстетическое развитие. ООД : Аппликация Тема: «Большой дом» Цель:.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «В гости к солнышку» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Аленушка» р. п. Дергачи Конспект Непосредственно-образовательной.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Звери в лесу» ТЕМА: «ЗВЕРИ В ЛЕСУ» Задачи: Образовательная область «Художественное творчество»: Закрепление лексической темы «Животные наших лесов» посредством.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Искусство
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию.
Опубликовано: 11 января 2019 в 19:29
+271Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 71.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс «Развиваемся играя-учим цвета» (Изготовление учебно-методических пособий...
Мастер-класс «Развиваемся играя - учим цвета» ( Изготовление учебно-методического пособия для педагогов и родителей) Цель: В этом мастер классе...
Фотоотчёт по выставке «Город снеговиков»
У него морковный нос, И к метели он привык. Любит зиму и мороз. Это белый снеговик. ( Н. Сергиянская) Трудно представить детские площадки зимой без...
Новогоднее оформление группы «В гостях у Снегурочки»
Новый год – это всегда ожидание чуда! А детский сад именно то место, где дети больше всего ждут чудес, волшебства, сказки. И как важно при этом сделать все...
Оформление участка «Зимние забавы».
Зима шагает весело по городам и сёлам. С Новогодними праздниками, кучей подарков, интересными и весёлыми развлечениями для детей и взрослых. Много снега,...
Фотоотчёт «Знакомство с техникой рисования «Оттиск смятой бумагой»
На занятиях по кружковой работе художественно-эстетической направленности мы продолжаем знакомство с новыми техниками рисования. На очередном занятии...