Евгения Болезина
Конспект занятия по изодеятельности в подготовительной группе «Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи».
Цель: приобщение старших дошкольников к основам декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать знакомить с историей промысла городецкой росписи;
- расширять интерес к народному декоративно – прикладному искусству (знакомить с городецкой росписью, ее колоритом, основными элементами узора);
Публикация «Конспект занятия по изодеятельности в подготовительной группе „Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи“» размещена в разделах
- Городецкая роспись, узоры
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2021
- формировать умение детей самостоятельно придумывать узор по мотивам городецкой росписи, располагая его на бумажной доске;
- закрепить умение рисовать всей кистью и ее концом.
Развивающие:
- развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, воображение;
- развивать фантазию, самостоятельность, творческие способности;
- развивать чувство цвета, учить находить интересное и гармоничное сочетание красок;
- закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения нужного цвета.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к труду городецких мастеров, желание создавать прекрасное.
Предварительная работа: просмотр видеоролика «Русские народные промыслы», рассматривание иллюстраций различных народных промыслов, проведение беседы на основе увиденного, чтение русских народных сказок, поговорок, загадок, слушание народной музыки; беседа о русском быте и традициях. Совместное рассматривание альбомов по городецкой живописи, заучивание стихотворения о Городце и русских народных частушек.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Виды деятельности: двигательная, коммуникативная, познавательная, художественная.
Оборудование: иллюстрации городецкой росписи, иллюстрации изделий разных мастеров, кисточки (средняя и тонкая, гуашь, палитра, подставка для кисточек, стаканчики с водой, салфетки, схемы поэтапного рисования розана, купавки, ромашки, заготовки из плотной бумаги в форме разделочных досок.
Ход занят
ия:[/b]
Воспитатель: Ребята, сегодня утром, придя на работу, я на своем столе увидела большой конверт. На нем написан адрес нашего садика и указано: «Детям группы «Соловушка»» от шеф-повара. Письмо, адресованное вам, вскрывать без вас я не стала. Подождала, пока мы все соберёмся и прочтем его. Хотите посмотреть, что в письме?».
Дети: Да.
(Воспитатель вскрывает письмо и читает его): «Здравствуйте, ребята! Из-за большого объёма работы наши разделочные доски пришли в негодность, а те, что остались, какие-то некрасивые, скучные. Мы знаем, что вы хорошо рисуете. Мы просим вас прислать нам не простые доски, а расписные, с цветами и узорами». Не могли бы вы нам помочь?». Ваши повара.
Воспитатель: Ребята, не простая у нас с вами задача. Готовы помочь?
Дети: Да.
Воспитатель: Какими же узорами нам их расписать? Я прочту стихотворение, и уверена, мы поймем, какую роспись хотели увидеть повара на новых досках. Воспитатель читает стихотворение:
Мы пойдем по лугам
С яркими цветами.
Сказочные те цветы нарисуем сами –
Здесь ромашки и купавки,
Словно капельки росы,
Расцветают здесь розаны
Удивительной красы.
О каком декоративно-прикладном искусстве говорится в стихотворении?
Дети: Городецкая роспись.
Воспитатель: Ребята, я хочу познакомить вас с красивой легендой:
«Жила-была в одном селе девушка по имени Марья. И такая эта Марьюшка была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами разными расписывать умела — залюбуешься. И прозвали её за это Марья-Искусница. Прослышал о Марье Кощей Бессмертный и решил её заполучить в своё Кощеево царство. Налетел, схватил её и понёс. А Марья-искусница превратилась в красивую жар-птицу и стала ронять на землю разноцветные пёрышки на память о себе. Куда падало красивое пёрышко, там и появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир. Одно пёрышко упало в село Дымково, другое — в Тульской деревне Филимоново, а ещё одно перышко опустилось в древний город Городец».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие здесь у меня собраны изделия. А сделали их русские мастера – умельцы. Все изделия делались вручную. В каждое изделие мастер вкладывал всю свою душу и умение. А украшал их изумительной росписью. Городецкие мастера изготовляли из дерева различные предметы: солонки, коробки, шкатулки, разделочные доски, другие предметы быта. Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спутать с другой росписью. И название роспись получила от города Городец. Предлагаю вам поиграть в игру.
Игра «Определи росписи и подбери изделия».
Воспитатель: Ребята, внимательно рассмотрите все картинки с предметами. Назовите роспись и основные признаки.
Дети: показывают изделия и описывают их.
1. Хохлома родилась в селе Хохлома в Нижегородской области. Основной рисунок – травы, ягоды, листья, цветы, колосья. Цвета – золотистый, красный, чёрный, зелёный.
2. Гжель (гжельская роспись) зародилась в селе Гжель Московской области. Сине-голубой узор, расположенный на белом фоне.
3. Дымковская роспись (дымковская игрушка) зародилась в селе Дымково. Основной рисунок – кружочки, точки, прямые и волнистые линии, сеточки. Цвета – разные яркие.
4. Филимоновская роспись зародилась в деревне Филимоново. Узор – полоски, линии. 3 цвета – жёлтый, красный, зелёный.
5. Городецкая роспись зародилась в селе Городец Нижегородской области.
Дети рассматривают иллюстрации городецких мастеров и отвечают на вопросы
Воспитатель: Какие элементы росписи использованы?
Дети: Бутоны и листья.
Воспитатель: Какие краски использовали?
Дети: Зеленая, голубая, красная, розовая, синяя.
Воспитатель: Давайте вспомним, из каких элементов состоят городецкие узоры и как они располагаются в гирлянде. А чтобы вам легче было вспомнить, я загадаю вам загадки:
1. Словно чудо тут и там распускается… (розан).
2. Она круглая, как чашка, а зовут её … (ромашка).
3. Ей в жару не будет жарко. В воде, она … (купавка).
4. Он не броский, круглый он - нераскрывшийся … (бутон)
Воспитатель: Из каких элементов состоит Городецкая роспись?
Дети: Розан, купавка, ромашка, городецкая роза, бутон, листья.
Физминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали, ручками похлопали
покружились, повертелись
И на стулья все уселись.
Глазки крепко закрываем
Дружно до пяти считаем
Открываем, поморгаем
и работать продолжаем.
Воспитатель: Прежде чем приступить к росписи досок, я предлагаю вам вспомнить, что ещё рисуется в городецкой росписи, помимо цветочных гирлянд?
Дети: конь, птица, петух.
Воспитатель: Теперь подумайте, что делает нарядными городецкие узоры?
Дети: Оживки.
Воспитатель: Да, это белая и чёрная оживки. А теперь обратите внимание как разнообразно можно расположить гирлянды на расписных досках. На первой доске две закруглённые цветочные гирлянды расположены сверху и снизу (показ). На второй доске гирлянда протянулась прямо посредине. На третьей доске тоже закруглённые гирлянды, но расположены они по углам. У всех этих гирлянд в центре красуется большой цветок – розан с разных сторон от цветка рисуются цветы среднего размера - ромашки, купавки.
Воспитатель: А теперь скажите, какие цветосочетания мы будем использовать для рисования городецкой гирлянды.
Дети: Розовый с красным, голубой с синим.
Воспитатель: А для оживок, какие возьмёте цвета?
Дети: Белый и черный.
Воспитатель: Ребята, рисовать оживки мы будем кончиком кисти (демонстрация). А дугу - начинаем концом кисти, затем нажимаем на кисть, рисуя всем ворсом, и заканчиваем концом кисти (демонстрация). Все запомнили?
Дети: Да.
Воспитатель убирает образцы.
Воспитатель: Посмотрите на ваши краски. Все ли необходимые краски есть на ваших палитрах?
Дети: Нет.
Воспитатель: Какого цвета не хватает?
Дети: Розового и голубого.
Воспитатель: Ребята, а что мы можем сделать, чтоб получить не достающие цвета?
Дети: Смешать краски.
Воспитатель: Какие краски нужно смешать, чтобы получить розовый цвет?
Дети: В белую краску добавить немного красной краски.
Воспитатель: А как получить голубой цвет?
Дети: В белую краску добавить немного синей.
Воспитатель: Молодцы ребята, перед тем как приступить к работе, давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Цветы»
Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)
Распускают лепесточки. (потом раскрываются в виде чаши, перед лицом)
Ветерок немножко дышит, (затем кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке)
Лепестки колышет. (кисти рук наклоняются влево и вправо)
Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)
Закрывают лепесточки, (показать пальчиками, как лепестки закрываются)
Они тихо засыпают, И головой кивают.
Воспитатель: Ребята, представьте, что мы стали городецкими мастерами. Предлагаю вам, самостоятельно придумать узор и нарисовать свою городецкую роспись. Я уверена, что у вас всё получится. Можете приступить к работе.
(Звучит тихая русская народная музыка).
Самостоятельная деятельность детей: В ходе, которой, напоминаю о правильной технике декоративного рисования, обращаю внимание на композиционное решение, помогаю в выборе и расположении элементов.
Подводим итог:
Городецкие узоры,
Столько радости для глаз.
Подрастают мастера
Может быть и среди нас.
Воспитатель: У вас получились очень красивые рисунки, вы большие молодцы.
Скажите, дети, чем мы сегодня с вами занимались?
Вам понравилось расписывать предмет городецкой росписью?
Вам было интересно?
Что удалось?
В чем были трудности?
Какие элементы городецкой росписи мы использовали в наших работах?
Вам понравилось быть городецкими мастерами?
Рефлексия
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы очень постарались, помогли нашим поварам. Они вам будут очень благодарны. Сейчас, готовые работы мы разместим на нашей доске, они подсохнут, и я отнесу их нашим поварам.