Баянова Юлия Владимировна
Конспект ООД по рисованию в старшей группе «По мотивам городецкой росписи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству.
Программные задачи:
Обучающие:
- продолжать формировать интерес к народному декоративно – прикладному искусству;
- продолжать знакомство с городецкой росписью;
- закреплять знания о характерных особенностях городецкой росписи: колорите, составных элементах, композиции.
Публикация «Конспект ООД по рисованию в старшей группе „По мотивам городецкой росписи“» размещена в разделах
- Городецкая роспись, узоры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
- закреплять умение составлять оттенки цвета (розовый, голубой, приёмы рисования кистью (всей кистью, кончиком кисти).
Развивающие:
- развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, воображение.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к труду городецких мастеров.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»
Материалы и оборудование: демонстрационный материал по теме «Городецкие узоры», стихотворения, загадки, альбомные листы формата А4, гуашь, кисти №2, №4, палитры, салфетки, баночки с водой.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель предлагает обратить внимание на магнитную доску и представленные на них образцы разделочных досок.
Из липы доски сделаны,
И прялки и лошадки…
Цветами разрисованы,
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар-птицы ввысь летят.
И точки чёрно - белые
На солнышке блестят.
- Посмотрите на доски и скажите, образцы какой росписи здесь представлены? (Городецкая роспись)
- Правильно. Сегодня мы поближе познакомимся с городецкой росписью. Городецкая роспись по дереву – знаменитый народный промысел Нижегородского края. И название роспись получила от города Городец. Городецкие мастера изготовляли из дерева различные предметы:
солонки, коробки, шкатулки, разделочные доски, другие предметы быта.
Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой-нибудь другой – так велико ее своеобразие.
- Давайте вспомним, из каких элементов состоят городецкие узоры. А чтобы вам легче было это сделать, я загадаю вам загадки:
1. Словно чудо тут и там распускается… (розан).
2. Она круглая, как чашка, а зовут её … (ромашка).
3. Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она … (купавка).
4. Он не броский, круглый он - нераскрывшийся … (бутон).
- Итак, какие основные элементы Городецкой росписи мы с вами назвали? (Розан, купавка, ромашка, городецкая роза, бутон, листья)
- Какие цвета и их оттенки любят использовать художники для составления городецких узоров? (красный, синий, зелёный, белый, розовый, голубой)
- Как можно получить голубой и розовый оттенки цвета, если нет таких красок? (смешать красный и белый, синий и белый)
- Посмотрите на композиции рисунка и скажите, кто является главным героем росписи? (Конь и птица)
- Образ птицы в славянской мифологии связан с мечтой о небе. Наши предки считали, что по ту сторону облаков находится волшебный сад - "ирий". Там произрастает мировое дерево, у вершины которого обитают удивительные птицы. Птицы также служили посредниками между землей и могущественными небесными силами, от которых во многом зависела жизнь человека. Мир городецких птиц так же богат и неисчерпаем, как и мир городецких цветов. Здесь есть и горделивые черные петухи с огненными гребнями и хлопотливые "курочки Рябы", черные скворцы и белые лебеди, величавые павушки, чинно выступающие среди цветов и трав, и еще великое множество необычных, сказочных птиц. Птица в городецкой росписи - символ семейного счастья.
Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали, ручками похлопали
покружились, повертелись
И на стулья все уселись.
Глазки крепко закрываем
Дружно до пяти считаем
Открываем, поморгаем
и работать продолжаем.
Показ воспитателя
- Ребята, представьте, что мы стали городецкими мастерами и распишем разделочные доски. Как вы уже догадались, сегодня научимся рисовать одного из главных героев росписи – фазана. Посмотрите, как это сделаю я.
Одним движением кисти, насыщенной черной краской я пишу переднюю часть силуэта птицы - ее клюв, изгиб шейки, выпуклую грудку, начиная с тонкой линии клюва и постепенно утолщая мазок при написании шейки и грудки птицы.
Следующий мазок, также утолщающийся книзу, как бы обегает крыло. В результате мы видим уже тело птицы и можем приступать к написанию самого богатого ее украшения - хвоста. Посмотрите на образец, на что похож хвост фазана? (На крыло бабочки) Верно, хвост похож на крыло бабочки, а расписывается он как раскрытый веер. Намешаем на палитре голубую краску, смешав синий и белый цвета. Первое перо хвоста - это свободный плавный мазок от крылышка до уровня головки птицы. Затем от этого первого пера делают длинный волнообразный мазок, заканчивающийся несколько ниже тельца птицы. Для завершения хвоста-веера надо соединить конец волнообразной линии с нижним краем крылышка.
Крылышко рисуем в виде каплевидного листика.
Продолжая работу, надо закрасить контур тельца птицы и ее хвост.
Чтобы птица окончательно ожила, нарисуем ей лапки. Сначала к тельцу приписываем верхние части лапок, похожие на листики, а затем тонкой кистью - нижние части с коготками. Голубой хвост-веер разукрашиваем синими перьями. Они веерообразно расходятся от крылышка и могут даже выступать за края окрашенного силуэта хвоста птицы. При этом перышки располагаем на таком расстоянии друг от друга, чтобы можно было поработать и белой краской. Белилами делаем оживки: рисуем глазок птицы - точку, мелкие перышки на грудке в виде дуг и капелек, спиралькой и штриховкой украшаем крылышко.
Наша птица-фазан готова, осталось украсить доску цветочным элементом – купавкой и листьями в виде гирлянды. По краю доски красной краской выполним контур тонкой кистью.
Вы самостоятельно можете приступить к работе и выполнить свою городецкую роспись.
Самостоятельная продуктивная деятельность детей.
Воспитатель контролирует осанку детей, по мере необходимости корректирует рисунки, оказывает индивидуальную помощь.
Рефлексия. Итог занятия
- Вот и готовы наши работы. Какие они у вас получились? (Яркие, весёлые, красивые)
- Вам понравилось быть городецкими мастерами? (Ответы детей)
- Быть городецким мастером сложно, но увлекательно. У вас получились очень красивые рисунки.
Была доска некрашеной,
Обычной, неприглядной.
А стала разукрашенной
И празднично нарядной.
В руках умельца досочка
Узором заиграла,
Гирляндою из розочек
Украшена по краю.
Оформление выставки рисунков «По мотивам Городецкой росписи»