СВЕТЛАНА БОЛОТОВА
Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе «Роспись Филимоновских и Дымковских игрушек»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Познакомить детей с изделиями народных мастеров, дать представление о способах их изготовления и особенностях росписи; закрепить названия некоторых видов народных игрушек :, филимоновские свистульки, дымковские игрушки; развивать слуховое и зрительное внимание, умение сравнивать; упражнять в нанесении узоров соответствующей тематики; развивать аккуратность и бережное отношение к народному творчеству.
Методы и приемы.
Публикация «Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе „Роспись Филимоновских и Дымковских игрушек“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Рисование, роспись
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Филимоновские игрушки. Лепка, роспись
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2022
Наглядные: рассматривание филимоновских и дымковских игрушек.
Словесные: указания, пояснения, напоминания, поощрение, вопросы репродуктивного и поискового характера, оценка и самооценка деятельности детей.
Практические: роспись глиняных фигурок
Развивающая среда:
Барыни, филимоновские свистульки, дымковские игрушки, предметные картинки с изображением игрушек, дымковских и филимоновских, краски, кисти, баночки с водой, салфетки.
Предварительная работа:
1. Беседа о декоративно-прикладном искусстве.
2 Рисование узоров дымковской и филимоновской росписи.
Ход занятия.
Воспитатель
-Ребята, кто из вас был на ярмарке?
-А вы знаете, что такое ярмарка (ответы детей)
Ярмарка– это место, где продают или покупают различные вещи.
-А вы хотите побывать на ярмарке? Сегодня мы с вами отправимся на ярмарку народной игрушки. Давайте закроем глазки и окажемся на ярмарке.
Посмотрите, мы с вами попали на ярмарку филимоновских и дымковских игрушек.
-А какие игрушки мы видим?
-Ответы детей (Свистульки в виде птиц, лошадей, медведей, барышень, солдат.)
-Воспитатель
-Молодцы, правильно
-Ой, посмотрите кто это такой расстроенный возвратился домой с ярмарки. ?
-Дети (Домовёнок)
Письмо на экране
-Перед нами письмо «Купил глиняные игрушки, но в сундучке они перепутались и я не знаю какая из них филимоновская, а какая дымковская. Помогите пожалуйста, разобрать мой сундучок.
-Ребята, поможем?
-Дети (ответы детей)
Воспитатель
-Но с начало надо вспомнить, как и где появились эти игрушки.
Посмотрите ребята это филимоновские игрушки. В селе Филимоново издавна делали глиняные игрушки – свистульки. Свистульки делали в виде птиц, лошадей, медведей, барышень, солдат. Игрушки делали из серой или синей глины, которая после обжига становилась бело-розовой. Затем фигурки расписывали.
Филимоновские игрушки родились в селе Филимонове Тульской области. (легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки). Игрушки делались зимой, в свободное от сельских трудов время. Затем их продавали на ярмарках и базарах в ближайших городах и в Туле. Сюжеты филимоновской игрушки традиционны — это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных — коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц — курицы, петухи и многое другое. В отличие от дымковских все филимоновские игрушки — свистульки. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц, которых они держат. Бывают простые и более сложные узоры, особенно на юбках барынь: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка», или «солнышко», сверкают, сплетаются в радостные узорные соцветия. Круг обозначает в росписи солнце, треугольник — землю, елочки и ростки — символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Несмотря на то, что орнамент и колорит росписи очень просты, игрушки после росписи выглядят очень яркими и праздничными, выразительными и добродушными
Ребята, какими узорами расписывали филимоновские игрушки? Сколько цветов использовали в росписи? (расписывали полосками, только четырьмя цветами: красный, желтый, зеленый и малиновым).
Филимоновские игрушки имеют вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят изящными, стройными
сильно вытянуты шеи, так что лошадь больше похожа на жирафа, а птицы на сказочных змей-горынычей. Скульптура этих игрушек настолько неповторима, что их не спутаешь ни с какими другими игрушками»
А теперь давайте вспомним дымковскую игрушку.
Эти игрушки делают из глины в селе Дымково рядом с русским городом Вяткой. В окрестностях села Дымково было много красной глины. После обжига фигурку покрывали мелом, разведенном в молоке, а после расписывали.
- Зимними вечерами жители села Дымково расписывали разнаряженых щеголих, лихих всадников, важных индюков, лошадей, баранов, свиней. Расписывали фигурки желтыми черными, зелеными, красными полосками и кругами создавая неповторимые образы. Форма игрушек плавная, а силуэт отличается легкостью и округлостью. У барышень всегда пышная прическа и нарядный головной убор. Все изделия дымковских мастеров отличаются жизнерадостностью, яркостью в росписи. Давайте посмотрим с вами узоры основные узоры – клетки, овалы, круги, точки волнистые полоски.
Круг – в дымковской игрушке означает солнце, волнистые линии – воду, а пересечение прямых линий (ромб) - землю. Характерные цвета игрушек – желтый, синий, зеленый, красный, малиновый.
А теперь давайте разберём сундучок РАЗБИРАЕМ ИИЛЮСТРАЦИИ (положим в папочки и отправим домовёнку его сундучок)
Физкультминутка Мы в ладоши хлопаем
Воспитатель:
Вы молодцы, помогли домовёнку.
А еще мастера не только делали игрушки, в свободное время они веселились на праздниках и играли в народные в игры Давайте и мы с вами поиграем в игру, которая называется «Собери картинку».
Воспитатель:
Мы с вами помогли домовёнку, а давайте устроим выставку народных игрушек у нас в группе.
Давайте еще раз посмотрим на дымковские и филимоновские игрушки и назовем основные узоры Теперь мы переходим в нашу мастерскую.
- И вы распишите народные игрушки филимоновским или дымковским узором.
Приступаем к расписыванию лошадок.
Ребята, давайте посмотрим на все работы, которые у нас получились.
- Какие красивые лошадки у нас получились!
Итог занятия :
- Ребята, где мы с вами сегодня побывали? А какие игрушки мы увидели на ярмарке? Чем отличаются дымковские игрушки от филимоновских. Кому мы сегодня с вами помогли? Вам понравилось наше занятие?