Конспект занятия по краеведению «Русская изба»

Софья Есина
Конспект занятия по краеведению «Русская изба»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №126 Г. ЛИПЕЦКА

Конспект занятия по краеведению «Русская изба»

Воспитатель

Есина С. П.

Цель: Продолжать знакомить детей с предметами народного быта.

Задачи:

1. Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, ухват, т. д.).

2. Обогатить словарь детей народными пословицами и загадками. Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения.

3. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

Ход занятия

Воспитатель: Добрый день, ребята. Мне так сегодня не хотелось выходить из своего тёплого, уютного дома, но я очень хотела встретиться с вами и поэтому я здесь и очень этому рада. Возьмёмся все за руки и дружно поприветствуем друг друга.

С добрым днём и с добрым светом!

С добрым словом и приветом!

А теперь улыбнитесь друг другу и садитесь на стульчики.

Каждый человек мечтает о доме. Дома у всех разные, но все любят свой дом, потому что он родной, уютный, тёплый, потому что в родном доме тебя ждут и любят.

Воспитатель включает на свое усмотрение русскую музыку.

Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами перенесёмся в далёкое прошлое, когда жили наши с вами предки, прабабушки и прадедушки.

(картинка с изображением русской избы)

Воспитатель: Посмотрите ребята. В те далёкие времена люди рубили дома из дерева – брёвен. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

Воспитатель: Конечно, лес был рядом, и считалось, что дерево здоровый строительный материал. В деревянном доме и дышится легче - говорили старые люди.

Такие дома называли избами – от слова истьба и обозначало это слово – отапливаемое печью помещение.

Избы строились из сосны или ели.

Рубили прямые ровные деревья, обрубали ветки, получались бревна, из них ставился сруб (от слова рубить)

Избы строили, не используя гвозди.

Затем прорубали окна, крыли крышу, покрывали ее соломой, зимой, когда не хватало корма скоту, солома с крыши могла пойти на прокорм.

Далее шла отделка дома, на крышу ставили конек, на окна навешивали ставни.

Легко ли построить такой дом? Почему вы так считаете? (Ответы детей)

Воспитатель: Всё верно, ребята, поэтому в народе и говорили: «Дом построить не шапку на голову одеть». Красивый, прочный дом построить трудно, и строили его не один день всей семьёй, отсюда и поговорка: «Семья крепка ладом». А ещё знакомых и соседей приглашали:

Люди добрые, соседи любезные! Сделайте одолжение, приходите, завтра с рассветом ко мне на помощь избу рубить, а я уж Вас и хлебом, и солью, и квасом угощу.

Воспитатель: Давайте и мы попробуем избу поставить.

Динамическая пауза: «Строим дом»

Раз, два – молотком

Ребята строят новый дом

Крыша большая – вот такая

Окна большие – вот такие

Ребята строят целый день

Строить им совсем не лень

Позовут они гостей

Станет в доме веселей.

Воспитатель: Давайте войдем в избу, посмотрите, что это стоит? (демонстрация картинки с изображением убранства русской избы) (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, войдя в избу, мы видим печь: ведь она занимала почти пол избы.

В каждой избе была печь. Её ласково называли печь - матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. Были в избе и горшки, чугунки, ухваты. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

О печи в народе придумывали пословицы и поговорки.

Воспитатель: Вот какие пословицы и поговорки придумали.

«Без печи хата – не хата».

«Когда в печи жарко – тогда и варко».

«Что есть в печи – все на стол мечи».

«Не красна изба углами, а красна пирогами»

Воспитатель: К печи относились с большим уважением: «Она и поилица, и кормилица, телосогревательница». С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Посмотрите - у печи стоит кочерга, ухват, чугунок.

(Рассматривание, беседа и демонстрация посуды, предметов быта, кухонной утвари).

Можно загадать загадки (беседа по каждому предмету быта):

Поляной двор красных коров

Черная зайдет – всех выгонит. (кочерга)

Воспитатель: Посмотрите чугунок, в нем варили кашу, щи.

— Поставить чугунок в печь голыми руками не получится, поэтому и придумали ухват.

(Дети пробуют, как ухватом ставить чугунок в печь).

Воспитатель: Вот какую загадку загадаю, послушайте.

Рогат, да не бык, хватает да не ест.

Людям отдает, а сам на отдых идет. (Ухват).

Воспитатель обращает внимание детей на прялку.

- Кто знает, что это такое?

В старину в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка – ведь электричества ещё не было, девушки пряли и пели песни. Давайте послушаем.

Звучит русская народная песня (аудиозапись)

Русский народ любил трудиться. Об этом говорится в пословицах. Вот послушайте:

У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.

Будешь хорошо прясть - хорошо оденешься.

Воспитатель: Ребята, какой большой стол, а как вы думаете, почему он такой большой?

-Раньше в семье было много детей. Рассаживались за стол на лавки.

-Обратите внимание на лавки - они широкие и большие.

— На лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как места всем в избе не хватало. Раньше все в избе делали своими руками. Зимним вечером вырезали миски, ложки из дерева, девушки вышивали, шили одежду

А ещё русский народ любил после труда хорошо отдохнуть: песни попеть, хороводы поводить. Давайте поиграем в хороводную игру.

Можно взять игру "Карусель"

Воспитатель: Ребята давайте рассмотрим одежду, в которой ходили мужчины и женщины. У русской рубахи – особенность покроя ворота, его разрез располагается не посередине груди, а сбоку. Отсюда и название косоворотка, часто косоворотки украшали вышивкой. Подпоясывали рубаху поясом – кушак. Пояс (кушак) был не только украшением, к нему подшивались: нож, ложка. Пояс заменял карманы (рассматриваем картинку с изображением мужской одежды)

Воспитатель: Женщины ходили в сарафанах, носили кофты с вышивкой, обязательно одевали фартуки, зимой носили кафтаны. Замужние женщины носили поневу – это юбка, у которой не сшиты края и передник. Лапти были обувью летней, а зимой валенки. (рассматриваем картинку с изображением женской одежды)

Воспитатель: В любую избу зайдите и увидите красный угол. В раньше слово «красный» означало: красивый, главный, торжественный. В нем висели иконы. Здесь же стояли стол и лавки. В красный угол сажали гостей, устраивали чаепитие из русского самовара.

Дидактическая игра "В русской избе"

Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас чай приготовила, баранки испекла.

Садитесь, угощайтесь!

Дидактическая игра "В русской избе"

ПРАВИЛА ИГРЫ:

Игра рассчитана на группу из 2-3 детей, но можно играть и с 1 ребенком.

Сначала взрослый рассказывает о внешнем виде русской избы, показывая фасад дома, а затем переворачивает макет и перед детьми оказывается пустая комната избы. Задача детей расставить предметы интерьера. Каждому ребенку раздается по 2-3 картинки. Взрослый загадывает загадки, задает вопросы, ребенок у кого оказывается загаданная картинка, поднимает ее вверх (правила игры в лото, а взрослый показывает, где предмет интерьера стоял в русской избе и коротко рассказывает о предназначении этого предмета. Игра очень познавательная и интересная.

Приобщайте своих детей к истории нашего народа, пусть они знают, как он жил и обустраивал свой быт. Удачи!

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

Об избе

Избы строились из сосны или ели.

Рубили прямые ровные деревья, обрубали ветки, получались бревна, из них ставился сруб (от слова рубить)

Избы строили, не используя гвозди.

Затем прорубали окна, крыли крышу, покрывали ее соломой, зимой, когда не хватало корма скоту, солома с крыши могла пойти на прокорм.

Далее шла отделка дома, на крышу ставили конек, на окна навешивали ставни.

А что же там внутри дома? Мы проходим через сени, это холодный не отапливаемый коридор, заходим в избу, а там…. А там одна комната – горница, она является и кухней, и гостиной, и спальней. А что же в этой комнате есть? Перед вами пустая горница, сейчас мы расставим в комнате различные предметы, и получится интерьер русской избы.

О печке

А для чего нужна была печка? (чтобы готовить пищу, отапливать избу, сушить валенки, спать на ней.

Во многих избах она была обычно из глины перемешанной с камнями - глинобитная на деревянном основании.

И в наше время сохранилось много изб с русской печью.

ПЕЧЬ – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках. Назовите сказку, которую вы знаете. (Гуси-лебеди)

О Божнице

Божница находилась в красном углу.

Это маленькая полочка (иногда двухъярусная, божница, на которой одна, две небольшие иконы, писанные на деревянных досках или литые медные.

О буфете, шкафах

Шкафы были различных размеров и видов, были украшены резьбой, токарными деталями, росписью. Часто в шкафчиках применяли сквозную резьбу, что делалось для проветривания продуктов.

О лавке, скамье

Она была прибита к стене, и ее нельзя было передвигать. Переносная лавка называется – скамья.

Лавку мастерил сам хозяин из толстых и широких досок. У каждого члена семьи было свое место. Хозяин сидел под иконами, а хозяйка с краю, чтобы никому не мешала, подавая на стол.

Позже появились стулья, и табуретки для сидения работника – коряки. Найдите их среди предметов.

О столе

За столом собиралась вся семья, обсуждались все вопросы.

Место хозяина дома называлось большим местом. Остальные члены семьи садились за стол в порядке старшинства.

О сундуке

Сундуки — обязательная принадлежность избы. В них хранили одежду, холсты и другую домашнюю утварь. Сундуки делали большие и маленькие.

О посуде

Посуда была глиняная и деревянная. Посуда длинными, зимними вечерами украшалась резьбой и росписью.

О прялке

Прядением, как правило, занимались девушки. Прялка с колесом называлась – самопрялка.

Прялки до сих пор сохраняются во многих деревенских домах. Из овечьей шерсти вяжут, как и прежде, носки, рукавицы, валяют валенки.

Об утюгах

Утюги были двух видов, в которые клали раскаленные угли и которые ставились на печь.

Об ухвате

Им отправляли в жар горшки с пищей. Это приспособление, представляло собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце.

Публикации по теме:

«Хлеб в обрядах и традициях русского народа». Конспект занятия в мини–музее «Русская изба» Конспект занятия в мини–музее «Русская изба» «Хлеб в обрядах и традициях русского народа». Цель: Ознакомление детей с обрядами и традициями,.

Конспект НОД по музейной педагогике в старшей группе «Как появилась русская изба?» Технологическая карта НОД по музейной педагогике Тема: «Были дебри да леса, стали в дебрях чудеса…», или «Как появилась русская изба?».

Конспект НОД по познавательному развитию «Русская изба» (средняя группа) Конспект НОД познавательное развитие «Русская изба» средняя группа Цель: Знакомить детей с традиционно-бытовой культурой русского народа.

Конспект «Осенние посиделки» в подготовительной группе. Итоговое мероприятие по проекту «Русская изба» ОСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ В логопедической группе Форма работы с детьми - развлечение, посиделки. 1. Обучающие задачи: • Активизировать в речи детей.

Конспект открытого мероприятия «Русская изба» II младшая Тема: «Русская изба» Интеграция образовательных областей: Социально – коммуникативное развитие. Речевое развитие. Познавательное развитие.

Конспект занятия по ОО «Познание» в старшей группе «В мини-музее «Русская изба» Тема: «В гостях у тетушки Арины» Задачи : Образовательная область «Познание» - Расширять представление о русских народных семейных обычаях.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Русская изба»Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Русская изба» Марченко Наталья Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Русская изба" Цель: Формирование представлений.

Конспект занятия «Русская изба» 1. Оргмомент: (под музыку «Во поле берёза стояла» дети в русских народных костюмах входят в группу или в музыкальный зал. Девочки становятся.

Конспект занятия «Русская изба» (старшая группа) Тема: «Русская изба» Цель: познакомить детей с бытом русского народа. Задачи: - Открыть детям доступ к культуре своего народа, знакомя его.

Конспект занятия в старшей группе «Русская изба» Конспект занятия в старшей группе «Русская изба». Подготовила воспитатель Титкова Н. Н. Задачи: Продолжать знакомить детей с бытом, утварью.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Конспект занятия по краеведению «Русская изба»
Опубликовано: 3 февраля 2018 в 00:46
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. Всемирный день мытья рук

В 2008 году прошло первое «мировое мытье рук». В этой акции участвовало 120 миллионов детей из 70 стран мира. Взрослые рассказывали малышам, зачем нужно мыть руки с мылом, а дети под их наблюдением...

14 октября. Покров

14 октября все православные люди отмечают большой церковный праздник – Покров Пресвятой Богородицы. Этот праздник, как и сама православная вера, достался нам в наследство от Византийской империи. Согласно...

Фотоотчет об экспериментально-исследовательском проекте «Растения — наши друзья»...
Задачей проекта было доказать, что растения – живые существа. Доказать , что растение, взятое из грунта может чувствовать себя хорошо в комнате как дома. Для...
Программа кружка в средней группе «Волшебные ручки»
Рабочая программа кружка «Волшебные ручки» средняя группа «Солнышко» возраст 4-5 лет на 2019– 2020 учебный год [/b] «… Чем больше мастерства в детской...