Ирина Липчанская
Конспект занятия «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Оргмомент:
(под музыку «Во поле берёза стояла» дети в русских народных костюмах входят в группу или в музыкальный зал. Девочки становятся напротив мальчиков. Приветствуют друг друга и гостей.)
- Здравствуйте, красны девицы!
- Здравствуйте, красны молодцы!
Все: Здравствуйте гости дорогие!
Реб: Если пришли, не пожалеете,
Коли время имеете.
Реб: Будьте как дома, не стесняйтесь,
Рады мы, что вы пришли.
--Ребята, сегодня мы с вами будем путешествовать по русскому народному фольклору.
Публикация «Конспект занятия „Русская изба“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2017
«Как у нас на Руси уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто, и никто не скучал.
Сам народ для себя песни – шутки слагал.
Наши дедушки, бабушки нам говорили,
Как плясали они, хороводы водили.
Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,
Своих деток учили петь ещё с колыбели»
-Ребята, что такое фольклор? (потешки, заклички, загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, игры, хороводы, сказки)
--А кто всё это сочинил? (народ)
--Я вас хочу пригласить в музей «Русской избы». Принимаете приглашение?
(под музыку «Во поле берёза стояла» дети проходят в музей)
РУССКАЯ ИЗБА, ПРЕДМЕТЫ БЫТА. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
Хозяйка встречает гостей с хлебом и солью
--Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим!
-- По русскому обычаю гостей встречают хлебом и солью
-- Гость на порог – хозяину радость! (пословица)
-- Хотите продолжить знакомство с бытом русской избы (Да)
Загадка «Стоит жилище деревянные бочища,
Внутри печь да дрова - это русская … ИЗБА» (слайд 2)
-- Давным–давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен (слайд 3)
-- Украшали избы - узорами.
- А мы сейчас, где с вами живём? (Мы живём в домах, квартирах)
-- В избе была всего одна большая комната. ГОРНИЦА (слайд 4)
--Как она называлась? (Эта комната называлась – горница)
-- Из какого материала сделана мебель в горнице? (Вся мебель сделана из дерева)
- Значит она какая? (Мебель деревянная)
Загадка «Летом спит – зимой горит?» (ПЕЧЬ) (слайд 5)
-В народе говорили: «Без печи - нет избы»
-- Для чего нужна печь в избе? (В печи готовили кашу, щи, пекли пироги, хлеб)
-- А ещё для чего нужна была печь? (Печь обогревала избу)
-- Кто спал на завалинке? (На завалинке спали дети и старики)
Загадка «Сделан я из глины, чтоб во мне кашу варили» ГОРШОК (слайд 6)
--ГОРШОК – был главной кухонной посудой. Из кого материала его делали? (Из глины, горшок глиняный)
-- Для чего нужны горшки? (В горшках варили кашу. Хранили муку, молоко)
(слайд 7) Женский горшок
--Это какой горшок? (Это женский горшок)
--Какой формы, какой по стуку? (Горшок вытянутой формы. По стуку он звонкий)
--(Когда купали детей, то девочек поливали водицей из женского горшка, чтобы они росли стройными и красивыми)
(слайд 8) Мужской горшок
--Это какой горшок? (Это – мужской горшок)
--Какой он формы? Какой по звуку? (По форме он пузатый. По стуку – глухой)
-- (Когда купали мальчишек, то поливали водицей из мужского горшка, чтобы они росли сильными и крепкими)
Загадка «Он, как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк.
Кашу сварит…ЧУГУНОК» (слайд 9)
--Чугунки были тяжёлые, сделаны из чугуна, значит они какие? (Чугунки чугунные)
--Ваши мамы сейчас в чём готовят еду? (Мамы готовят в кастрюлях)
Загадка: «У печи стояли важно,
Как стойкие солдаты железные …УХВАТЫ» (слайд 10)
-- Как помогал ухват хозяйке? (Ухват помогал хозяйке достать горячий чугунок из печи)
--В горнице на столах стояла расписная ПОСУДА (слайд11)
-- Из какого материала сделана эта посуда? (Она сделана из дерева – деревянная)
-- Какой росписью украшена? (Посуда украшена хохломской росписью)
Загадка «Всех кормлю с охотою, а сама – безротая» ЛОЖКА (слайд 12)
--У каждого члена семьи была своя ложка.
--Какие были ложки? (Ложки были деревянные.)
--Как расписывали ложки? (Ложки расписывали разными узорами.)
--Представляете, ребята, в то время в гости ходили со своей ложкой.
--А у нас сейчас какие ложки? (У нас – железные ложки, пластиковые. серебряные)
Загадка «Выпускает жаркий пар,
Древний чайник – …САМОВАР» (слайд 13)
--Для чего нам нужен самовар, мы расскажем и покажем дыхательной гимнастикой
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «САМОВАР»
Воды нальём мы в самовар - (насос)
Шу-шу-шу.
Угольки раздуем в жар - (вращаем головой в стороны, вперёд)
Шух – шух – шух.
Самовар уже пыхтит – (руки на поясе, повороты головы в стороны)
Пых-пых-пых.
Чай сейчас наш закипит - (чашечка, длительный выдох)
Ши-ши-ши.
Напьёмся чаю от души – (круговые движения по животу)
Фы–фы-фы.
Загадка «Что за барыня такая?
В гребень шерсть она берёт,
Тонкой ниточкой пушистой,
Потом пряжу отдаёт?» ПРЯЛКА (слайд 14)
--Для чего хозяйке нужна была прялка? (Прялка хозяйке нужна для того, чтобы прясть пряжу)
--Из ниток ткали полотно и шили одежду.
--Ребята, где же хозяйка хранила одежду? В СУНДУКЕ (слайд 15)
--А где мы сейчас храним одежду? (Мы храним одежду в шкафу)
--Хотите, посмотрим, что находится в нашем сундуке? русские народные костюмы : женский и мужской (слайд 16)
-- Давайте рассмотрим женский костюм
Описательный рассказ девочки
Девушки носили: белую рубаху и сарафан. Сарафан – это платье без рукавов, на широких лямках. Спереди сарафан украшали узорной тесьмой, красивыми пуговицами. Молодые девушки на голове носили ленточки, а на праздники надевали веночки. Замужние женщины на голову надевали - «кокошник».
--Давайте рассмотрим мужской костюм
Описательный рассказ мальчика
Мужчины носили рубаху – называли её «косоворотка». У рубахи – ворот был украшен тесьмой. Рубахи носили на выпуск, подпоясывали узким поясом - кушаком. Штаны назывались – «порты», к низу заправляли в сапоги, или завязывались лаптями.
-- А вот и лопаточки, прыгали в них через кочки (слайд 17)
--Лапти – обувь простого народа.
--Из чего плели лапти? (Лапти плели из лыка – коры деревьев липы, ивы)
-- Лапти носили и летом и зимой. У каждого члена семьи было по несколько пар лаптей.
--Как вы думаете, пришла пора поиграть нам детвора? (слайд 18– ПЛЕТЕНЬ)
ФИЗМИНУТКА: РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРА «ПЛЕТЕНЬ»
ЕСТЬ НАРОДНАЯ ИГРА; (ИДУТ ПО КРУГУ)
НАЗЫВАЕТСЯ – «ПЛЕТЕНЬ».
НАМ В НЕЁ ИГРАТЬ ОХОТА, (РУКИ НА ПОЯС)
НАМ В НЕЁ ИГРАТЬ НЕ ЛЕНЬ! (ГРОЗЯТ ПАЛЬЧИКОМ)
РАЗ ПЛЕТЕНЬ, ДВА ПЛЕТЕНЬ, (ПРИСЕДАЮТ 2 РАЗА)
СПРЯЧЕМСЯ ОТ СОЛНЦА В ТЕНЬ. (ЗАКРЫВАЮТ ЛИЦО РУКАМИ)
ПОСИДИМ, ОТДОХНЁМ (СИДЯТ)
И ОПЯТЬ ИГРАТЬ НАЧНЁМ. (ВСТАЛИ РУКИ ВВЕРХ)
1, 2, 3, - ПЛЕТЕНЬ СОБЕРИ.
(С ОКОНЧАНИЕМ СЛОВ ДЕТИ ДОЛЖНЫ ПОСТРОИТЬСЯ В 2 ШЕРЕНГИ; РУКИ СКРЕСТИВ КРЕСТ НАКРЕСТ) Сели на места
Издавна русский народ славился трудолюбием и с приходом весны люди выходили работать в поле. (слайд 19)
--Слушайте, ребятишки, девчонки и мальчишки, может чистоговорками расскажем о работе в поле?
ЧИСТОГОВОРКАМИ
Оле - оле - оле - мы работаем на поле.
Ать - ать - ать - землю надо нам вспахать
Ицу - ицу - ицу - посеем мы пшеницу.
Жай - жай - жай - будем ждать мы урожай.
--Ребята, а вы помните пословицы, поговорки о труде? Вот сейчас и проверю, я их зашифровала - внимание на экран (слайд 20)
ПОСЛОВИЦЫ О ТРУДЕ
Что посеешь, то и пожнешь.
Без труда - хлеб не родится никогда.
Без труда - не вынешь и рыбку из пруда.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Землю красит - солнце, а человека - труд.
-- Сегодня вам тоже нужно потрудиться, у меня разбилась посуда, поможете мне посуду починить? Но сначала предлагаю вам размять пальчики
ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «ПОСУДА»
Вот изба и в ней светло (домик из пальчиков)
Здесь от печки нам тепло (трём ладошки)
В печку ставим – чугунок (чашечка)
Каши чтоб сварить нам смог (вращаем рукой, как ложкой)
Дружит с чугунком ухват (вытянута рука, показ большим и указательным)
Достанет кашу для ребят
Деревянную посуду (чашечка)
В печку ставить я не буду (грозим пальчиком)
Ложки и тарелки (большой пальчик со всеми в колечко)
Глубокие и мелкие
Радуют нам взоры (хлопки в ладоши и кулаки)
Красивые узоры.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА : «СОБЕРИ ПОСУДУ» (ХОХЛОМА, ГЖЕЛЬ) ( разрезные картинки: тарелка, кувшин)
--Ребята, давайте нашим гостям расскажем о посуде по цепочке ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ О ПОСУДЕ (слайд 21)
(Что это? Какой формы? Какого размера? Из какого материала изготовлен? Какой росписью украшен? Какие цвета росписи? Назови элементы узоров? Части посуды? Для чего нужна) --Отлично справились, а кто желает рассказать весь рассказ?
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ РАССКАЗ РЕБЁНКА ПО ТАБЛИЦЕ
-- Молодцы ребята, и как говорят в народе: «Кончил дело – гуляй смело!» (слайд 22)
--И сейчас мы с вами хоровод заведём
ХОРОВОД «НА ГОРЕ - ТО КАЛИНА»
ИТОГ
--Где мы с вами побывали в гостях? (Мы были в гостях в русской избе)
--Вам понравилось путешествие? А что вам больше всего понравилось?
--Молодцы, ребята! Кончилось веселье. Пришло время – угощенья!
--За ваше старанье и умения в печке у меня испёкся праздничный пирог --Давайте попрощаемся с нашими гостями и пойдем пить чай. (Поклон, прощаются и уходят в группу).