Конспект занятия «Русская изба»

Ирина Липчанская
Конспект занятия «Русская изба»

1. Оргмомент:

(под музыку «Во поле берёза стояла» дети в русских народных костюмах входят в группу или в музыкальный зал. Девочки становятся напротив мальчиков. Приветствуют друг друга и гостей.)

- Здравствуйте, красны девицы!

- Здравствуйте, красны молодцы!

Все: Здравствуйте гости дорогие!

Реб: Если пришли, не пожалеете,

Коли время имеете.

Реб: Будьте как дома, не стесняйтесь,

Рады мы, что вы пришли.

--Ребята, сегодня мы с вами будем путешествовать по русскому народному фольклору.

«Как у нас на Руси уж давно повелось,

Чтобы весело всем и счастливо жилось,

Чтоб не плакал никто, и никто не скучал.

Сам народ для себя песни – шутки слагал.

Наши дедушки, бабушки нам говорили,

Как плясали они, хороводы водили.

Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,

Своих деток учили петь ещё с колыбели»

-Ребята, что такое фольклор? (потешки, заклички, загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, игры, хороводы, сказки)

--А кто всё это сочинил? (народ)

--Я вас хочу пригласить в музей «Русской избы». Принимаете приглашение?

(под музыку «Во поле берёза стояла» дети проходят в музей)

РУССКАЯ ИЗБА, ПРЕДМЕТЫ БЫТА. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

Хозяйка встречает гостей с хлебом и солью

--Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим!

-- По русскому обычаю гостей встречают хлебом и солью

-- Гость на порог – хозяину радость! (пословица)

-- Хотите продолжить знакомство с бытом русской избы (Да)

Загадка «Стоит жилище деревянные бочища,

Внутри печь да дрова - это русская … ИЗБА» (слайд 2)

-- Давным–давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен (слайд 3)

-- Украшали избы - узорами.

- А мы сейчас, где с вами живём? (Мы живём в домах, квартирах)

-- В избе была всего одна большая комната. ГОРНИЦА (слайд 4)

--Как она называлась? (Эта комната называлась – горница)

-- Из какого материала сделана мебель в горнице? (Вся мебель сделана из дерева)

- Значит она какая? (Мебель деревянная)

Загадка «Летом спит – зимой горит?» (ПЕЧЬ) (слайд 5)

-В народе говорили: «Без печи - нет избы»

-- Для чего нужна печь в избе? (В печи готовили кашу, щи, пекли пироги, хлеб)

-- А ещё для чего нужна была печь? (Печь обогревала избу)

-- Кто спал на завалинке? (На завалинке спали дети и старики)

Загадка «Сделан я из глины, чтоб во мне кашу варили» ГОРШОК (слайд 6)

--ГОРШОК – был главной кухонной посудой. Из кого материала его делали? (Из глины, горшок глиняный)

-- Для чего нужны горшки? (В горшках варили кашу. Хранили муку, молоко)

(слайд 7) Женский горшок

--Это какой горшок? (Это женский горшок)

--Какой формы, какой по стуку? (Горшок вытянутой формы. По стуку он звонкий)

--(Когда купали детей, то девочек поливали водицей из женского горшка, чтобы они росли стройными и красивыми)

(слайд 8) Мужской горшок

--Это какой горшок? (Это – мужской горшок)

--Какой он формы? Какой по звуку? (По форме он пузатый. По стуку – глухой)

-- (Когда купали мальчишек, то поливали водицей из мужского горшка, чтобы они росли сильными и крепкими)

Загадка «Он, как круглая кастрюля

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк.

Кашу сварит…ЧУГУНОК» (слайд 9)

--Чугунки были тяжёлые, сделаны из чугуна, значит они какие? (Чугунки чугунные)

--Ваши мамы сейчас в чём готовят еду? (Мамы готовят в кастрюлях)

Загадка: «У печи стояли важно,

Как стойкие солдаты железные …УХВАТЫ» (слайд 10)

-- Как помогал ухват хозяйке? (Ухват помогал хозяйке достать горячий чугунок из печи)

--В горнице на столах стояла расписная ПОСУДА (слайд11)

-- Из какого материала сделана эта посуда? (Она сделана из дерева – деревянная)

-- Какой росписью украшена? (Посуда украшена хохломской росписью)

Загадка «Всех кормлю с охотою, а сама – безротая» ЛОЖКА (слайд 12)

--У каждого члена семьи была своя ложка.

--Какие были ложки? (Ложки были деревянные.)

--Как расписывали ложки? (Ложки расписывали разными узорами.)

--Представляете, ребята, в то время в гости ходили со своей ложкой.

--А у нас сейчас какие ложки? (У нас – железные ложки, пластиковые. серебряные)

Загадка «Выпускает жаркий пар,

Древний чайник – …САМОВАР» (слайд 13)

--Для чего нам нужен самовар, мы расскажем и покажем дыхательной гимнастикой

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «САМОВАР»

Воды нальём мы в самовар - (насос)

Шу-шу-шу.

Угольки раздуем в жар - (вращаем головой в стороны, вперёд)

Шух – шух – шух.

Самовар уже пыхтит – (руки на поясе, повороты головы в стороны)

Пых-пых-пых.

Чай сейчас наш закипит - (чашечка, длительный выдох)

Ши-ши-ши.

Напьёмся чаю от души – (круговые движения по животу)

Фы–фы-фы.

Загадка «Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берёт,

Тонкой ниточкой пушистой,

Потом пряжу отдаёт?» ПРЯЛКА (слайд 14)

--Для чего хозяйке нужна была прялка? (Прялка хозяйке нужна для того, чтобы прясть пряжу)

--Из ниток ткали полотно и шили одежду.

--Ребята, где же хозяйка хранила одежду? В СУНДУКЕ (слайд 15)

--А где мы сейчас храним одежду? (Мы храним одежду в шкафу)

--Хотите, посмотрим, что находится в нашем сундуке? русские народные костюмы: женский и мужской (слайд 16)

-- Давайте рассмотрим женский костюм

Описательный рассказ девочки

Девушки носили: белую рубаху и сарафан. Сарафан – это платье без рукавов, на широких лямках. Спереди сарафан украшали узорной тесьмой, красивыми пуговицами. Молодые девушки на голове носили ленточки, а на праздники надевали веночки. Замужние женщины на голову надевали - «кокошник».

--Давайте рассмотрим мужской костюм

Описательный рассказ мальчика

Мужчины носили рубаху – называли её «косоворотка». У рубахи – ворот был украшен тесьмой. Рубахи носили на выпуск, подпоясывали узким поясом - кушаком. Штаны назывались – «порты», к низу заправляли в сапоги, или завязывались лаптями.

-- А вот и лопаточки, прыгали в них через кочки (слайд 17)

--Лапти – обувь простого народа.

--Из чего плели лапти? (Лапти плели из лыка – коры деревьев липы, ивы)

-- Лапти носили и летом и зимой. У каждого члена семьи было по несколько пар лаптей.

--Как вы думаете, пришла пора поиграть нам детвора? (слайд 18– ПЛЕТЕНЬ)

ФИЗМИНУТКА: РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРА «ПЛЕТЕНЬ»

ЕСТЬ НАРОДНАЯ ИГРА; (ИДУТ ПО КРУГУ)

НАЗЫВАЕТСЯ – «ПЛЕТЕНЬ».

НАМ В НЕЁ ИГРАТЬ ОХОТА, (РУКИ НА ПОЯС)

НАМ В НЕЁ ИГРАТЬ НЕ ЛЕНЬ! (ГРОЗЯТ ПАЛЬЧИКОМ)

РАЗ ПЛЕТЕНЬ, ДВА ПЛЕТЕНЬ, (ПРИСЕДАЮТ 2 РАЗА)

СПРЯЧЕМСЯ ОТ СОЛНЦА В ТЕНЬ. (ЗАКРЫВАЮТ ЛИЦО РУКАМИ)

ПОСИДИМ, ОТДОХНЁМ (СИДЯТ)

И ОПЯТЬ ИГРАТЬ НАЧНЁМ. (ВСТАЛИ РУКИ ВВЕРХ)

1, 2, 3, - ПЛЕТЕНЬ СОБЕРИ.

(С ОКОНЧАНИЕМ СЛОВ ДЕТИ ДОЛЖНЫ ПОСТРОИТЬСЯ В 2 ШЕРЕНГИ; РУКИ СКРЕСТИВ КРЕСТ НАКРЕСТ) Сели на места

Издавна русский народ славился трудолюбием и с приходом весны люди выходили работать в поле. (слайд 19)

--Слушайте, ребятишки, девчонки и мальчишки, может чистоговорками расскажем о работе в поле?

ЧИСТОГОВОРКАМИ

Оле - оле - оле - мы работаем на поле.

Ать - ать - ать - землю надо нам вспахать

Ицу - ицу - ицу - посеем мы пшеницу.

Жай - жай - жай - будем ждать мы урожай.

--Ребята, а вы помните пословицы, поговорки о труде? Вот сейчас и проверю, я их зашифровала - внимание на экран (слайд 20)

ПОСЛОВИЦЫ О ТРУДЕ

Что посеешь, то и пожнешь.

Без труда - хлеб не родится никогда.

Без труда - не вынешь и рыбку из пруда.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Землю красит - солнце, а человека - труд.

-- Сегодня вам тоже нужно потрудиться, у меня разбилась посуда, поможете мне посуду починить? Но сначала предлагаю вам размять пальчики

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «ПОСУДА»

Вот изба и в ней светло (домик из пальчиков)

Здесь от печки нам тепло (трём ладошки)

В печку ставим – чугунок (чашечка)

Каши чтоб сварить нам смог (вращаем рукой, как ложкой)

Дружит с чугунком ухват (вытянута рука, показ большим и указательным)

Достанет кашу для ребят

Деревянную посуду (чашечка)

В печку ставить я не буду (грозим пальчиком)

Ложки и тарелки (большой пальчик со всеми в колечко)

Глубокие и мелкие

Радуют нам взоры (хлопки в ладоши и кулаки)

Красивые узоры.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: «СОБЕРИ ПОСУДУ» (ХОХЛОМА, ГЖЕЛЬ) (разрезные картинки: тарелка, кувшин)

--Ребята, давайте нашим гостям расскажем о посуде по цепочке ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ О ПОСУДЕ (слайд 21)

(Что это? Какой формы? Какого размера? Из какого материала изготовлен? Какой росписью украшен? Какие цвета росписи? Назови элементы узоров? Части посуды? Для чего нужна) --Отлично справились, а кто желает рассказать весь рассказ?

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ РАССКАЗ РЕБЁНКА ПО ТАБЛИЦЕ

-- Молодцы ребята, и как говорят в народе: «Кончил дело – гуляй смело!» (слайд 22)

--И сейчас мы с вами хоровод заведём

ХОРОВОД «НА ГОРЕ - ТО КАЛИНА»

ИТОГ

--Где мы с вами побывали в гостях? (Мы были в гостях в русской избе)

--Вам понравилось путешествие? А что вам больше всего понравилось?

--Молодцы, ребята! Кончилось веселье. Пришло время – угощенья!

--За ваше старанье и умения в печке у меня испёкся праздничный пирог --Давайте попрощаемся с нашими гостями и пойдем пить чай. (Поклон, прощаются и уходят в группу).

Публикации по теме:

Музей «Русская изба»Музей «Русская изба» Здравствуйте, дорогие коллеги! Решила поделиться с вами фотографиями нашего садиковского музея "Русская изба". Конечно, эту идею до нас.

Конспект интегрированного занятия «От Руси к России. Русская изба» (подготовительная группа)Конспект интегрированного занятия «От Руси к России. Русская изба» (подготовительная группа) Конспект интегрированного занятия «От Руси к России. Русская изба» (подготовительная группа). Программное содержание: • Знакомить детей.

Конспект ООД (музыкальная деятельность) в старше — подготовительной группе «Русская изба» Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность) в старше - подготовительной группе «Русская изба».Цель.

Конспект в первой младшей группе «Русская изба». Образовательная область «Познавательное развитие»Конспект в первой младшей группе «Русская изба». Образовательная область «Познавательное развитие» Конспект: «Русская изба»Автор конспекта ННОД: Офицерова Татьяна Вячеславовна, воспитатель Детского сада № 106 ОАО «РЖД» г. Мичуринска Образовательная.

Конспект занятия в средней группе «Русская изба» Цель: формировать интерес детей к истории русской национальной культуре. Задачи: Образовательные: продолжать знакомить с жилищем русского.

Конспект занятия по окружающему миру с использованием регионального компонента «Русская изба» Цель: формировать у детей представления о русской избе и традициях нашего села. Задачи: Обучающие: - Расширить и уточнить знания детей о.

Конспект занятия в старшей группе «Русская изба»Конспект занятия в старшей группе «Русская изба» Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям. Задачи: • познакомить детей.

Макет «Русская изба»Макет «Русская изба» Рассказывать детям о культуре, традициях нашей страны, прививать им любовь к своей Родине и гордость за свое прошлое необходимо с детства.

Отчет о проведении познавательно-коммуникативного занятия «Мебель наших предков» в музее «Русская изба»Отчет о проведении познавательно-коммуникативного занятия «Мебель наших предков» в музее «Русская изба» Совсем недавно темой недели в нашей старшей группе была "Мебель". Дети обобщили и расширили свои знания по теме посредством познавательной,.

Презентация «Русская изба» Цель: Формирование интереса детей дошкольного возраста к истории русской национальной культуры. Задачи: - Развивать познавательную активность.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Конспект занятия «Русская изба»
Опубликовано: 16 июля 2017 в 18:45
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий приема учащихся 5 класса в школьную детскую организацию
ПРИНЯТИЕ ПЯТИКЛАССНИКОВ В ДОО «РАССВЕТ» фанфары Вед. 1:Здравствуйте мальчишки и девчонки! Вед. 2:Добрый день уважаемые классные руководители. Вед. 1:...
Сценарий утренника 8 марта «Весёлый телевизор» для средних групп
Музыкальный руководитель Колтакова Елена Борисовна Воспитатель Фомина Марина Викторовна Цель: Обогащение опыта детско – родительских отношений...
Видеоотчёт об участии учениц 1 класса в фестивале художественной самодеятельности с...
Добрый вечер, уважаемые коллеги. Представляю вашему вниманию видеоотчет участия учениц 1 класса в районном этапе Республиканского фестиваля художественной...
Конспект НОД по аппликации в средней группе «Тюльпаны — весенние цветы»
Конспект НОД по художественному творчеству ( аппликация) в средней группе Тема: «Тюльпаны – весенние цветы» Цель: формирование экологического восприятие...
Конспект занятия по лепке «Тигрёнок»
Программные задачи:продолжать учить детей изображать фигуру животного ( тигра, используя знакомые приемы лепки- "сплющивание", "прищипывание", соединять...