Приложение МААМ

Конспект интегрированного занятия «От Руси к России. Русская изба» (подготовительная группа) (2 фото)

Малых С Г
Конспект интегрированного занятия «От Руси к России. Русская изба» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект интегрированного занятия «От Руси к России. Русская изба» (подготовительная группа).

Программное содержание:

• Знакомить детей с традициями русского народа, с русской избой – жилищем крестьянской семьи.

Публикация «Конспект интегрированного занятия „От Руси к России, Русская изба“ (подготовительная группа)» размещена в разделах

• Развивать умение рассматривать и описывать своими словами предметы домашнего обихода, познакомить их с такими предметами старины, как: русская печь, ухват, крынка, прялка, веретено, сундук.

• Развивать интерес к русскому фольклору : старинным играм и забавам.

• Воспитывать интерес и уважение к народным традициям и обычаям.

Закрепить полученную информацию лепкой одного из предметов домашнего обихода: миски, ложки, чугунок (по желанию).

Предварительная работа:

Беседы «Русская изба», «Русский национальный костюм». Чтение художественной литературы. Рассматривание иллюстраций. Разучивание хороводов, песен, русских народных игр и танцев. Заучивание пословиц, поговорок. Творческие игры «Мастера-умельцы».

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, мы находимся в музее нашего детского сада (мини-музей народной старины).

Конспект интегрированного занятия «От Руси к России. Русская изба» (подготовительная группа)

Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами. В избе считали святыми три места: красный угол, печь и стол.

Красный угол – означало «красивый, хороший, светлый». В нем вешали иконы, убирали вышитыми полотенцами. В нем совершались ежедневные моленья, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол – самое почетное место в доме.

Неотъемлемой частью жилища, а может и самой главной, являлась печь.

«Летом спит, зимой горит, рот открывает, что дают – глотает» - ПЕЧЬ

Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали старики и младшие детки, сушили одежду и даже мылись. Поутру хозяйка растапливала печь. Печь – деревенская кормилица.

Воспитатель: Чем могла печь накормить своих хозяев?

Дети: В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Воспитатель: Ребята, кто знает пословицы о хлебе?

«Без соли и хлеба – половина обеда»

«Плох обед, коль хлеба нет»

«Без соли не вкусно, без хлеба не сытно»

«Хлеб – батюшка, вода – матушка. Покуда есть хлеб, да вода – все не беда»

Воспитатель: Стол – это божья ладонь. «Хлеба ни куска – стол доска» - так говорили крестьяне. Стол был большим, вдоль стен стояли длинные широкие лавки, на которых сидели во время обеда, а ночью на них же спали.

Воспитатель: В какой посуде готовили обеды русский хозяйки? Загадка: «Что хозяйка в печку ставит, кто из вас, ребята, знает?»

Дети: Чугунок.

Воспитатель: Он (чугунок) был незаменим в хозяйстве, сделан из чугуна (особого вида металла, мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Воспитатель: Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте загадку: «Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает, что схватит – отдает, а сам в угол идет».

Дети: Ухват.

Воспитатель: А какие предметы еще находились в русской избе? Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

«Выпускает жаркий пар древний чайник» - САМОВАР

Самовар – символ добра, домашнего уюта и покоя. За самоваром собиралась вся большая семья, пили чай с медом, пирогами, блинами.

«Новая посуда, а вся в дырках» - СИТО

Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получалось пышным и мягким.

«Всех кормлю с охотою, а сама безротая» - ЛОЖКА

В семье у каждого была своя деревянная ложка.

Воспитатель: Кто знает, почему ложки были такие глубокие?

Дети: Ими ели щи, супы и каши.

Воспитатель: Из какого дерева вырезали ложки?

Дети: Из осины, березы.

Со своей ложкой в гости ходили, ею не только ели, но на них еще и играли.

Игра на ложках: русская народная песня «Ах вы сени, мои сени».

Воспитатель: Вся кухонная утварь делалась своими руками: вырезали из дерева или лепили из глины.

Как вы думаете, для чего предназначалась прялка?

Правильно, на прялке пряли нитки. Пряли и с помощью другого приспособления:

«Чем больше я кручусь, тем толще становлюсь» - ВЕРЕТЕНО

Почти все в избе делалось своими руками.

Долгими зимними вечерами мужчины резали миски, ложки, игрушки из дерева.

Девицы шили одежду, лоскутные одеяла, вышивали красиво наволочки на подушки, рушники. Все это делалось с любовью, было полезным и красивым, радующим глаз. Мастерство передавалось от поколения к поколению.

А в праздники люди собирались в большой избе, где они пели песни и водили хороводы. Такие вечера назывались посиделками.

Хороводная игра «Заря-зарница».

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с лентой и говорит: «Заря-зарница, Красная девица, По полю ходила, Ключи обронила, Ключи золотые, Ленты голубые, Кольца обвитые – За водой пошла!»

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей.

Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту.

Воспитатель: Вот так и жили на Руси наши предки : жили дружно несколькими поколениями в одной избе, много работали, весело отмечали праздники всей деревней.

Важно, чтобы мы знали и уважали обычаи и традиции наших предков, помнили праздники, которые они отмечали (многие из них мы отмечаем и сейчас, пели русские народные песни и водили хороводы.

Фото «От Руси к России. Русская изба»

А сейчас мы с вами ненадолго превратимся в народных умельцев и сделаем своими руками посуду (лепка).

Публикации по теме:

Конспект занятия «Князь Владимир — креститель Руси» (подготовительная группа) Цель: Рассказать детям, как христианство пришло на Русь. Познакомить детей с князем Владимиром - крестителем Руси объяснить смысл крещения.

Конспект интегрированного занятия «День Победы» (подготовительная группа) Интеграция познавательной, музыкальной, изобразительной деятельности Цель: Обобщение знаний детей о Великой Отечественной войне 1941-1945.

Конспект интегрированного занятия «По зданиям нашего города» (подготовительная группа) Конспект интегрированного занятия «По зданиям нашего города» Подготовительная группа Цель: Уточнить и обобщить представления детей о профессиях.

Конспект интегрированного занятия «Русская матрешка» (средняя группа) Цель занятия: Знакомство детей с русской народной игрушкой—матрешкой в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: словесной,.

Конспект интегрированного занятия «Семейные обычаи на Руси». Подготовительная к школе группа Программные задачи. Воспитательные задачи: создать условия для воспитания уважения, интереса к обычаям старины, к русскому фольклору; воспитание.

Конспект интегрированного занятия «Русская народная игрушка-Матрешка» (разновозрастная группа от 5 до 7 лет) «Русская народная игрушка - Матрешка» Цели: - Приобщить детей к национально – культурным традициям, посредством углубления и расширения.

Конспект занятия в средней группе «Русская изба» Цель: формировать интерес детей к истории русской национальной культуре. Задачи: Образовательные: продолжать знакомить с жилищем русского.

Конспект занятия по окружающему миру с использованием регионального компонента «Русская изба» Цель: формировать у детей представления о русской избе и традициях нашего села. Задачи: Обучающие: - Расширить и уточнить знания детей о.

Конспект занятия «Русская матрешка» (подготовительная группа) Цель: формирование у детей представлений о народной игрушке-матрешке. Задачи: Образовательные: Знакомить детей с историей создания русской.

Праздник «Осень на Руси!» (подготовительная к школе группа)Праздник «Осень на Руси!» (подготовительная к школе группа) Очень весело мы встретили яркую, разноцветную, урожайную осень. Читали стихи, пели песни и танцевали для осени, восхваляя ее, радуясь ей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия «От Руси к России. Русская изба» (подготовительная группа)
Опубликовано: 14 апреля 2017 в 20:06
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интегрированного занятия «От Руси к России. Русская изба» (подготовительная группа)» (включая файлы) размещена пользователем Малых С Г (УИ 1096342) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД