Наталья Марченко
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Марченко Наталья
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему : "Русская изба"
Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: „Русская изба“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Закрепить знания о печи как о неотъемлемой принадлежности русской избы.
Продолжать учить детей отвечать полным предложением.
Развивать мыслительные способности путём разгадывания загадок.
Воспитывать умение чтить традиции посредством народных пословиц.
Пополнить словарный запас детей.
Задачи:
- познакомить детей с избой и русским бытом людей.
-прививать интерес к русской культуре, истории своего народа.
Материал: иллюстрации избы, макет печи, домашняя утварь: кочерга, ухват, лопата для хлеба, аудиозапись русской народной мелодии, кукла в русском наряде. Трафареты для аппликации. Тесемки, для составления узоров на сарафане и рубахе.
Оформить комнату для воспроизведения жилого деревенского помещения (предметы быта).
Предварительная работа:
- Беседа по темам «Без печи хата не хата», «Устройство печи», «Печная утварь».
- Чтение русских народных сказок.
- Рассматривание иллюстраций с изображением русской печи.
- Заучивание пословиц и поговорок.
Приемы:
-сюрпризный момент (появление воспитателя в русском народном костюме);
-рассматривание предметов быта, макета русской избы;
-рассказ, показ;
-аппликация.
Ход занятия:
Организационный момент:
Детей встречает воспитатель в народном костюме:
Звучит русская народная мелодия.
- Здравствуйте, ребята! Милости просим! Обратите внимание, во что я нарядилась? (ответы детей).
- Правильно, ребята, я нарядилась в русскую народную одежду, русский сарафан. Так раньше одевались люди на Руси.
Женщины, девушки наряжались в сарафан.
И непременным атрибутом у мужчин был пояс или кушак.
Всю одежду люди изготавливали сами, затем украшали разными узорами.
На рукавах у мужчин и женщин присутствовали линии:
Узоры – руки не будут болеть.
Узор у ног сарафана – чтобы не болели ноги.
Полоса означала – землю.
Крестик – воду.
Кружочек – солнышко – защиту.
Цветы – символ богатства
Даже цвет имел свое значение:
Красный – благополучие
Желтый - тепло и ласка.
Синий - радость.
Черный - богатство.
Звучит русская народная музыка (тихо).
Дети делают аппликацию.
Аппликация «Укрась сарафан, рубаху». (Девочки украшают сарафан, мальчики – рубаху полосками, узорами).
А сейчас я вас приглашаю в гости, в очень интересное место – русскую избу, очень похожую на ту, где жили русские люди много лет назад. (Дети садятся на лавочки).
Мы увидим предметы, которыми пользовались в старину, что людям нужно было для жизни. Раньше на Руси строили такие избы из деревянных бревен. Раньше говорили «рубить избу» - строить, а строили ее топорами и без единого гвоздя. Все соседи помогали хозяину рубить избу. В такой избе было тепло и уютно.
- Давайте все вместе, вслух, произнесем эти необычные и новые для вас слова: «рубить избу» - значит дом строить. (Совместный повтор слов).
В избе всегда был «красный угол». «Красный угол» – самое почетное место в избе.
В «красном углу» совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. «Красный угол» старались держать в чистоте и нарядно украшали. «Красный угол» означает «красивый», «хороший», «светлый». Его убирали вышитыми полотенцами. Украшали красивой посудой.
.
- Ребята, самое главное в деревенской избе – это печь. Без печи изба не изба. Печь была главной частью жилища. Она служила источником тепла и света. Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной, а клал печь печник.
Печь занимала большую часть дома. На печке можно было спать, лежать, греться.
-В старину говорили : «Печь нам мать родная»
-А сколько сказок и разных историй рассказано ребятам о русской печке.
-А вы какие сказки знаете о печке? («Гуси-лебеди», «По щучьему велению»)
Русской печки нет добрее
Всех накормит,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит.
На печи не только можно было спать и греться возле неё, а еще в ней готовили еду, выпекали хлеб, сушили продукты и одежду, лечили больных.
Отгадайте загадку»
- Кто в избе рогат? Чтобы из печи достать горячую еду, что ребята нужно для этого? (ухват).
-Давайте попробуем вытащить из печи горячий чугунок.
-А эта лопата для того, чтобы хлеб из печи доставать.
А вот он и хлебушек поспел. Ароматный, душистый… Мы его достанем, положим на стол, пусть он отдохнет, остынет, а мы его потом попробуем. Ребята, есть много пословиц о хлебе? («Был бы хлеб, а каша будет». «Хлеб всему голова». «Хлеб – батюшка, вода – матушка». «Покуда есть хлеб, да вода– все не беда». «Плох обед, коли хлеба нет».) А я вам свою скажу: «Сытый думает о деле, а голодный о хлебе.»
- В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Лавки, где спали, скамейки для сиденья за столом.
Теплый дух идет от печки,
А в углу стоит сундук.
Много он добра хранит!
- Ребята, а для чего нужен был сундук? (хранить вещи)
- Ребята, а посмотрите, что на столе стоит? Это посуда, которой пользовались люди. Сделана она из дерева, из глины.
Это туеса. Сделаны они из коры деревьев. В них хранили продукты.
А вот различные кувшины для жидкого: для молока, для меда. Все это называется кухонная утварь.
А вот и ведра, и коромысло. Ведь неудобно тяжелые ведра в руках нести, вот и придумали коромысло.
-А это что? (стиральная доска)
Обобщающая часть:
- Ребята, а отгадайте мои загадки про утварь:
Три братца пошли на речку купаться.
Двое купаются, а третий на берегу прохлаждается (Ведра и коромысло).
Чёрный конь,
Скачет в огонь. (кочерга).
Не бык, а бодает.
Не ест, а еду хватает.
Что схватит – отдает,
Сам в угол идет (ухват).
Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк,
Кашу сварит… (чугунок)
Сама не ест, а людей кормит (ложка).
- Засиделись мы с вами, пришла пора и поиграть. «Делу время, а потехе час», говорят русские люди. Вот и я вас, приглашаю всех поиграть в русскую народную игру
«Гори, гори ясно!»
Описание игры: Количество игроков: четное. Играющие, выстраиваются парами друг за другом — в колонку. Игроки берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Горящий» становится впереди, шагов на 5—6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят:
— Дин - дон, дин - дон,
Выбегай скорее вон!
По окончании песенки двое играющих, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т. е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.
Воспитатель: - Ой, и наигрались мы с вами.
Заключительная часть:
- Ну а теперь мне так хочется вас пригласить в гости и угостить вкусным хлебушком, да чайком с самовара. (заранее испечен каравай, самовар с чаем)
Мы еще поводим русские хороводы, посмотрим, какими игрушками раньше играли дети. До свидания, гости дорогие!
Во время чаепития:
Вот он хлебушек душистый,
Вот он тёплый, золотистый.
В нём здоровье наше, сила,
В нём чудесное тепло
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
В нём земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки,
Вырастай богатырём!