Антонина Котянова
Конспект занятия по лепке в старшей группе «Петух» по мотивам Дымковской игрушки
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать знакомить детей с русским промыслом – изготовлением дымковских игрушек.
Задачи:
Образовательные: учить передавать в лепке характерное строение фигуры; закреплять умение пользоваться стекой, сглаживать поверхность фигуры.
Воспитательные: вызвать положительный эмоциональный отклик на красивые предметы.
Развивающие: развивать эстетическое восприятие, образные представления, самостоятельность.
Публикация «Конспект занятия по лепке в старшей группе „Петух“ по мотивам Дымковской игрушки» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Лепка, занятия с глиной и пластилином
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Народные промыслы. Лепка, занятия с пластилином
- Петух, петушок. Все материалы с петухами
- Петух, петушок. Конспекты занятий по лепке
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки, презентация дымковских глиняных игрушек, музыкальное сопровождение.
Предварительная работа:
– Рассматривание иллюстраций и альбомов с изображением дымковских игрушек;
– Декоративное рисование «Дымковская игрушка»;
– Знакомство с историей рождения дымковских игрушек.
Литература: Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», с. 130
Ход занятия
Дети стоят в кругу.
Воспитатель читает стихотворение.
Мягко падает снежок,
Вьётся голубой дымок,
Дым идёт из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали,
И село большое «Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо-сказки,
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно- расписные: белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски
– Простой. Казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о «дымке» слава,
Заслужив на это право,
Говорят о ней повсюду,
Удивительному чуду мы поклонимся не раз.
О древней дымковской игрушке поведём сейчас рассказ.
– Ребята, эту игрушку назвали «дымковской» по месту происхождения. С берега реки Вятки, на котором стоит город Киров видно заречную слободу Дымково. Ребята, давайте вспомним, почему это село так назвали, Дымково? Зимой топили печи, а летом часто стояли туманы. Слобода была как будто в дымке. Отсюда и название игрушки – дымковская.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо-сказки,
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно- расписные.
Начиналось всё со свистулек для забавы детей. Женщины Дымково лепили их для ярмарки, которая называлась «Ярмарка-Свистунья». Из небольшого глИняного шарика с отверстиями, свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька.
– Ребята, еще раз скажите, как называются эти игрушки? Дымковские.
– Перечислите названия игрушек, которые вы видите.
– Мы видим барышню и гармониста, индюка и лошадку.
– Из какого материала делают игрушки мастера?
– Правильно, из глины.
– Значит, игрушки какие?
– Верно, глИняные.
– Какие элементы росписи вы видите на игрушках?
– Прямые и волнистые линии, точки, круги, овалы, ромбы.
– Какие цвета использовали художники для росписи дымковской игрушки?
– Синий, красный, оранжевый, зеленый, малиновый цвета. Еще черный и золотистый.
– Правильно, все цвета яркие, нарядные, праздничные.
– Узоры в дымковских игрушках не случайные, а традиционные.
«Много-много лет назад мастерицы стали расписывать свои игрушки кругами, прямыми и волнистыми линиями. Такие узоры всем понравились, полюбились. Эти мастерицы научили других мастериц – своих дочек и внучек, а те своих дочек. И в наши дни мастерицы в селе Дымково продолжают расписывать игрушки так, как это делали их бабушки и прабабушки».
– Создание дымковской игрушки – трудоемкое ручное производство. Не зря среди народных мастериц бытует такая история о рождении дымковской игрушки :
«Что бы сделать игрушку, много надо труда приложить. Ведь игрушка должна 3 раза родиться.
Первый раз рождается, когда ее вылепят. Она коричневая и ломкая.
Второй раз рождается, когда ее обжигают, чтобы она окрепла.
Третий раз рождается, когда ее раскрашивают.
-Мы ребята с вами уже расписывали краской дымковские игрушки, помните? (ответы детей).
-Сегодня мы будем дымковскими мастерами и слепим игрушку. Лепить будем из пластилина. А кого – узнаете, отгадав загадку:
Спозаранку я встаю,
Звонким голосом пою.
Травку разгребаю,
Зёрна собираю.
У меня есть гребешок,
Кто я дети… петушок
Давайте посмотрим на петушка : Петух-птица, значит его тело такой же формы, как у других птиц. Какое же оно? (Овальное)
-посмотрите на голову и шею петуха. Голова у него маленькая, незаметно переходит в шею. А какая шея? (длинная, гибкая, у тела немного расширяется).
-что вы заметили интересного на голове и шее петуха (высокий гребень, как корона, и бородка, похожая на гроздь ягод).
-какие по форме крылья и хвост? (круглые, большие, на конце волнистые). Обратите внимание ребята, на какой подставке сидит наш петушок.
Перед работой немного разомнемся.
Физкультминутка:
«Замок»
На двери весит замок –
Кто его открыть бы смог?
(быстрое соединение пальцев замок)
Потянули.
(Тянем кисти в разные стороны)
Покрутили…
(волнообразные движения)
Постучали …
(пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями)
И открыли
(пальцы расцепили).
А теперь приступим к работе.
– Для этого нам нужно разделить пластилин на две части. Из одной части лепим овальное туловище, вытягиваем шею и формируем голову, из второго куска лепим хвост, и подставку.
– украсить хвост и крылья каждый может по-своему, используя налепы из разного пластилина и стеку.
Посмотрите, какой дымковский петушок у меня получился. Но ему одному грустно. Ребята, слепите моему петушку друзей. Я буду рада на них взглянуть!
Во время работы детей оказываю посильную помощь. Напоминаю о необходимости хорошо примазывать детали.
Ребята, посмотрите на петушков. Какие они у вас красивые, хоть сейчас на ярмарку.
А какой петушок вам понравился больше всего?
Рефлексия. Молодцы ребята! Вы все сегодня справились с работой. Еще раз мы с вами встретились с дымковской игрушкой. И сами были сегодня мастерами дымковской игрушки.
Вот петух нарядный Весь такой он ладный,
У большого петуха Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост, У него совсем не прост –
Точно сказочный цветок. Да алеет гребешок.