Занятие по математике в старшей группе «Математическая сказка про Колобка»

Татьяна Глазкова
Занятие по математике в старшей группе «Математическая сказка про Колобка»

Программное содержание:

Обучающие задачи:

Учить:

- находить место числа в ряду

- решать логические задачи и задачи на сообразительность;

- понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;

- порядковому счёту, правильно отвечать на вопросы: сколько? на котором по счёту месте?

- устанавливать соответствие между числом и количеством предметов;

Упражнять:

-в количественном и порядковом счете, упорядочении полосок по длине.

Закреплять:

- умение различать понятия: короче – длиннее, сравнивать предметы по длине, использовать в речи понятия «самый короткий», «подлиннее», «самый длинный», «короткий», «длинный»;

- представления детей о геометрических фигурах: круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник; умения различать геометрические фигуры, сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине);

- знание цифр до 7;

Развивающие задачи:

- Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

- Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Методические приёмы:

Игровой (использование сюрпризных моментов).

Наглядный (использование иллюстрации).

Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Поощрение, анализ занятия.

Оборудование: доска, мольберт.

Демонстрационный материал: «письма с заданиями», замки с геометрическими фигурами, цифры от 1 до 7, знаки, ромашки и божьи коровки.

Раздаточный материал: карточки с изображением паровоза; 5 цветных полосок (вагончиков): зелёная, белая, голубая, жёлтая, красная; набор цифр и знаков на каждого ребенка;

Ход занятия.

Воспитатель: Дети, вы любите сказки? А вы знаете, что страна Математика и страна Сказок — близкие подруги. Сегодня я предлагаю сказку «Колобок» превратить в сказку математическую. Посмотрим, что из этого получится.

Вспомним начало сказки: Жили — были старик со старухой. Попросил старик испечь ему колобок. Старуха наскребла муки, замесила тесто, скатала колобок, изжарила его и положила на окно стынуть.

Воспитатель: Что было дальше?

Дети: Колобок соскочил с окошка и покатился по дорожке.

Воспитатель: Нет, дети, колобок не может укатиться из дома. А знаете почему? На калитку дед повесил вот такой замок (воспитатель вешает замки друг на друга) и колобок не знает, как его открыть. Поможем ему подобрать ключик к замку. Замок не простой, с секретом, что на нём изображено? (геометрические фигуры).

Воспитатель: Какие геометрические фигуры вы видите на этом замке?

Дети: Круги и овал.

Воспитатель: Сколько? (6) Какого цвета? (зелёного) Все ли фигуры одинаковые? (одинаковые по цвету, но разные по форме).

Чтобы его открыть, нам нужно разгадать секрет – догадаться какая из фигур лишняя (овал). Почему вы так думаете? (потому что он другой формы). Правильно, дети, по цвету фигуры одинаковые, а по форме разные.

Воспитатель: Какие геометрические фигуры вы видите на этом замке?

Дети: Треугольники.

Воспитатель: Сколько? (7) Какого цвета? (6 голубых и 1 красный) Все ли фигуры одинаковые? (одинаковые по форме, но разные по цвету).

Чтобы его открыть, нам нужно разгадать секрет – догадаться какая из фигур лишняя (красный треугольник). Почему вы так думаете? (потому что он другого цвета). Правильно, дети, одинаковые по форме, но разные по цвету.

Воспитатель: Какие геометрические фигуры вы видите на этом замке?

Дети: Квадраты.

Воспитатель: Сколько? (5) Какого цвета? (красного). Все ли фигуры одинаковые? (одинаковые по форме, одинаковые по цвету, но разные по величине).

Чтобы его открыть, нам нужно разгадать секрет – догадаться какая из фигур лишняя (маленький квадрат). Почему вы так думаете? (потому что он меньше всех). Правильно, дети, фигуры одинаковые по форме, по цвету, но разные по величине.

Воспитатель: Ребята, ещё один замок, последний, какие геометрические фигуры вы видите на этом замке? Есть ли здесь одинаковые фигуры? Сравните их, и скажите, чем они похожи, что есть общее?

(сравнение по форме, цвету, величине)

Чем фигуры отличаются? Как вы считаете, какая фигура лишняя? (круг – не имеет углов).

Воспитатель: Правильно, замок открылся, а колобок покатился дальше.

-Почему Колобок смог покатиться? (потому что он круглый, без уголков)

-Ребята, давайте и мы отправимся вместе с колобком в путешествие, будем помогать ему, выполнять задания, чтобы не случилось непоправимое.

Готовы?

Дети: Да!

Воспитатель: Катится Колобок, катится и видит: лежит письмо от Зайца, а в нем задания. (В конверте цифры, а колобок их не знает, ведь он не ходит в детский сад). Поможем Колобку решить задания? Нужно быстро дать ответ, вы готовы или нет? (Воспитатель показывает цифры, дети называют и правильно расставляют их, называют пропущенные).

А сейчас, ребята, давайте немного отдохнём.

Вставайте из-за столов и выходите ко мне.

Нас ждет физкультминутка!

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернитесь

Пола ручками коснитесь

Сели-встали, сели – встали

И на месте поскакали.

Задание для детей в конвертах

Воспитатель:

Случай странный,

Случай редкий,

Цифры в ссоре,

Вот те на!

Со своей стоять соседкой,

Не желает ни одна,

Нужно цифры помирить,

И их строй восстановить.

Воспитатель: Дети, у вас на столах лежат конверты с цифрами, помогите каждому числу встать на своё место. Расставьте их по порядку от меньшего к большему (каждый ребенок индивидуально выкладывает числовой ряд цифр от 1 до 7).

Настя, посчитай числа по порядку, так, как ты их расставила.

Матвей, попробуй посчитать по другому - обратный счёт от7 до 1.

Ребята, давайте проверим, какое число вы поставили между числами 3 и 5.

Какое число вы поставили между числами 5 и 6?

Какое число вы поставили между числами 1 и 3?

Какое число вы поставили между числами 4 и 6?

Какое число следует за числом 4?

Какое число стоит перед числом 3?

Какое число спряталось между числами 3 и 5?

Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились с заданием. Теперь каждое число заняло нужное место в числовом ряду. Колобок покатился дальше.

Воспитатель: Катится Колобок, катится и видит задания от Волка.

Логическая задача «Сколько зайцев на картинке?» (Карточка 6-9)

«Сколько лебедей» (Карточка 6-10)

Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились с заданием. Колобок покатился дальше.

Катится Колобок, катится и вдруг видит, лежит большой конверт от Медведя. А там задание для колобка

(Открывает конверт и читает задание: «Вам нужно прибыть на цветочную поляну. Медведь.»)

Придется, ребята, помочь Колобку, иначе Медведь может его съесть. Выходим из-за столов. Произносим слова «Раз, два, три, повернись, на полянке очутись!»

Очутились мы с вами на цветочной поляне. Эта поляна, ребята, необычная, на ней растут необычные ромашки, а математические, с разным количеством лепестков. Ведь мы с вами в математической сказке. На цветах сидели божьи коровки, тоже необычные с разным количеством точек на спинках, каждая на своём цветке. Но когда медведь бродил по лесу в поисках мёда, он стряхнул всех божьих коровок и они потерялись. Нужно посчитать пятнышки на спинках и «сесть» на цветок с тем же количеством лепестков после слов - жук, жук, покажись, на цветочек ты садись. (Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по божьей коровке, и дети выбирают определённый цветок, объясняя свой выбор)

Молодцы, ребята с заданием медведя тоже вы справились и помогли Колобку.

Воспитатель: Покатился Колобок дальше и наткнулся на задания самой Лисы-Патрикеевны. Мы знаем, какая Лиса хитрая, задачки её такие же.

Попробуем с ними справиться?

Логические задачки.

- Сколько спинок у трех свинок? (3)

- Сколько хвостов у двух котов? (2)

- Сколько животиков у пяти бегемотиков? (5)

- Сколько рогов у двух быков? (4)

- Сколько у коня копыт, когда конь в траве лежит? (4)

- Сколько задних лап у двух зайчат? (4)

- Сколько носов у двух псов(2)

- Сколько глаз у светофора(3)

- Сколько лапок у кота(4)

- Сколько ушей у двух малышей(4)

- Под кустами у реки жили майские жуки.

Дочка, сын, отец и мать.

Кто успел их сосчитать? (4)

- Дед, баба, внучка, Жучка, кошка,

мышка тянули — тянули и вытянули репку.

Сколько хвостиков было у героев? (4)

- Ёжик по лесу шёл,

На обед грибы нашёл:

2- под берёзой,

1- у осины.

Сколько их будет,

В плетёной корзине? (Ответ:3)

- На кормушке птицы:

Три голубя и одна синица.

Скажите поскорей,

Сколько птиц на кормушке моей? (4)

- Все ли здесь цыплятки-детки,

Надо сосчитать наседке:

Пять на грядках, один во ржи.

Сколько всего, скажи? (6)

Воспитатель: Справились со всеми заданиями, не дали в обиду Колобка.

Ведь недаром говорит пословица: «Дружба заботой да подмогой крепка».

А теперь давайте Колобка доставим к Бабушке с Дедушкой на поезде, а то они уже, наверно, беспокоятся.

Воспитатель: У вас на столе лежат карточки с изображением паровоза и полоски (вагончики). Паровоз растерял свои вагоны и нужно помочь ему их составить в правильной последовательности, от самой короткой до самой длинной.

Воспитатель: Составили? Поехали…

Воспитатель: А в пути поиграем.

- Сколько всего вагонов у поезда? (пять)

- Каким по порядку стоит голубой вагон? (третьим)

- Вагон, какого цвета стоит четвертым? (жёлтый вагон)

- Какой по порядку вагон стоит между зелёным и голубым? (вторым)

- Какого цвета вагон левее желтого? (голубой)

- Какого цвета вагон правее голубого? (желтый)

Вот так закончилась наша новая математическая сказка про Колобка.

Все вы старались, внимательно слушали, поэтому и справились со всеми заданиями. Колобок вам очень благодарен за помощь. Ребята, а вам понравилось наше занятие? Какие задания вам показались интересными? Какие сложными? Сегодня все дети работали хорошо, но особенно активны были…

Колобок приготовил вам сюрприз- интересную игру, в которую мы с вами поиграем после занятий.

Публикации по теме:

Конспект НОД по РЭМП в в старшей группе по теме «Число 6»Конспект НОД по РЭМП в в старшей группе по теме «Число 6» Цели: Учить складывать число 6 из двух меньших; учить отгадывать математическую загадку, записывать решение знаками, цифрами; учить писать.

Познавательно-исследовательская деятельность в средней группеПознавательно-исследовательская деятельность в средней группе Задача 1. Закреплять знания детей о цифре 2. 2Знакомить с геометрической фигурой овал. Цель: Находить геометрическую фигуру овал,среди множества.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Учимся считать
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Занятие по математике в старшей группе «Математическая сказка про Колобка»
Опубликовано: 4 января 2015 в 11:57
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 декабря. День рождения великого историка Карамзина

12 декабря исполняется 253 года со дня рождения Николая Карамзина – автора фундаментальной «Истории государства Российского». Исторические труды были в России и до неё, но именно Карамзин, с его даром...

12 декабря. День рождения Владимира Шаинского

«Я не делаю в музыке различий между пионером и пенсионером» — говорил автор золотой коллекции советских песен. Сегодня, 12 декабря, исполняется 94 года со дня рождения — Владимира Шаинского,...

Детский мастер-класс по рисованию красками «Снежинка»
Материал для выполнения мастер – класса: наборы бумаги для офисной техники голубого и розового цветов, шаблон изображения шестигранной розетты...
По страницам «Жалобной книги природы». Жалоба от пчелки
Наблюдая за поведением детей на прогулке, мы заметили, что они "неравнодушно" относятся к цветам. Не задумываясь срывают их, а немного поиграв, бросают....
Новогоднее украшение в группе раннего развития
Новогоднее украшение в группе раннего развития Кто искренне верит в чудеса и с трепетом ждет новогодних праздников? Конечно, наши дети! Поэтому в канун...