Лучший педагог года

Конспект занятия по методу ТРИЗ в старшей группе на тему: «Четыре стихии».

Любовь Беликова
Конспект занятия по методу ТРИЗ в старшей группе на тему: «Четыре стихии».

Конспект занятия по методу ТРИЗ в старшей группе на тему

Программное содержание:

Образовательные задачи:

1. Познакомить детей с четырьмя стихиями природы.

2. Дать знания о пользе и вреде их в жизни человека.

3. Учить детей делать предположения, выводы, выдвигать гипотезы, обобщать, анализировать.

Развивающие задачи:

1. Развивать исследовательские способности и навыки.

2. Развивать любознательность, познавательную активность

3. Развивать память, логическое мышление, сообразительность.

4. Обогащать словарный запас детей, познакомить со специфическими словами.

Публикация «Конспект занятия по методу ТРИЗ в старшей группе на тему: „Четыре стихии“,» размещена в разделах

5. Расширять кругозор детей.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать аккуратность и осторожность в работе.

2. Воспитывать внимательность, наблюдательность, дисциплинированность.

Мотивация: Женя пришел в детский сад с перебинтованным пальцем. Дети интересуются, что же произошло? Оказывается, накануне вечером, в доме не было света, и Женя обжегся, находясь рядом со свечкой. Воспитатель задает детям вопрос: (Огонь для человека это хорошо или плохо). Выслушав ответы детей, воспитатель предлагает в скором будущем посетить помещение, где обычно проходит опытно - экспериментальная работа.

Методы, приемы, технологии: Словесный, наглядный, проблемная ситуация, экспериментальная деятельность, рассказ, объяснение, указание воспитателя.

Организация детей: Стоя полукругом, сидя за столами, сидя напротив друг друга.

Формы работы: Фронтально, в парах, подгруппами.

Словарная работа: Оползень, землетрясение, камнепад, полезные ископаемые, муссоны, наводнения.

Художественное слово: Экологический гимн.

Предшествующая работа: Игры с водой, песком, камнями.

Материалы: плакаты, иллюстрации, картины.

Оборудование для опытов: спички, свеча, емкость с водой, парусники из грецких орехов, емкость с песком, медицинская груша, вода в стаканчиках, лейки, комнатные цветы, зеленый лук в земле.

В мини-музее: коллекции камней, гербарии льна, льняные вещи, видеоролики.

Ход занятия:

-Ребята, вы помните, как Женя пришел в детский сад с обожженным от свечки пальцем? (Да).

- Я обещала вам, что покажу помещение, где проводят опыты и эксперименты с различными материалами. Постройтесь парами и мы отправляемся в опытно - экспериментальную лабораторию.

(Дети заходят в помещение, где вывешены иллюстрации с разными стихиями природы, с экспериментальными столами, комнатными растениями, с высаженным зеленым луком, мини- музеем).

- Ребята, посмотрите, что изображено на картинах? (Огонь, вода воздух, земля).

- Подойдите к этим иллюстрациям, встаньте полукругом. Как вы думаете, сравнив разные сюжеты, огонь для человека это хорошо или плохо?

Ответы детей.

Хорошо: Греет, освещает, люди готовят на нем еду, он движет транспорт, например, паровоз, воздушный шар и т. д., сильный огонь плавит металл, люди изготавливают металлические предметы.

Плохо: При пожаре можно обжечься, сгореть, задохнуться угарным газом, яркая вспышка огня может ослепить, а ядерная даже моментально испарить человека.

Воспитатель предлагает – 5 сек. посмотреть видеоролик об огне. (Дети сидят на стульях).

- А теперь подойдите к первому опытному столу.

Опыт №1. (проводит воспитатель, дети стоят полукругом). Горящая свеча. Посмотрите, какой завораживающий язычок пламени красивый. От него идет свет, если поднесу к нему руку, чувствую тепло, но если долго подержать руку над пламенем – обожжет. Полоска бумаги горит, а металлический поднос сильно нагреется – показать.

- Давайте подойдем к следующему стенду, где изображена вода. Ребята, рассмотрите внимательно иллюстрации и ответьте, вода для всего живого на Земле это хорошо или плохо? (Дети отвечают).

Хорошо: Человек состоит на 80% из воды. Без воды человек может прожить 3 суток. Вода нужна растениям, животным, которыми мы питаемся. Воду используем для стирки, мытья полов, посуды. В воде живет рыба, которую мы употребляем в пищу и морепродукты. Любим водные путешествия и купание в водоемах.

Плохо: Наводнения затапливают посевы, рушатся жилища человека, погибают животные. Сходят с гор лавины, которые влекут за собой разрушения и жертвы, люди захлебываются в воде, тонут, погибают от переохлаждения и травм. Проливные дожди, их называют еще муссоны, затапливают целые города, реки выходят из берегов.

Воспитатель предлагает – 5 сек. посмотреть видеоролик о воде (Дети сидят на стульях).

Опыт№2. (проводят дети, сидя за столами).

Детям предлагается выпить стакан воды и рассказать о ее качествах, о том, когда больше всего хочется пить (жарко, после еды, после спортивных игр). Предложить детям подойти к природному уголку и из лейки полить комнатные растения и зеленый лук. Напомнить, что хорошо политое растение здоровое, цвет сочный и т. д. (Дети работают подгруппами).

(Дети стоят полукругом).

- А сейчас, ребята, подышите глубоко носом. Наберите носом воздух и выпустите его на ладонь. Воздух мы не чувствуем, но ощущаем его, когда выпускаем струйку воздуха, получается маленький ветерок. Ветер – это движение воздуха.

Ветер – это хорошо или плохо? (Ответы детей).

Хорошо: Освежает в жару, разгоняет дождевые тучи, движет парусные суда, вертит мельничные лопасти.

Плохо: Сильный ветер мешает отдыху, поднимает песчаные и снежные бури, на море большую волну, которая переворачивает и топит корабли. (Ураганный ветер разрушает и переносит огонь, разрушает здания, вырывает с корнями деревья).

- Рассмотрите иллюстрации про ветер (морские пейзажи; песочные барханы;

снежные торосы)

Опыт №3. (проводят дети).

- Дети садятся в пары, напротив друг друга, за столы с контейнерами с водой и при помощи выдоха (своего маленького ветерка) передвигают парусники друг другу.

Опыт №4. (проводят дети, сидя за столами).

- При помощи медицинских спринцовок можно увидеть, как в природе образуются песочные барханы и снежные торосы. Дети выполняют задание возле своего контейнера с песком.

Воспитатель предлагает – 5 сек. посмотреть видеоролик о ветре.

- Осталась еще одна стихия – Земля. Рассмотрите иллюстрации: (Иллюстрации с изображением садов, грядок с овощами, с лесными грибами и ягодами). Скажите, земля для человека - это хорошо или плохо? (Ответы детей).

Хорошо: Мы видим на картинах, что в любое время года Земля наша красивая. Она нас кормит: овощи, фрукты, ягоды, грибы, зерновые культуры. Деревья, растущие на земле, дают нам кислород, мы строим из них дома, мебель и т. д. носим изделия из льна. В Земле находятся полезные ископаемые.

(Воспитатель подводит детей к иллюстрациям, изображающим экологические катастрофы).

Плохо: Камнепады, оползни, землетрясения травмируют человека и даже приводят к гибели.

- Я предлагаю познакомиться с экспозицией мини-музея: гербарий льна, льняные вещи, камни: кварц, шпатель; каменный уголь, нефть. Дети рассматривают, берут в руки, сравнивают по прочности, твердости.

- Мы познакомились с четырьмя стихиями природы. Только бережное отношение и разумное использование человеком природных богатств может обратить их ему на пользу, а не во вред.

- Предлагаю поиграть в дидактическую игру на внимание «Четыре стихии».

Напоминаю: Воздух- руки поднимаются вверх.

Земля- руки опускаются вниз.

Огонь- руки движутся верх- вниз, верх- вниз.

Вода- руки движутся в лево- в право, влево- в право.

- Дети разойдитесь и свободно встаньте по всему залу, мы закончим наше увлекательное путешествие «Экологическим гимном».

-Ребята, где мы сегодня побывали? (В опытно- экспериментальной лаборатории).

-А вам понравилось путешествие? (Да, было очень интересно).

-С какими стихиями вы познакомились? (Огонь, вода, воздух, земля).

-Что для вас показалось трудным? (У меня не получалось передвигать песок при помощи спринцовки, ветерок получался не сильный).

-Что понравилось в нашем путешествии больше всего? (Мне понравилось исследовать воду. А мне поливать комнатные растения и лук, потому что я делал доброе дело. Я с удовольствием смотрел на огонь, когда вы проводили опыт).

-Женя, а ты теперь запомнил, как надо вести себя, если рядом огонь, что бы не произошло неприятности? (Да, надо быть очень осторожным, т. к. огонь может быть не только добрым).

Ребята, в следующий раз мы посетим и другие лаборатории, узнаем много нового и интересного. Полученные знания вы сможете применить в своих играх.

Публикации по теме:

Мои юные исследователи.Мои юные исследователи. Мои " почемучки", подрастая, задают все больше вопросов. Их интересует все вокруг. Чтобы помочь детям ответить самим на свои вопросы, убедиться.

Тема: Осень. Почему осенью много луж? Цель: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; Задачи: Пополнить знания детей о сезонных изменениях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по методу ТРИЗ в старшей группе на тему: «Четыре стихии».
Опубликовано: 24 октября 2012 в 18:41
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД