Кира Назарова
Конспект занятия по обучению грамоте детей с нарушениями речи (подготовительная к школе группа) «Звук и буква А»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Звук и буква А»
Цель – чёткое произнесение и характеристика звука А.
Задачи:
Коррекционно - образовательные: закрепить понятие «звук», «гласный звук», «буква»; закрепить кинестетические ощущения от произнесения звука А.
Коррекционно – развивающие: развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; развитие голоса, дыхания и просодики; развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте детей с нарушениями речи (подготовительная к школе группа) „Звук и буква А“» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Воспитательные: воспитание умения внимательно слушать педагога и ответы других детей, воспитание дисциплинированности.
Оборудование: предметные картинки на А; красные кружки, палочки Кюизниера.
Ход:
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Сядет тот, кто ответит на мой вопрос:
- Что нам помогает слышать?
- Чего нельзя делать с ушами?
- Что нам помогает говорить?
- Как нужно беречь зубы?
- Каким должен быть язык и губы, чтобы хорошо говорить?
Артикуляционная гимнастика
- А сейчас давайте подготовим наш язычок и губки к занятию. Возьмите зеркала, поставьте их перед собой и начнем делать упражнения.
- «Худышка» - «Толстячок»
- «Улыбка» - «Трубочка»
-«Заборчик» - «Бублик»
- «Лопаточка»
- «Иголочка»
- «Лопаточка» – «Иголочка»
- «Часики»
-«Качели»
- Молодцы, ребята, отложите зеркала в сторону.
2. Сообщение нового
На доску выставляются игрушки.
- Мы пошли на рынок и купили: ананас, апельсин, абрикос, лимон.
- Как всё это назовём одним словом?
- Какой фрукт лишний? Почему? (Лишний лимон, потому что слово «лимон» начинается на «Л», а все остальные слова на «А»)
- Правильно. Звук [А] – гласный, его можно петь, потому что воздух свободно проходит и не встречает преграды. Звук [А] живет в красном замке принцессы Гласы. Звук [А] обозначается красным цветом, потому что он гласный. Сегодня на занятии мы будем с вами говорить о звуке [А].
3. Уточнение артикуляции звука
Артикуляционная характеристика звука
Рот приоткрыт, зубы, губы, язык нам не мешают
Фонетическая характеристика звука
Голос работает – гласный звук. Мешает ли что – нибудь вам говорить? Если ничего не мешает и воздух свободно выходит изо рта – это гласный звук. Гласные звуки мы будем обозначать красным кружочком.
4. Игра «Поймай звук»
А) - Я буду произносить разные звуки, а вы хлопните в ладоши тогда, когда услышите звук А.
В звуковом ряду : а, у, и, ы, о, и, у, ы, а, и…
Б) - Я буду произносить разные слоги, а вы хлопните в ладоши тогда, когда услышите слог со звуком А.
В слоговом ряду: ык, ик, ка, кы, пы, та, пи, ты, ат, ип, ах, ых…
В) Выкладывание схемы слогов из цветных фишек.
- Звуковой анализ слова «МАК».
- Выкладывание звуковой схемы слова цветными фишками.
- Определение места звука в слове.
5. Игра «Найди картинку»
- называние картинок;
- кто – что;
- мой – моя;
- слова с 1 (2, 3) слогами
- составление слоговых схем слов
6. Физкультминутка
- Я буду называть слова. Если в них вы услышите звук [А], вы низко наклоняетесь вперёд, если этого звука нет, поворачиваете голову сначала налево, затем направо.
7. Игра «Отгадай»
(На доску выставляются картинки, дети называют и определяют первый звук)
А) Живое – неживое
Б) Догадайтесь, что я загадала?
На шесте, ветвях, на крыше
Гнёзда вьёт он, где повыше.
Ест лягушек, что попались,
С клювом длинным белый … (аист)
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны.
Так приятен он на вкус
Что это за шар? (арбуз)
В самых разных морях они водятся
И опасны, коль рядом находятся,
Не боится моторного гула.
К кораблю подплывает … (акула)
На крыше дома начинается,
У телевизора кончается.
Чтоб кино телевизор показал непременно
Нам нужна телевизионная… (антенна)
На окошке стеклянный пруд,
В том пруду наши рыбки живут.
Мы бросаем крошки им
Этот дом (аквариум)
Если ты боец, солдат,
Тебе нужен (автомат)
8. Знакомство с буквой А
- Звук [А] обозначается буквой А. На что похожа буква А?
Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок,
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
9. Игра «Собери букву»
- Буква А очень важная, с неё начинается русский алфавит. Соберите букву А из счетных палочек.
10. Подведение итогов. Оценка деятельности детей.
- Ребята, какой звук и букву мы сегодня изучали?
- Доскажите словечко до конца: рос…а, полос…а, лис…а, лун…а, ложк…а, берез…а, сосн…а, весн…а, осин…а, кошк…а, калин…а, малин…а.
- Звук [А] – это какой звук?