Папки-передвижки

Конспект занятия по обучению грамоте «Речевые и неречевые звуки» (подготовительная группа)

Наталия Чернышова
Конспект занятия по обучению грамоте «Речевые и неречевые звуки» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы

ЗАНЯТИЕ №9.

Тема. Речевые и неречевые звуки.

Цель: дать понятие о звуках речи как строительном материале для слов, сопоставить с неязыковыми звуками;

учить слышать звучащее слово, устанавливать последовательность звуков в слове; способствовать развитию фонематического слуха.

Оборудование: предметные картинки, игрушки, карточки – схемы.

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Речевые и неречевые звуки“ (подготовительная группа)» размещена в разделах

Ход занятия:

Воспитатель: Сейчас, все внимание на меня. Возьмите друг друга за руки. Улыбнитесь друг другу.

1МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

1. БЕСЕДА. (В беседе активное участие принимают игрушки - Мишутка и Буратино)

- Мы с Мишуткой столкнулись с проблемой. Всё из чего – то состоит. Книга из бумаги. Дом из кирпичей. Салат из овощей. Мы даже знаем из чего состоит речь. Правда, ребята? Из чего? (Из предложений.)

- А знаете, из чего состоит предложение? (Из слов.)

- А вот слова из чего состоят слова?

2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ

На этом занятии мы узнаем, что же является строительным материалом для слов.

3. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

- Как ты думаешь, Буратино, из чего же состоят слова (из букв)

- А ты как думаешь, Мишутка, из чего же состоят слова (я не знаю)

- А вы как думаете, дети, из чего же состоят слова?

Из букв состоят слова, которые мы видим в книгах, газетах, на вывесках. А вот из чего состоят слова, которые мы произносим и слышим? А вот это мы сейчас и узнаем. Давайте сыграем в игру молчанка.

Игра «Молчанка».

-Всё, что мы слышим, - это звуки. Они все разные, и мы их отличаем один от другого.

(дети закрывают глаза, в тишине воспитатель незаметно скрипнет стулом, зазвенит колокольчиком, топнет ногой и т. д. дети узнают, какой предмет издал звук)

-Что вы слышали?

-Какие звуки вы можете услышать на улице, в лесу?

Беседа о разных звуках, которые мы слышим в окружающем нас мире (мычание коровы, пение петуха, кукование кукушки, стук дятла, карканье вороны и др.)

Нас окружает много звуков : шелест листьев, скрип двери, тиканье часов, звонок телефона, шуршание листьев под ногами ит. д. это неречевые звуки. С их помощью не построишь слово.

(второй раз дети закрывают глаза, в тишине воспитатель произносит звуки : [б], [о], [у],[в] дети узнают, что эти звуки произнёс воспитатель)

Сейчас я говорю, и вы тоже слышите звуки. Это звуки человеческой речи. Только звуки человеческой речи обладают волшебной силой: если они станут в определённом порядке, получится слово.

Что я произношу:[C ], [М], [О](звуки)

А сейчас я построю эти звуки в определё нном порядке: [C ], [О], [М].

Что получилось?

Что значит это слово?

Условно мы будем обозначать звук квадратиком.

Сколько звуков в слове сом? (воспитатель протягивает каждый звук : с-с-с-с о-о-о-о м-м-м-м.)

Значит, сколько на схеме будет квадратиков? (три)

Мы получили звуковую модель слова сом.

Развитие артикуляционных ощущений с целью закрепления представлений о речевых органах. (работа с зеркалом)

(Воспитатель организует наблюдение за такими основными речевыми органами : язык (кончик, средняя и задняя части, зубы (верхние и нижние, твёрдое нёбо. Каждый ребёнок смотрит в зеркальце).

-Что помогает произносить речевые звуки?

-Смотрите в зеркало. Произнесите звуки [б], [п]. Мы их произносили плотно сжав губы.

-Смотрите в зеркало. Произнесите звуки [д], [т], [л], [н]. Мы их произносили прижимая кончик языка к верхним зубам.

-Смотрите в зеркало. Произнесите звук [р]. При произнесении этого звука язык дрожит.

-Смотрите в зеркало. Произнесите звуки [х], [г], [к]. Эти звуки образуются глубоко во рту, с помощью задней части языка.

Физкультминутка «Ванька –встанька».

Мы ногами топ – топ,

Мы руками хлоп – хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик!

Раз – сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два – привстали,

Руки к верху все подняли.

Сели – встали, сели – встали,

Ванькой – встанькой словно стали.

- Давайте попробуем определить количество звуков в следующем слове.

- Кто изображён на картинке? (кот)

Для того, чтобы узнать количество звуков в слове. Его нужно обязательно произнести, при этом необходимо тянуть каждый звук.

(Некоторые звуки тянуть невозможно. Воспитатель показывает, как можно акцентировать «протяжность» таких звуков : к-к-к-к о-о-о-о т-т-т-т.)

Верно, мы получили звуковую модель слова кот.

Работа над составлением звуковых моделей слов : шар, оса, лук.

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ

Игра «Поймай звук».

У каждого на столе лежит картинка. Воспитатель просит детей показать картинки, в названии которых первый звук [м].

Что вы делали для того, чтобы определить первый звук? (произносили слово, тянули первый звук.)

Физкультминутка (по выбору детей)

Работа с картинками.

- Что нарисовано на этой картинке? (СТОЛ)

- Что нарисовано на этой картинке? (СТУЛ)

- Под ними звуковые модели. Сколько звуков в каждой модели?

-Чем похожи эти слова? Чем отличаются?

Слова по звучанию похожи. Отличаются одним только звуком, а обозначают разные предметы.

5. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

1. Беседа.

- Из чего же состоят слова?

- Что вы можете сказать о звуках? (Мы их слышим и произносим)

- Как мы договорились обозначать звук?

Игра «Не ошибись».

Я называю звук, а вы – слова, которые с него начинаются.

-Что нужно делать, чтобы не ошибиться? (произнести слово)

6. Итог занятия

-Что нового вы узнали на занятии?

- Чему научились?

Публикации по теме:

Активные методы и приемы подготовки детей к обучению грамоте Основные задачи подготовки к обучению грамоте в старшей группе: Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте «Речевые и неречевые звуки» (подготовительная группа)
Опубликовано: 10 ноября 2014 в 18:19
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по обучению грамоте «Речевые и неречевые звуки» (подготовительная группа)» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Чернышова (УИ 254517) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД