Лариса Малышева
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Звуки [л, л’] и буква «Л»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
1. Уточнить артикуляцию звуков
2. Учить детей находить слова по слоговой схеме.
3. Упражнять детей в образовании родительного падежа множественного числа существительных; работать над лексическим значением слов.
4. Ознакомить с образом буквы «Л,л», закреплять образ буквы «Л,л»
Материал демонстрационный: конверт с картин4ами и слоговыми схемами, буквы Л,л, панно букв.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе, Тема: „Звуки [л, л’] и буква „Л“» размещена в разделах
Материал раздаточный: индивидуальные зеркала, ножницы и вырезанные буквы по количеству детей, цветные карандаши, индивидуальные конверты с буквенным конструктором, рифмованный текст, зашумованные картинки с буквой «л».
Ход:
Организационный момент
Дети стоят на ковре
В: Собрались все дети в круг. Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. Какие милые дети! Вы всех прекраснее на свете!
I. 1. В: А сейчас опустите руки и сядьте на ковре поудобнее. Вспомните дети, с каким звуком мы познакомились на прошлом занятии? (звук [щ'])
Предлагаю вам поиграть в игру «Преврати слово» Я буду называть слова, а вы заменять первый звук в моем слове на звук[щ']. У вас получится новое слово. (кепка-щепка, венок-щенок, тетка-щетка, мука-щука, тучка-щучка, река-щека, кит-щит, мель-щель).
II. 1. В: А сейчас отгадайте загадки.
Угадайте, что за птичка темненькая невеличка?
Беленькая с живота. Хвост раздвинут в два хвоста.
Всех быстрей она летает, мошек на лету хватает.
Если к нам летит она, значит началась весна. (ласточка)
Хитрая плутовка, рыжая да ловкая
Пушистый хвост – краса, а кто это? (лиса)
В: Назовите первый звук в слове «ласточка», «лиса». Правильно! Вот сегодня со звуками [л-л'] мы с вами будем играть.
2. Артикуляция звуков
В: Послушайте внимательно, как я произнесу звуки [л-л']. Возьмите свои зеркала и произнесите, глядя в зеркало эти звуки. Расскажите, как они произносятся. (Дети анализируют артикуляцию звуков: губы открыты, зубы сближены, кончик языка находится за верхними зубами, голосовые связки вибрируют). Какой можно сделать вывод об этих звуках? (бывают мягкие и твердые, всегда звонкие)
III. 1. Появляется ласточка с конвертом.
В: К нам в гости прилетела ласточка и принесла конверт. Что же в нем? Письмо.
«Здравствуйте дорогие ребята! Меня зовут Дед-Буквоед. Я невидимка и поэтому когда я к вам прихожу на занятие, то вы меня не видите. Я убедился, что вы очень умные и трудолюбивые, поэтому приготовил подарки. А вот что это, вы узнаете, если выполните мои задания.
В: Дед – Буквоед прислал нам картинки и схемы слов. Он хочет, чтобы мы нашли по картинкам слова со звуками [л-л']. Но при этом в словах должно быть столько слогов, сколько слоговых душек показано на схеме. Если я покажу схему с одной душкой, вы должны найти слова со звуками [л-л'], состоящие из одного слога. Если я покажу схему с двумя душками, вы должны найти слова со звуками [л-л'], состоящие из двух слогов. А если я покажу схему с тремя душками, какое слово вы должны найти?
(Воспитатель выставляет картинки. Количество картинок больше количества детей. Карточки со схемами меняются после каждого ответа).
2. Образование существительных в родительном падеже множественного числа.
В: Ласточки высоко летают и очень внимательно наблюдают за людьми, удивляются, как мы не похожи на них.
Ведь у ласточек есть перья, а у людей нет …. (перьев)
У ласточек есть крылья, а у людей нет …. (крыльев)
(птенцов, клювов, хвостов, гнезд, лап)
У людей есть волосы, а у ласточек нет …. (волос, рук. ног, лиц)
3. Физ. минутка
На горе стоит лесок (круговые движения руками)
Он ни низок, не высок. (сесть, встать, руки вверх)
Удивительная птица подает нам голосок! (глаза и руки поднять вверх, потянуться)
По тропинке два туриста шли домой из далека- (ходьба на месте)
Говорят, такого свиста мы не слышали пока. (плечи поднять)
IV. 1. Знакомство с буквой «Л,л»
В: Слово «ласточка» начинается со звука [л], а слово «лиса» - со звука [л']. Звукам [л-л'] соответствует буква «Л» (показ буквы)
«Л» - шалаш, что скроен ладно,
Летом там в жару прохладно.
А в шалаш, как раз для нас
Есть на «Л» похожий лаз.
2. Аналитико-синтетическая деятельность.
В: Возьмите букву «Л» и посмотрите, как вы думаете, сколько в ней элементов? (3) Какие это элементы? (палочки). Все ли палочки одинаковые? (нет, одна палочка длинная, одна короткая и одна палочка с крючком).
В: Чтобы убедиться в правильности ответов, разрежьте буквы. Выложите в ряд полученные элементы. Скажите, какие элементы и сколько нужно для получения буквы «Л»? а сейчас предлагаю вам из полученных элементов снова сложить букву. (Дети выкладывают). Молодцы дети. Сложите конструктор в свои конверты.
3. Закрепление образов букв.
В: Возьмите карточки с текстом и внимательно послушайте?
«Пробился лучик из-за туч. Я в кулачок его зажал,
Но выскользнул из пальца луч и снова в тучку убежал».
Найдите в рифмованном тексте все буквы «Л» и обведите их в квадрат. Какого цвета вы возьмете карандаш? (синего) Приступайте к выполнению второго задания, которое прислал нам Дед – Буквоед. (дети работают за столами) Сколько букв вы отыскали? (9) Молодцы!
В: Возьмите другую карточку, здесь тоже спряталась буква «Л» найдите ее и обведите в квадрат.
В: С какими звуками мы сегодня играли? Какое задание вам понравилось больше всего? Что вызвало трудности? Наше занятие подошло к концу, пора и подарки получать. За вашу старательность и терпение Дед – Буквоед дарит вам закладки. Они пригодятся вам в школе.