Получи документы

Занятие по обучению элементам грамоты для детей 5–6 лет «Путешествие в страну Грамматику»

Ольга Артемьева
Занятие по обучению элементам грамоты для детей 5–6 лет «Путешествие в страну Грамматику»
▼ Скачать + Заказать документы

Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по обучению грамоте старших дошкольников. В нашей студии раннего развития мы занимаемся по авторской программе Е. Колесниковой. В декабре родителям было показано открытое занятие по обучению грамоте, где ребята показали свои знания и то, чему они научились за первое полугодие. Некоторые идеи занятия были взяты у коллег по сайту, спасибо им. Это не со зла, а просто идеи замечательные.

Публикация «Занятие по обучению элементам грамоты для детей 5–6 лет „Путешествие в страну Грамматику“» размещена в разделах

Тема: "Путешествие в страну Грамматику"

Цель: закреплять умение проводить звуковой анализ слов и предложений; различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, определять их место в слове;

Задачи:

Образовательные:

-Продолжать учить детей различать гласные и согласные буквы и звуки, делить их на твёрдые и мягкие.

- Продолжать учить составлять предложения по схемам; указывать последовательность слов в предложении.

-Продолжать учить детей производить звуко-буквенный анализ слова.

Развивающие:

-Развивать связную речь, внимание, мышление, память.

-Формировать грамматический строй речи.

-Развивать общую и мелкую моторику;

-Развивать слуховое внимание;

- Развивать зрительное восприятие;

Воспитательные:

-Воспитывать культуру речи.

-Воспитывать интерес и любовь к родной речи.

-Воспитывать взаимопомощь.

Материал:

Раздаточный материал на каждого ребё нка: снежинка из бумаги, цветные карандаши, листок в клетку, простой карандаш.

Демонстрационный : елка плоскостная, 3 домика (с красной, зелёной и синей крышей, магнитные буквы, маркер, цветок-светик-семицветик, фишки.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Предложить детям назвать, чьё имя состоит из двух и трёх слогов?

Педагог: Кто правильно сидит, кто красиво говорит?

Дети: Мы правильно сидим, мы красиво говорим.

Повторить правила речи. Красивую речь приятно слушать. Кто внимательно слушает, тот правильно отвечает.

Педагог: Ребята, сегодня мы отправимся в страну Грамматику и посмотрим, как живут её жители-буквы и звуки, слова и предложения. Но сначала ответьте на мой вопрос: Из чего состоит наша речь?

Дети: Из предложений.

Педагог: Молодцы. Ребята, хотите попутешествовать? Тогда закрываем детки глазки – попадём сейчас мы в сказку. Открывайте свои глазки. Мы попали с вами в сказку. Педагог обращает внимание детей на цветок : Посмотрите, какой интересный цветок вырос на полянке. Кто знает, как он называется? (Ответы детей)

Педагог: Конечно, это - волшебный цветок-цветик-семицветик. У него на каждом лепестке – задание, которое нам надо выполнить.

Педагог отрывает один лепесток и читает первое задание.

-Катаются зима дети лыжи на. Вы поняли, что я сказала?

Дети: Нет.

Педагог: Я сказала слова, которые не связаны между собой. Эти слова надо поставить по порядку, по смыслу. Как вы думаете надо правильно сказать?

(Ответы детей-.) Зимой дети катаются на лыжах. Дети проговаривают правильно предложение.

Педагог: Ребята. Сколько слов в этом предложении.

Дети: Пять слов.

Педагог: Какое это предложение-длинное или короткое?

Дети: Длинное.

Педагог напоминает, что предлог - это короткое слово.

Педагог: Назовите первое слово, второе, третье, четвёртое, пятое.

Педагог вызывает одного ребёнка к доске и тот записывают схему предложения.

- Молодцы, справились с первым заданием, за это вы получаете одну фишку.

Педагог отрывает второй лепесток.

Педагог: Мы побываем на улице «Предложения». Какие бывают предложения?

Дети: Длинные и короткие.

Педагог предлагает рассмотреть на доске картинку по теме «Зима», просит составить по ней предложения - длинное и короткое. Дети составляют предложения.

-Ребята. Вы отлично справились и с этим заданием. Получаете ещё одну фишку.

Педагог отрывает третий лепесток:

Из чего состоят предложения?

Дети: Из слов.

Педагог: Слова хотят поиграть с вами и задают вам вопрос.

-Какие бывают слова?

Дети: Длинные и короткие.

Педагог предлагает детям придумать и назвать длинные и короткие слова на новогоднюю тему. (ёлка, зима, снеговик, мишура, огоньки, подарки, гирлянда и др.)

-Молодцы. Вот вам ещё одна фишка.

Педагог отрывает четвё ртый лепесток: Теперь отправим на улицу «Звукоградик» :

-Из чего состоит слово?

Дети:- Из слогов и звуков.

Педагог: Звуки тоже хотят с вами поиграть и спрашивают у вас, какие звуки вы знаете?

Дети: Гласные и согласные.

Педагог: Ребята, чем отличаются гласные и согласные звуки? (Ответы детей)

Дети: Гласные звуки произносятся легко, они поются и не встречают преграды. Согласные же звуки-шипят. сопят, кряхтят, рычат. Они произносятся с преградой.

Педагог показывает на доске 3 домика (с красной, с синей и зелёной крышей.) Ребята, как вы думаете, кто из звуков в каком домике живёт? А то все звуки разыгрались и забыли, кто из них, где живёт. Помогите им.

(Ответы детей)

Дети: В домике с красной крышей - живут гласные звуки и буквы.

Педагог предлагает одному ребёнку «заселить» в этот домик гласные буквы. На доске «висят» магнитные буквы, которые ребёнок должен правильно заселить в домик (А,Я,О,Ё,У,Ю,Ы,И,Э,Е).

-А какие буквы и звуки живут в домике с синей крышей?

(Ответы детей)

Дети: Твёрдые согласные.

Педагог: В домике с зелёной крышей кто живёт?

Дети: Мягкие согласные.

Педагог: Ребята, нам надо сделать анализ слова…А что это за слово, отгадайте загадку.

-Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю.

Скучно очень мне одной,

А зовут меня (Луна)

Педагог: Давайте выполним анализ этого слова.

Педагог: Сколько слогов в этом слове?

Дети: Два.

Педагог: Сколько букв в этом слове?

Дети: Четыре.

Педагог: Назовите первую букву, вторую, третью и четвёртую.

Педагог: Сколько гласных букв (Две.) Назовите их. (У,А.) Сколько согласных? (2.) Назовите их (Л,Н.). У вас на столе лежит листок в клетку. Нарисуйте схему этого слова и закрасьте каждый квадратик своим цветом.

Дети выполняют задание.

Педагог: Первый квадрат каким цветом выделили?

Дети: Синим, потому что звук Л твёрдый.

Педагог: Второй квадрат какого цвета?

Дети: Красного. Звук У-гласный.

Педагог: Третий квадрат какого цвета?

Дети: Синий квадрат, так как звук Н- твёрдый.

Педагог: Четвёртый квадрат каким цветом раскрасили?

Дети: Красным, так как звук А - гласный.

Педагог: Молодцы. Справились и с этим непростым заданием. Получаете ещё одну фишку.

Педагог отрывает пятый лепесток цветка: Жители улицы «Звукоградик» предлагают поиграть в игру

«Твёрдый-мягкий».

Я называю вам слово, вы отвечаете, какой первый звук в этом слове - твёрдый или мягкий.

Мишура (мягкий, заяц (твёрдый,лампа (твёрдый, лес (мягкий, белка (мягкий, зима (мягкий, репа (мягкий).

-Молодцы, справились с этим нелёгким заданием. Вот вам за это фишка.

Педагог отрывает шестой лепесток и предлагает поиграть детям в игру: «Скажи наоборот». Педагог бросает ребёнку мяч, называя слово. Ребёнок, возвращает мяч, называет действие с противоположным значением, например: день-ночь и т. д.

-Молодцы, ребята, и с этим заданием тоже справились. Получаете за него ещё одну фишку. Давайте посчитаем, сколько же фишек вы получили? (6.)

-Осталось одно задание, у нас остался всего один лепесток.

Педагог предлагает детям написать любую букву, которую уже изучили, в снежинке, которая лежит у каждого ребёнка на столе и украсить ими ёлочку на доске.

Дети выполняют задание.

Педагог: Ребята, надо украсить макушку ёлочки. А так как это страна Грамматика, то и вместо звезды у неё будет буква, непростая, а согласная. Мы изучили уже несколько таких букв, выбирайте любую.

Например, дети выбрали букву М, педагог предлагает одному ребёнку найти её среди магнитных букв на доске и украсить ёлку.

Педагог: Ребята, давайте порадуем королеву Грамматику и ваших родителей и прочтём с этой буквой слоги. Каждый из вас написал на своей снежинке букву. Буква М и ваша буква - образуют слог, давайте попробуем ваши слоги прочитать. (МА,МО,МУ,МЫ,МЭ и т. д).После того, как дети прочитали слоги, они украшают своими снежинками ёлочку, педагог помогает.

-Вот вы и выполнили последнее задание, получите ещё одну фишку.

Сколько заданий было выполнено, как можно узнать? (Ответы детей.)

Дети: Всего 7 фишек. Значит, заданий было 7 и лепестков было 7.

Педагог: Всё верно. Семь лепестков было у цветика-семицветика, а значит, семь заданий вы выполнили верно. Семь фишек вы заработали. Вы справились. Вы - молодцы!

А нам надо возвращаться в Дом Творчества. Закрывайте свои глазки, покидаем нашу сказку. Открывайте свои глазки, вы теперь уже не в сказке.

Педагог: Мне понравилось путешествовать. А вам? Что вам понравилось в стране Грамматики? Вы хотите ещё в ней побывать? (Ответы детей).

Педагог: Наше путешествие в страну Грамматику закончилось, до новых встреч, дорогие друзья!

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Веселые счетные палочки»Дидактическая игра «Веселые счетные палочки» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию дидактическую игру для развития мелкой моторики, мышления, связной речи. Дидактическая.

Семинар-практикум «Формы работы с родителями с целью подготовки детей грамоте в домашних условиях» Семинар-практикум для педагогов ДОУ, подготовлен воспитателем Аржакаевой Е. Н. Тема: «Формы работы с родителями с целью подготовки детей.

Автор публикации:
Занятие по обучению элементам грамоты для детей 5–6 лет «Путешествие в страну Грамматику»
Опубликовано: 6 января 2015 в 01:07
+44Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по обучению элементам грамоты для детей 5–6 лет «Путешествие в страну Грамматику»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Артемьева (УИ 165602) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 42.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД