Занятие по обучению элементам грамоты для детей 5–6 лет «Путешествие в страну Грамматику»

Ольга Артемьева
Занятие по обучению элементам грамоты для детей 5–6 лет «Путешествие в страну Грамматику»

Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по обучению грамоте старших дошкольников. В нашей студии раннего развития мы занимаемся по авторской программе Е. Колесниковой. В декабре родителям было показано открытое занятие по обучению грамоте, где ребята показали свои знания и то, чему они научились за первое полугодие. Некоторые идеи занятия были взяты у коллег по сайту, спасибо им. Это не со зла, а просто идеи замечательные.

Тема: "Путешествие в страну Грамматику"

Цель: закреплять умение проводить звуковой анализ слов и предложений; различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, определять их место в слове;

Задачи:

Образовательные:

-Продолжать учить детей различать гласные и согласные буквы и звуки, делить их на твёрдые и мягкие.

- Продолжать учить составлять предложения по схемам; указывать последовательность слов в предложении.

-Продолжать учить детей производить звуко-буквенный анализ слова.

Развивающие:

-Развивать связную речь, внимание, мышление, память.

-Формировать грамматический строй речи.

-Развивать общую и мелкую моторику;

-Развивать слуховое внимание;

- Развивать зрительное восприятие;

Воспитательные:

-Воспитывать культуру речи.

-Воспитывать интерес и любовь к родной речи.

-Воспитывать взаимопомощь.

Материал:

Раздаточный материал на каждого ребёнка: снежинка из бумаги, цветные карандаши, листок в клетку, простой карандаш.

Демонстрационный: елка плоскостная, 3 домика (с красной, зелёной и синей крышей, магнитные буквы, маркер, цветок-светик-семицветик, фишки.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Предложить детям назвать, чьё имя состоит из двух и трёх слогов?

Педагог: Кто правильно сидит, кто красиво говорит?

Дети: Мы правильно сидим, мы красиво говорим.

Повторить правила речи. Красивую речь приятно слушать. Кто внимательно слушает, тот правильно отвечает.

Педагог: Ребята, сегодня мы отправимся в страну Грамматику и посмотрим, как живут её жители-буквы и звуки, слова и предложения. Но сначала ответьте на мой вопрос: Из чего состоит наша речь?

Дети: Из предложений.

Педагог: Молодцы. Ребята, хотите попутешествовать? Тогда закрываем детки глазки – попадём сейчас мы в сказку. Открывайте свои глазки. Мы попали с вами в сказку. Педагог обращает внимание детей на цветок: Посмотрите, какой интересный цветок вырос на полянке. Кто знает, как он называется? (Ответы детей)

Педагог: Конечно, это - волшебный цветок-цветик-семицветик. У него на каждом лепестке – задание, которое нам надо выполнить.

Педагог отрывает один лепесток и читает первое задание.

-Катаются зима дети лыжи на. Вы поняли, что я сказала?

Дети: Нет.

Педагог: Я сказала слова, которые не связаны между собой. Эти слова надо поставить по порядку, по смыслу. Как вы думаете надо правильно сказать?

(Ответы детей-.) Зимой дети катаются на лыжах. Дети проговаривают правильно предложение.

Педагог: Ребята. Сколько слов в этом предложении.

Дети: Пять слов.

Педагог: Какое это предложение-длинное или короткое?

Дети: Длинное.

Педагог напоминает, что предлог - это короткое слово.

Педагог: Назовите первое слово, второе, третье, четвёртое, пятое.

Педагог вызывает одного ребёнка к доске и тот записывают схему предложения.

- Молодцы, справились с первым заданием, за это вы получаете одну фишку.

Педагог отрывает второй лепесток.

Педагог: Мы побываем на улице «Предложения». Какие бывают предложения?

Дети: Длинные и короткие.

Педагог предлагает рассмотреть на доске картинку по теме «Зима», просит составить по ней предложения - длинное и короткое. Дети составляют предложения.

-Ребята. Вы отлично справились и с этим заданием. Получаете ещё одну фишку.

Педагог отрывает третий лепесток:

Из чего состоят предложения?

Дети: Из слов.

Педагог: Слова хотят поиграть с вами и задают вам вопрос.

-Какие бывают слова?

Дети: Длинные и короткие.

Педагог предлагает детям придумать и назвать длинные и короткие слова на новогоднюю тему. (ёлка, зима, снеговик, мишура, огоньки, подарки, гирлянда и др.)

-Молодцы. Вот вам ещё одна фишка.

Педагог отрывает четвёртый лепесток: Теперь отправим на улицу «Звукоградик»:

-Из чего состоит слово?

Дети:- Из слогов и звуков.

Педагог: Звуки тоже хотят с вами поиграть и спрашивают у вас, какие звуки вы знаете?

Дети: Гласные и согласные.

Педагог: Ребята, чем отличаются гласные и согласные звуки? (Ответы детей)

Дети: Гласные звуки произносятся легко, они поются и не встречают преграды. Согласные же звуки-шипят. сопят, кряхтят, рычат. Они произносятся с преградой.

Педагог показывает на доске 3 домика (с красной, с синей и зелёной крышей.) Ребята, как вы думаете, кто из звуков в каком домике живёт? А то все звуки разыгрались и забыли, кто из них, где живёт. Помогите им.

(Ответы детей)

Дети: В домике с красной крышей - живут гласные звуки и буквы.

Педагог предлагает одному ребёнку «заселить» в этот домик гласные буквы. На доске «висят» магнитные буквы, которые ребёнок должен правильно заселить в домик (А,Я,О,Ё,У,Ю,Ы,И,Э,Е).

-А какие буквы и звуки живут в домике с синей крышей?

(Ответы детей)

Дети: Твёрдые согласные.

Педагог: В домике с зелёной крышей кто живёт?

Дети: Мягкие согласные.

Педагог: Ребята, нам надо сделать анализ слова…А что это за слово, отгадайте загадку.

-Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю.

Скучно очень мне одной,

А зовут меня (Луна)

Педагог: Давайте выполним анализ этого слова.

Педагог: Сколько слогов в этом слове?

Дети: Два.

Педагог: Сколько букв в этом слове?

Дети: Четыре.

Педагог: Назовите первую букву, вторую, третью и четвёртую.

Педагог: Сколько гласных букв (Две.) Назовите их. (У,А.) Сколько согласных? (2.) Назовите их (Л,Н.). У вас на столе лежит листок в клетку. Нарисуйте схему этого слова и закрасьте каждый квадратик своим цветом.

Дети выполняют задание.

Педагог: Первый квадрат каким цветом выделили?

Дети: Синим, потому что звук Л твёрдый.

Педагог: Второй квадрат какого цвета?

Дети: Красного. Звук У-гласный.

Педагог: Третий квадрат какого цвета?

Дети: Синий квадрат, так как звук Н- твёрдый.

Педагог: Четвёртый квадрат каким цветом раскрасили?

Дети: Красным, так как звук А - гласный.

Педагог: Молодцы. Справились и с этим непростым заданием. Получаете ещё одну фишку.

Педагог отрывает пятый лепесток цветка: Жители улицы «Звукоградик» предлагают поиграть в игру

«Твёрдый-мягкий».

Я называю вам слово, вы отвечаете, какой первый звук в этом слове - твёрдый или мягкий.

Мишура (мягкий, заяц (твёрдый,лампа (твёрдый, лес (мягкий, белка (мягкий, зима (мягкий, репа (мягкий).

-Молодцы, справились с этим нелёгким заданием. Вот вам за это фишка.

Педагог отрывает шестой лепесток и предлагает поиграть детям в игру: «Скажи наоборот». Педагог бросает ребёнку мяч, называя слово. Ребёнок, возвращает мяч, называет действие с противоположным значением, например: день-ночь и т. д.

-Молодцы, ребята, и с этим заданием тоже справились. Получаете за него ещё одну фишку. Давайте посчитаем, сколько же фишек вы получили? (6.)

-Осталось одно задание, у нас остался всего один лепесток.

Педагог предлагает детям написать любую букву, которую уже изучили, в снежинке, которая лежит у каждого ребёнка на столе и украсить ими ёлочку на доске.

Дети выполняют задание.

Педагог: Ребята, надо украсить макушку ёлочки. А так как это страна Грамматика, то и вместо звезды у неё будет буква, непростая, а согласная. Мы изучили уже несколько таких букв, выбирайте любую.

Например, дети выбрали букву М, педагог предлагает одному ребёнку найти её среди магнитных букв на доске и украсить ёлку.

Педагог: Ребята, давайте порадуем королеву Грамматику и ваших родителей и прочтём с этой буквой слоги. Каждый из вас написал на своей снежинке букву. Буква М и ваша буква - образуют слог, давайте попробуем ваши слоги прочитать. (МА,МО,МУ,МЫ,МЭ и т. д).После того, как дети прочитали слоги, они украшают своими снежинками ёлочку, педагог помогает.

-Вот вы и выполнили последнее задание, получите ещё одну фишку.

Сколько заданий было выполнено, как можно узнать? (Ответы детей.)

Дети: Всего 7 фишек. Значит, заданий было 7 и лепестков было 7.

Педагог: Всё верно. Семь лепестков было у цветика-семицветика, а значит, семь заданий вы выполнили верно. Семь фишек вы заработали. Вы справились. Вы - молодцы!

А нам надо возвращаться в Дом Творчества. Закрывайте свои глазки, покидаем нашу сказку. Открывайте свои глазки, вы теперь уже не в сказке.

Педагог: Мне понравилось путешествовать. А вам? Что вам понравилось в стране Грамматики? Вы хотите ещё в ней побывать? (Ответы детей).

Педагог: Наше путешествие в страну Грамматику закончилось, до новых встреч, дорогие друзья!

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Веселые счетные палочки»Дидактическая игра «Веселые счетные палочки» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию дидактическую игру для развития мелкой моторики, мышления, связной речи. Дидактическая.

Семинар-практикум «Формы работы с родителями с целью подготовки детей грамоте в домашних условиях» Семинар-практикум для педагогов ДОУ, подготовлен воспитателем Аржакаевой Е. Н. Тема: «Формы работы с родителями с целью подготовки детей.

Автор публикации:
Занятие по обучению элементам грамоты для детей 5–6 лет «Путешествие в страну Грамматику»
Опубликовано: 6 января 2015 в 01:07
+44Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 42.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 августа. День айрис фолдинга на МААМ

Изображение из цветных спиралей как магнит притягивает взгляд. Кажется, что такое невозможно повторить! Однако, как показывает практика, обучится этой оригинальной техники совсем несложно. Главное –...

23 августа. День рождения знаменитой скульптуры «Русалочка»

Самый известный в мире памятник сказочному персонажу – знаменитая «Русалочка» –появился на родине Андерсена, в Копенгагене, 23 августа 1913 года. В последующие годы эта скульптура стала не только датской...

Детский мастер класс «Флаг России»
Программные задачи: Знакомить детей с символами страны:гербом, флагом, гимном. Учить наклеивать полосы в определенной последовательности-белая, синяя,...
Мастер-класс для педагогов: Сюжетно — ролевая игра «Магазин музыкальных инструментов»
ель: Знакомство детей с музыкальными инструментами и различными составами оркестров. Задачи: Образовательные: 1. Привлекать детей к правильному...
Конспект итогового занятия «Осень»
Конспект итогового занятия "Осень" Задачи:  Закреплять знания детей об осени.  Уточнить знания детей о деревьях, о плодах деревьев,...