Акишина Олеся Николаевна
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Отдохнули, ребята? ( ответы детей: да). Тогда отгадайте мою загадку:
Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба.
Чтобы плыли корабли - жить нельзя нам без (воды)
Воспитатель: Правильно, занимаем свои места за лабораторными столами и продолжим наши исследования.
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе (продолжение)» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
Воспитатель: Кому и зачем нужна вода? (ответы детей) Ребята, а что если бы не было воды, что бы произошло? Как вы думаете? (ответы детей) Воспитатель: Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!
Воспитатель: Давайте сейчас мы с вами превратимся в таких, учёных которые будет проводить опыты по исследованию воды, и определять её свойства (ответы детей).
Воспитатель: Приступим к нашему исследованию.
Опыт № 1 «Какой формы вода?»
Воспитатель: На столе лежит кубик и шарик, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Давайте проверим : для этого возьмем бутылочку и наполним ее водой. Нальем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется. Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода –это жидкость. Вспомните лужи после дождя, на асфальте они растекаются, в ямках собираются, в землю впитываются, их не видно, только земля влажная остается.
Опыт № 2 «Какого цвета вода?»
Воспитатель: На столе два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей) А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? (ответы детей)
Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость.
Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. И так, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.
Воспитатель: Но вода бывает не только в жидком состоянии,но и в твердом и газообразном, в виде пара.
Опыт №3 «Лед, вода, пар»
Воспитатель: Наблюдаем за таянием льда и его превращением в воду. Возьмите кусочек льда в руки. Что происходит со льдом? Почему лед тает? (ответы детей). А теперь вытрите руки салфеткой. Какими стали салфетки? ( ответы детей: влажными). Вывод: лед – это твердая вода.
Берем стакан наливаем горячую воду и накрываем его зеркалом. (Дети наблюдают). Показываем зеркало.
Воспитатель: Что вы видите на зеркале ( ответы детей: образовались капли воды). Вывод: вода может превратиться в пар.
Воспитатель: А есть ли у воды вкус? Давайте это проверим.
Опыт № 4 «Вода - растворитель»
Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – сок лимона. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус.
Воспитатель: Что изменилось? ( ответы детей: у воды появился вкус, вода стала сладкая, соленая, кислая). Вывод: своего вкуса у воды нет.
Воспитатель: Ау воды есть запах? (дети нюхают стакан с простой водой и с соком лимона). У воды появился запах. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей)
Воспитатель: В первой части нашего занятия мы в стакан с водой бросали мел, что с ним произошло (ответы детей). А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло.
Воспитатель: Что же мы видим? (ответы детей). Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности. Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой? (Ответы детей) Почему нельзя было пить эту воду? (Ответы детей) Воспитатель: Правильно потому, что она грязная. Но бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но жизненно важно нужно глотнуть хотя бы глоточек воды. Существуют разные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмем: воронку, носовой платок, вату и емкости для воды. Вместе с детьми выясняем, как сделать очистительные устройства – фильтры. И так, если бы Аленушка с Иванушкой знали, что воду можно очистить, пропустив ее через платок, то беды можно было избежать.
Воспитатель: Ребята, посмотрите еще раз на тот стаканчик, куда мы наливали масло. Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему? ( ответы детей: нет, она пахнет маслом и неприятная на вкус).
Воспитатель: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой? ( ответы детей: её нужно очистить от масла).
Воспитатель: А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычного ватного диска. Посмотрите, как я это сделаю (воспитатель показывает, как это делается).
Воспитатель: Давайте попробуем, как работает наш фильтр. Я буду очень осторожно, по не многу, лить масленую воду в стаканчик с фильтром.
Воспитатель: Аккуратно убираем фильтр и смотрим на воду. Какая она стала? ( ответы детей: вода стала чистой).
Воспитатель: Куда же делось масло? ( ответы детей: все масло осталось на фильтре).
Воспитатель: Хорошо, а сейчас давайте вернемся к своим местам и сядем на стульчики.
Воспитатель: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод. Питьевую воду нужно беречь, почему? ( дети объясняют: потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается.
Воспитатель: А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.
Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Вода – добрый друг и помощник человека. И без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.
Воспитатель: Уважаемые исследователи! Ваши опыты показали, что такое воздух и вода, и доказали, что с ними происходит в разных ситуациях.
За ваши открытия я хочу присвоить вам звание «юный исследователь» и вручить медали. Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного. Спасибо.
Воспитатель проводит рефлексию.
Воспитатель:
Ребятки, о чем мы говорили на нашем занятии?
Что мы узнали нового о воде и воздухе?
Что вам понравилось?
Какими свойствами воздух обладает?
Каково его главное назначение?
Какими свойствами обладает вода и почему ее надо беречь?