Галина Ястребова
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Весёлая лаборатория песка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить и систематизировать знания детей о свойствах песка.
Образовательные задачи: - уточнить и закрепить знания о свойствах песка. Научить определять эти свойства по внешнему виду (по цвету, проверить с помощью опытов - расширять представление о песке, его качествах и особенностях - дать представление об использование песка
Развивающие задачи: - развивать связную речь при ответах на вопросы - обогащать словарь детей словами: сыпучий, песчинки, влажный - развивать мелкую моторику
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности „Весёлая лаборатория песка“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Темочки
Воспитательные: - воспитывать чувство сотрудничества и умение работать в группе - воспитывать трудолюбие, аккуратность
Материалы и оборудование: ёмкости с песком, вода, листы белой бумаги, влажные салфетки, пластмассовые стаканы и ложки, письмо от верблюжонка, карточки-подсказки к опытам, фотоиллюстрации.
Ход занятия:
1. Организационный момент (1 мин.)
- Ребята, я очень рада вас видеть. Здравствуйте. А теперь поздоровайтесь с гостями.
Сюрпризный момент: - Ребята, к нам в детский сад пришло письмо. Как вы думаете от кого оно?
- Давайте посмотрим. Ребята, оно пришло от верблюжонка из пустыни. (чтение письма)
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам из жаркого пустынного края верблюжонок Гоша. Вокруг меня в пустыне много чего - то не понятного сыпучего, сухого, при сильном ветре оно поднимается вверх и застилает глаза. Помогите мне, пожалуйста, разобраться что же это такое?»
- Ребята поможем верблюжонку разобраться? Для этого предлагаю вам посмотреть на иллюстрации на доске и отгадать загадку.
2. Основная часть (22 мин.)
Петя замок строит ловко, Катя торт печёт ведёрком. Здесь, у моря на часок. Всех детей собрал… (Песок)
Что такое песок? Откуда он появился на планете? (№ 1 – пляжи) - Чистый песок на пустынном летнем морском берегу вместе с солнцем, морем, голубым небом - это счастье. Посмотрите какой песок ласковый, тёплый, красивый. Он сияет на солнце.
(№ 2 - пустыня)- Есть ещё песок пустыни; барханы, дюны - песок и только песок – куда ни глянь! - Песок попадает в глаза не даёт пройти путникам во время сильного ветра. Ветер поднимает песок и начинается песчаная буря.
(№ 3 – стройка) А есть песок строительный. Если к нему добавить цемент и воду – получится раствор. Он идёт на строительство, жилых домов.
(№ 4 – стекло, фильтр) Из песка делают наждачную бумагу и стекло, используют в фильтрах для очистки воды (учитывая современную экологию это очень важный момент).
(№ 5 – детсады, дороги) Применяется песок в дорожных работах. Им посыпают зимние обледеневшие дороги, добавляют в грунт при разбивке клумб, газонов и при посадке деревьев. А ещё его привозят на детские площадки и в детские сады. Сооружают песочницы, где детвора играет в строителей и скульпторов.
(№ 6 – откуда берется песок на планете? камни) Песок образуется при разрушении ветром, водой камней, известняка в течении многих миллионов лет.
Воспитатель: Мы с вами, дети это знаем, а для того, чтобы рассказать верблюженку о свойствах песка, мы должны отправиться в волшебную лабораторию и там провести несколько опытов. Вы хотите изучить свойства песка? (ответы детей).
Тогда отправляемся. Но для того, чтоб туда попасть нужно произнести волшебное заклинание:
Мы – веселые ребята, мы – ребята-дошколята, Всё уже хотим узнать, лаборантами стать!
Воспитатель: вот мы с вами и в волшебной лаборатории. Посмотрите как здесь всего много, подойдите к столу, что вы здесь видите? (ответы детей – камни, песок, игрушки, вода, лейка, книги, земля)
Гоша сказал, что песок в его пустыне летит и попадает в глаза, а скажите там сухой песок или влажный? (Сухой) Он сыпучий или комочками летает? (сыпучий). Вот сейчас мы это и проверим.
Цель: закрепить и систематизировать знания детей о свойствах песка.
Образовательные задачи: - уточнить и закрепить знания о свойствах песка. Научить определять эти свойства по внешнему виду (по цвету, проверить с помощью опытов - расширять представление о песке, его качествах и особенностях - дать представление об использование песка
Развивающие задачи: - развивать связную речь при ответах на вопросы - обогащать словарь детей словами: сыпучий, песчинки, влажный - развивать мелкую моторику
Воспитательные: - воспитывать чувство сотрудничества и умение работать в группе - воспитывать трудолюбие, аккуратность
Материалы и оборудование: ёмкости с песком, вода, листы белой бумаги, влажные салфетки, пластмассовые стаканы и ложки, письмо от верблюжонка, карточки-подсказки к опытам, фотоиллюстрации.
Ход занятия:
1. Организационный момент (1 мин.)
- Ребята, я очень рада вас видеть. Здравствуйте. А теперь посмотрите на наших гостей, и подарите улыбки им. Поздоровайтесь с гостями.
Сюрпризный момент: - Ребята, к нам в детский сад пришло письмо. Как вы думаете от кого оно? (демонстрация конверта).
- Давайте посмотрим, от кого? Ребята, оно пришло от верблюжонка из пустыни. (чтение письма)
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам из жаркого пустынного края верблюжонок Гоша. Вокруг меня в пустыне много чего - то не понятного сыпучего, сухого, при сильном ветре оно поднимается вверх и застилает глаза. Помогите мне, пожалуйста, разобраться что же это такое?»
- Ребята поможем верблюжонку разобраться? Для этого предлагаю вам посмотреть на иллюстрации на доске и отгадать загадку.
2. Основная часть (22 мин.)
Петя замок строит ловко, Катя торт печёт ведёрком. Здесь, у моря на часок. Всех детей собрал… (Песок)
Что такое песок? Откуда он появился на планете? (№ 1 – пляжи) - Чистый песок на пустынном летнем морском берегу вместе с солнцем, морем, голубым небом - это счастье. Посмотрите какой песок ласковый, тёплый, красивый. Он сияет на солнце.
(№ 2 - пустыня)- Есть ещё песок пустыни; барханы, дюны - песок и только песок – куда ни глянь! - Песок попадает в глаза не даёт пройти путникам во время сильного ветра. Ветер поднимает песок и начинается песчаная буря.
(№ 3 – стройка) А есть песок строительный. Если к нему добавить цемент и воду – получится раствор. Он идёт на строительство, жилых домов.
(№ 4 – стекло, фильтр) Из песка делают наждачную бумагу и стекло, используют в фильтрах для очистки воды (учитывая современную экологию это очень важный момент).
(№ 5 – детсады, дороги) Применяется песок в дорожных работах. Им посыпают зимние обледеневшие дороги, добавляют в грунт при разбивке клумб, газонов и при посадке деревьев. А ещё его привозят на детские площадки и в детские сады. Сооружают песочницы, где детвора играет в строителей и скульпторов.
(№ 6 – откуда берется песок на планете? камни) Песок образуется при разрушении ветром, водой камней, известняка в течении многих миллионов лет.
Воспитатель: Мы с вами, дети это знаем, а для того, чтобы рассказать верблюженку о свойствах песка, мы должны отправиться в волшебную лабораторию и там провести несколько опытов. Вы хотите изучить свойства песка? (ответы детей).
Тогда отправляемся. Но для того, чтоб туда попасть нужно произнести волшебное заклинание:
Мы – веселые ребята, мы – ребята-дошколята, Всё уже хотим узнать, лаборантами стать!
Воспитатель: вот мы с вами и в волшебной лаборатории. Посмотрите как здесь всего много, подойдите к столу, что вы здесь видите? (ответы детей – камни, песок, игрушки, вода, лейка, книги, земля)
Гоша сказал, что песок в его пустыне летит и попадает в глаза, а скажите там сухой песок или влажный? (Сухой) Он сыпучий или комочками летает? (сыпучий). Вот сейчас мы это и проверим.
ОПЫТ 1 – свойства сухого песка (сыпучесть, запах, цвет, форма)
Лаборанты, возьмите с общего стола то, что вы думаете пригодится вам для проведения опыта о свойствах СУХОГО песка. (дети выбирают емкости с сухим песком)
- Перед вами стоят ёмкости с песком. Скажите какой он?
Дети. Сухой.
- это вы догадались по внешнему виду, а как проверить, что он сухой? (взять в ложечку – он рассыпается). Правильно, молодцы, лаборанты. Он имеет форму? (нет).
- А имеет ли запах сухой песок? Понюхайте его (не имеет)
Вывод: делают дети самостоятельно (сухой песок не имеет запаха, не имеет формы, сыпучий, светло-желтого цвета)
- А можно ли из сухого песка сделать влажный и как? (да, полить водой).
- Хотите узнать свойства влажного песка? (да)
ОПЫТ 2 – свойства влажного песка (не сыпется, комочком, запах, цвет, форма)
- Возьмите с общего стола те предметы, которые как вы думаете нужны нам будут для изучения свойств ВЛАЖНОГО песка (дети встают и выбирают лейки с водой)
- Делаем из сухого песка влажный (поливают из лейки). Проверьте он сыпучий?
А какую форму принимает влажный песок? (форму ладошки, комочком)
Определим, какого песок цвета? (темно-желтый)
-Давайте понюхаем его, в чем отличие? (имеет запах)
Вывод: влажный песок не рассыпается, имеет форму, запах, темно-желтого цвета.
ОПЫТ 3 - растворимость песка (не растворяется)
- Ребята, а давайте проверим, растворяется ли песок в воде. Возьмите стакан с водой и положите туда 1-2 ложки песка и помешайте. Растворился ли песок в воде?
Вывод: песок осел на дно стакана, значит он не растворяется.
ОПЫТ 4 – пропускает ли песок воду? (пропускает) (демонстрирует воспитатель)
Этот опыт проведу я с вашей помощью, пропускаем воду через песок, землю и камешки.
3 пластиковые бутылки с отрезанным дном: 1 – наполняем песком, 2 – камешками, 3 –землёй. Переворачиваем бутылки вверх дном. Под бутылками помещаем ёмкости, для стекания воды. В каждую бутылку налить равное количество воды. В какой из бутылок она быстрее исчезнет? Почему?
Вывод: быстрее всего вода пробегает между камешками, затем, сквозь песок. Земля воду медленно пропускает, ее частички слиплись и вода медленно проходит через них.
ОПЫТ 5 - откуда берётся песок? (при разрушении камней)
Дети выбирают материалы на общем столе: 2 камня (из камней при трении сыплется песок, белый лист бумаги.
Опыт : Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаги.
• Как вы думаете, что это сыплется?
• Рассмотрите это на белом листе?
• Как мы получили песок?
• Как в природе появляется песок? Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.
ОПЫТ 6 – из чего состоит песок? (из песчинок)
• Рассмотрите его.
• Из чего состоит песок? (зернышек-песчинок)
• Как выглядят песчинки?
• Похожи ли песчинки одна на другую?
• Чем похожи, и чем отличаются песчинки? Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.
Мы сегодня узнали много нового. Что мы можем рассказать нашему верблюжонку Гоше?
Дети делают выводы: (ответы детей).
Все вы сегодня молодцы. И поэтому наш песочек поможет вам сейчас попасть в сказку.
Вторая часть занятия «Песочные фокусы»
«Радуга в бутылке» из цветных мелков и песка
Заполните емкость полностью слоями песка разного цвета. Чтобы поделка смотрелась интересней, пересыпайте песок в емкость под углом, поворачивая сосуд. Только делайте это очень аккуратно, чтобы не перемешать слои песка, иначе вместо радуги в бутылке у вас получится песок грязно-коричнего цвета. Закрутите крышку. Поделка готова!