Получи документы

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Перелётные птицы»

Юлия Завьялова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Перелётные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

Тема: «Перелетные птицы»

Цель: Уточнить знания детей о весне и прилетающих птицах. Образовательные задачи: Уточнить и расширить представления детей о перелетных птицах; продолжать коррекционную работу по закреплению лексико-грамматического строя речи (употреблять в речи предлоги над, под, за, около, рядом, употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, учить детей образовывать уменьшительно – ласкательные имена существительные; учить понимать образный смысл загадок; продолжать учить чётко и полным предложением отвечать на вопросы (познание, коммуникация).

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Перелётные птицы“» размещена в разделах

Развивающие задачи: Развивать связную речь детей, обогащать их словарь; интерес к жизни пернатых; высших психических функций (логическое мышление, речь, память, воображение, мелкая моторика, слуховое и зрительное внимание, память (музыка, коммуникация, физическая культура, следить за правильным звукопроизношением

Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к родной культуре, доброе, бережное отношение к пернатым друзья, продолжать знакомить детей с художественной литературой (познание, социализация, чтение художественной литературы).

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, музыка, коммуникация, РЭМП, физическая культура, чтение художественной литературы. Материал: звуковая фонограмма «Голоса природы»; картинки с изображением перелётных и зимующих птиц;

Предварительная работа: Беседы на темы: «Перелётные птицы», «Наши пернатые друзья», «Приметы весны» и др. ; рассматривание иллюстраций, репродукций картин на весеннюю тему; чтение художественной литературы С. Городецкий «Как птицы учились строить гнёзда», Т. Нужина «Ласточка», «Воробьи», чтение русских народных песенок, закличек на весеннюю тематику; загадывание загадок про времена года, птиц; прослушивание аудиокассет «Голоса природы», «Звуки окружающего мира»; дидактические и подвижные игры:, «Зимующие и перелётные», «Жаворонок», «У кого кто?», «Собери картинку»

Воспитатель: Встаньте рядышком друг другом словно месяц полукругом

Ой ребята, посмотрите а солнышко наше спит, давайте его разбудим потешкой

Солнце ясное покажись! (руки вытянуть вверх)

Солнце красное нарядись

Платье алое надень

Подари нам красный день

Ребенок в маске солнышка. (Солнышко проснулось)

Солнышко читает стихотворение:

Светает рано по утрам.

Проталины и тут и там,

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечникам летят.

Звенят под крышами капели

Медведь с еловой встал с постели.

Всех солнышко теплом ласкает,

Кто это время года знает…. (весна)

Солнышко: молодцы ребята!

Воспитатель: После холодной зимы пришла к нам снова весна. Сегодня мы собрались здесь, чтобы Весну – Красну встречать, первых птиц в гости ждать. Давайте с вами отправимся в путешествие в весенний лес. (дети идут по проталинкам, перепрыгивают через ручеёк, идут по бревну) Весной в лесу всё оживает, просыпается и наполняется тысячами различных звуков.

Путешествие в лес

Ребята рассаживайтесь на нашей полянке и внимательно послушайте звуки весеннего леса

Дети прослушивают музыкальную запись «Голоса природы», потом рассказывают, что они услышали

Воспитатель: Что вы услышали? Чьи голоса были слышны? (Птиц). - Когда и где так поют птицы? (Весной, когда прилетают). -

Давайте вместе с вами дружно, хором позовем весну

Весна! Весна красная

Приди к нам с доброй радостью

Приди весна скорей

Порадуй всех детей!

Входит Весна.

Здравствуйте ребята!

Я Весна – красна!

Бужу землю ото сна

Наполняю соком почки

На лугу ращу цветочки,

Прогоняя с речки лед

Светлым делаю восход

Всюду в поле и в лесу

Людям радость я несу!

Воспитатель: Ребята а с приходом весны кто спешит всегда вернуться домой? (перелетные птицы)

Весна: Ребята, но чтобы птицы скорее вернулись домой вы должны мне рассказать что вы знаете о птицах и выполнить мои задания. За каждое правильное выполненное задание я буду давать вам часть картинки, и когда картинка соберется к нам в гости прилетят птицы.

В этом весеннем лесу есть волшебная береза, на её молодых листочках спрятались загадки, вы должны их отгадать. Слушайте внимательно. Если вы правильно отгадаете загадку то услышите голос этой птички.

После каждой загадки включается аудиозапись с голосом отгаданной птицы и ребенок прикрепляет птицу на дерево.

1. Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей. (грач)

Первыми весну открывают птицы которые прилетают к нам когда еще лежит снег. Это грачи. Вслед за грачами прилетают птицы которые уничтожают вредителей лесов полей и огородов.

2. Из дальних стран вернулся я,

Чтоб вас порадовать, друзья.

Весна пришла! Зиме – конец! " –

Пел у скворечника (скворец)

3. Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песни и полет

Вошли в стихотворенья! (жаворонок)

4. Не заботится о детках,

Ищет гнё здышки на ветках:

Непутёвая подружка

И зовут её (кукушка)

5. Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (ласточка)

Весна: Молодцы ребята отгадали все загадки! (дается первая часть картинки)

Ведущий: показывает картинку с изображением трясогузки и спрашивает у детей знают ли они как называется эта птица? (ответы детей)

трясогузка – что за птица?

На земле она гнездится,

Из травы гнездо построит,

Мягкой шерстью дно покроет,

Длинный хвост у этой птицы

Постоянно шевелится,

Любит песни щебетать,

По земле пешком гулять.

Правильно. Это трясогузка – маленькая серая птичка на тонких ножках которая всегда покачивает своим хвостиком вверх, вниз. На горлышке и грудке у неё черное пятнышко, а на голове черна шапочка, щечки у трясогузки белые, и грудка белая.

В народе трясогузку называли ледоломкой. Когда прилетают трясогузки, вскрываются реки, начинается ледоход.

Весна: Как одним словом можно назвать этих птиц? Правильно. Перелетные птицы. Посмотрите сколько много птиц на нашем дереве давайте их сосчитаем.

д/и «Сосчитай птиц на дереве» (дается вторая часть картинки)

Весна: ребята а каких водоплавающих перелетных птиц вы знаете? Которые живут на реке? В озере? (ответы детей утки, гуси, журавли, цапли.)

Весна: ребята а чем питаются эти птицы (ответы детей они достают со дна реки растения, насекомых.)

д/и «Помоги птицам найти свое гнездо»

Подвижная игра «Кто больше соберет червячков» (дается третья часть картинки)

Воспитатель: Ребята, а почему птицы улетают в теплые края?

(потому что здесь наступают холода и зимой нет насекомых)

— А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Перелетных птиц много, но нам редко удается увидеть как собравшись в стаи они улетают. Почему? Они летят в основном ночью так безопаснее. А вы знаете что во время перелета многие птицы придерживаются строго порядка? Причем у разных птиц этот порядок свой :

Журавли летят клином

Гуси и цапли шеренгой крылом к крылу

Скворцы порядка не любят и летят как попало.

В полете они ориентируются на звезды,, Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц : некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу

Весна: Ребята, но разве все птицы улетают в теплые края?

Ответы детей.

Подвижная игра «Зимующие и перелетные птицы»

д/и «Собери картинку» (дается четвертая часть картинки)

Ведущий: ребята, а чем же занимаются птицы когда прилетают обратно в родные края? (ответы детей строят гнезда, высиживают птенцов)

Из чего птицы строят гнезда (сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок)

Где птицы строят свои гнезда? (на деревьях, кустах, на земле, под крышей.)

Подвижная игра «Птицы в гнезде

Воспитатель: ребята а когда гнезда готовы какая следующая забота у птиц? (откладывать яйца, высиживать птенцов, кормить их)

д/и «У кого кто?» (с мячом) (дается пятая часть картинки)

у скворца – сворчонок, скворчата, кукушки – аиста, журавля, грача

утки, гуся.

Ведущий: - Ребята, как вы думаете, почему птиц называют друзьями человека? (Приносят пользу).

Чтение стихотворения про птиц.

Весна: Молодцы ребята вы правильно выполнили все мои задания

Весна : ребята а давайте позовем скорее птиц в родные края

Звучит музыка и вбегают птицы.

Птицы : Здравствуйте дети

Ведущий: Расскажите птицы где вы побывали?

Расскажите птицы, что вы повидали?

Скворец: В жарких странах жаркое лето

Ни зимы ни снега там нету

Грач: Бродят там слоны – великаны

Целый день кричат обезьяны

Там растут деревья – лианы

Там растут на пальмах – бананы

Жаворонок : Мы скучали по деревне

По звенящему ручью

По скворечне, по деревьям

По соседу воробью

Ребенок: Все мы рады вам друзья

Будьте с нами вы всегда

Ведущий: Птички! Расскажите нам пожалуйста о себе

Дети составляют небольшой описательный рассказ о птицах.

Весна предлагает детям поиграть в русскую народную игру.

Подвижная игра «Жаворонок»

Ласточка - гнезда вы не разоряйте!

Скворец - птичьих гнезд не трогайте

Жаворонок – яичек теплых не берите!

Грач - нас друзья вы берегите!

Спасибо вам, наши верные друзья – птицы! За то, что вы возвращаетесь к нам, на свою родину. А мы с ребятами хоти сделать для вас подарки.

Дети раскрашивают рисунки с изображением птиц.

Анализ занятия : - Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии? - О каких новых перелетных птицах вы узнали? - Что интересного мы узнали о птицах? - Как птицы летят в теплые края? - Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии : внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!

Сюрпризный момент: Весна раздает угощения

Публикации по теме:

Логопедическое пособие «Увлекательное путешествие»Логопедическое пособие «Увлекательное путешествие» Данное пособие предназначается для работы с детьми с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Включение наглядных.

Этапы развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. К. Д. Ушинский говорил, что грамматика – логика языка, поэтому об овладении каким-либо языком можно говорить тогда, когда человек овладел.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Перелётные птицы»
Опубликовано: 29 июня 2014 в 11:32
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Перелётные птицы»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Завьялова (УИ 213017) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД