Папки-передвижки

Занятие по ознакомлению с окружающим миром с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе «Полет на другую планету»

Татьяна Дёмина
Занятие по ознакомлению с окружающим миром с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе «Полет на другую планету»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с использованием элементов ТРИЗа в старшей группе детского сада.

Автор:воспитатель Дёмина Т. А. ,детский сад "Золотая рыбка"г. Кинель

Цель. Сформировать представление об элементарных свойствах дерева и пластмассы. Учить конструировать из пластмассы с учетом ее свойств. Продолжать учить разрешать противоречия.

Публикация «Занятие по ознакомлению с окружающим миром с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе „Полет на другую планету“» размещена в разделах

Материал и оборудование. Игрушечные ракета и человечки; глобус; макет круглой комнаты; деревянный и пластмассовый кубики одинакового объема; весы; банка и крышки из пластмассы, дощечки; таз с водой; бросовый материал из пластмассы для конструирования мебели.

Предварительная работа. Наблюдать за дощечкой и пластмассовой крышкой, которые плавают в воде. Провести беседы на темы: жизнь на Земле и других планетах; типы и формы домов. Рассматривать мебель и придумывать, какую мебель (форма, назначение) можно делать из пластмассы.

Ход занятия.

Воспитатель. Давайте вместе с нашими игрушками отправимся на ракете вокруг земного шара. (Показывает глобус. Имитирует полет космического корабля вокруг Земли.) Но что это? Ракета потеряла управление и полетела в космос так быстро, что ничего, кроме мелькания бесчисленных звезд, разглядеть невозможно. Но вот вдали показалась какая-то планета. Ракета летит прямо к ней… Полет на другую планету – это хорошо. Почему?

Дети. Интересно посмотреть на другие миры; познакомиться с инопланетянами; узнать, кто наши соседи по космосу.

Воспитатель. Полет на другую планету – это и плохо. Почему?

Дети. Опасно: неизвестно, кто живет на другой планете, как они нас встретят.

Воспитатель. На планете, куда попали наши человечки, не было ни деревьев, ни травы – лишь песок и камни (показывает макет планеты). Уже опустилась ночь, было очень тепло, но шел дождь. Пока наши путешественники брели к видневшемуся невдалеке городу, дождь все капал и капал. А в городе человечки увидели необычные дома из пластмассы., напоминавшие формой перевернутые банки. Человечки очень удивились: они были уверены, что дома строят из дерева… А что такое дом? Чем он является для нас?

Дети. Он защищает от холода, врагов; служит место, где можно отдохнуть, поиграть.

Воспитатель. Давайте сами убедимся в том, что дом защищен от холода. Поднесите ладонь к щеке. Что вы ощущаете?

Дети. От щеки идет тепло, а внешняя сторона ладони прохладная.

Воспитатель. А если ладонь заменить стеной?

Дети. Внутренняя сторона стены теплая: она обогревается батареями и другими нагревательными приборами, а внешняя сторона прохладная, потому что на улице зимой, осенью и ранней весной холодно.

Воспитатель. Значит, дом для человека является прежде всего его защитой от холода. Наши человечки привыкли жить в деревянных домах, а жители этой планеты – в пластмассовых. В каких же домах теплее? Давайте проверим. Возьмите кусочек пластмассы и приложите к щеке. Что чувствуют ваши ладони?

Дети. Тепло, потому что от щеки пластмасса нагревается.

Воспитатель. Каким свойством обладает пластмасса?

Дети. Она проводит тепло.

Воспитатель. А теперь кусочек пластмассы приложите к холодному стеклу. Что ощущают ваши ладони?

Дети. Холод.

Воспитатель. Что можно сказать о пластмассе?

Дети. Она пропускает холод.

Воспитатель. Как вы думаете: уютно жить в доме из пластмассы?

Дети. Не всегда: в холодное время года и ночью в нем холодно.

Воспитатель. А теперь поднесите к щеке дощечку. Ваши ладони что-то ощущают?

Дети. Нет, дощечки не нагрелись от теплой щеки.

Воспитатель. Значит, дерево плохо проводит тепло, его надо долго нагревать. А теперь приложите дощечку к холодному окну. Ваши ладони что-нибудь чувствуют?

Дети. Нет.

Воспитатель. Значит, дерево плохо пропускает не только тепло, но и холод. Итак, дом должен быть из пластмассы, чтобы днем он успел нагреться, и не должен быть из пластмассы, чтобы ночью не успел остыть. Как же быть?

Дети. Построить дом внутри пластмассовый, а снаружи деревянный. Денем деревянные стены распахнуть, как ставни, а ночью наглухо закрыть.

Воспитатель. Наглухо закрытый дом – хорошо. Почему?

Дети. В него не проникает холодный воздух.

Воспитатель. Наглухо закрытый дом – плохо. Почему?

Дети. Мало свежего воздуха – трудно дышать.

Воспитатель. Значит, должен быть приток воздуха, чтобы в доме не задохнуться, и не должно быть притока воздуха, чтобы сохранилось тепло. Как быть?

Дети. Можно проделать в стенах маленькие дырки – как в вентиляционной решетке; можно вмонтировать в стену вентилятор с крышкой: душно стало – открыть; проветрилось – закрыть.

Воспитатель. А теперь посмотрите на дощечку и крышку из пластмассы, лежащие в воде. Что стало с дощечкой?

Дети. Она намокла, разбухла, отяжелела.

Воспитатель. А можно ее просушить?

Дети. Можно на солнце или батарее, но она деформируется.

Воспитатель. А крышка из пластмассы в воде изменилась?

Дети. Нет, с ней ничего не произошло.

Воспитатель. А как ее можно просушить?

Дети. Салфеткой, тряпкой; она сама скоро высохнет.

Воспитатель. Так в каком доме лучше укрыться от дождя: в деревянном или пластмассовом?

Дети. В пластмассовом.

Воспитатель. Вот и наши человечки, поговорив с жителями планеты, поняли, почему они предпочитают пластмассовые дома: на планете круглый год тепло, но очень часто идут затяжные дожди. Познакомившись с инопланетянами и приняв их приглашение зайти в гости, наши путешественники увидели круглые комнаты и, что еще больше и удивило, совершенно пустые (показывает макет круглой комнаты). Круглая комната – это хорошо. Почему?

Дети. Можно бегать, не боясь задеть за угол; нет углов – некуда ставить, если провинишься.

Воспитатель. Круглая комната – это плохо. Почему?

Дети. Наша мебель не подходит; необходимо много денег на приобретение нужной.

Воспитатель. В комнате нет мебели, значит, инопланетяне и едят, и спят на полу. Спать и есть на полу – это хорошо. Почему?

Дети. Не надо каждое утро постель убирать; на полк больше гостей рассядется, чем за столом.

Воспитатель. Спать и есть на полу – это плохо. Почему?

Дети. Спать жестко; есть негигиенично; надо низко наклоняться, чтобы взять еду.

Воспитатель. Значит в пластмассовых круглых комнатах должна быть мебель, но ее должно быть немного, и форма ее должна отличаться от нашей. Как быть?

Дети. Мебель должна быть круглой; кроме того, отдельные предметы мебели должны быть такими, чтобы из можно было использовать для разных нужд.

Воспитатель. Как же быть?

Дети. Надо сделать стол и стулья-вкладыши, как матрешки, а ночью на круглом столе можно спать.

Воспитатель. А из чего же мы будем конструировать мебель? Ваши родители наверняка во время ремонта переставляли мебель. Легкое это дело?

Дети. Нет, деревянная мебель тяжелая.

Воспитатель. Может быть, стоит изготовить мебель из пластмассы? Давайте определим, что легче: дерево или пластмасса? (Дети взвешивают деревянный и пластмассовый кубики и убеждаются, что пластмасса легче.) Значит, мебель будем делать из пластмассы. (Дети конструируют мебель из кусочков пластмассы.) Мебель поучилась удобная, легкая, прозрачная… То, что мебель прозрачная, это хорошо?

Дети. Не всегда, если в шкафу беспорядок, то его сразу видно.

Воспитатель. Что же делать?

Дети. Некоторые предметы мебели можно сделать из непрозрачной цветной пластмассы. (Продолжают работать.)

Воспитатель. Молодцы! Хорошую мебель сделали для инопланетян… А нашим путешественникам пора домой.

Публикации по теме:

Презентация. Из жизни насекомых Презентация по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: «Из жизни насекомых» В работе с детьми по ознакомлению с окружающим.

Конкурс «Моя Золотая рыбка»Конкурс «Моя Золотая рыбка» Конкурс "Моя золотая рыбка", проводился в нашем МБДОУ "ЦРР - д\с "Золотая рыбка" среди родителей воспитанников всех возрастных групп, с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по ознакомлению с окружающим миром с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе «Полет на другую планету»
Опубликовано: 17 февраля 2014 в 08:54
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по ознакомлению с окружающим миром с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе «Полет на другую планету»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Дёмина (УИ 195996) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД