Елена Фендрикова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
"В гостях у хозяюшки"
Программное содержание: расширять представление детей о жизни на Руси, продолжать знакомить с бытом Русского народа, крестьянской избой. Формировать образную речь, употреблять в разговорной речи пословицы, поговорки, развивать диалогическую форму речи. Обогащать словарь названиями предметов быта (самовар, ухват, кочерга, печь, лапти, коромысло, чугунок). Упражнять в употреблении простых и сложноподчиненных предложений с союзом: потому что, чтобы. Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова (печь, печник, пичурка). Тренировать в правильном употреблении предлогов : на, около, в, за. Развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, память, наблюдательность, умение анализировать. Воспитывать интерес к народному быту, устному народному творчеству.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной логопедической группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
Методические приё мы: рассказ воспитателя, художественное слово, рассматривание иллюстраций о предметах быта.
Словарная работа: активизация и обогащение словаря существительные: изба, самовар, ухват, кочерга, печь, чугунок, лапти, коромысло, хозяюшка, каравай, сундук; глаголы: вышивать, прясть, плести; прилагательные: добрые, работящие, сильные, трудолюбивые, любящие, дружные.
Предварительная работа: разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций о жизни славян, разучивание пословиц о труде.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, иллюстрации и фотографии предметов русского быта (русская печь, русская изба, самовар, ухват, кочерга, коромысло, сито, веник, иллюстрации к пословицам, элементы русского костюма.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Сегодня мы с вами совершим путешествие в старые времена. Давайте возьмёмся за руки (воспитатель одевает на девочек веночки, на мальчиков кепочки)
Еле – еле, еле – еле
Закружились карусели.
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише – тише, не бегите,
Карусель остановите.
Вот мы и оказались в горнице, где нас встречает хозяйка
- Здравствуй, хозяюшка, встречай гостей.
Хозяюшка:
- Здравствуйте, гости дорогие. Дорогих гостей встречаем круглым, пышным караваем. Каравай мы вам подносим, поклонясь, отведать просим.
О добрых, гостеприимных хозяйках народ придумал пословицы.
- Какие пословицы о гостеприимстве вы знаете?
Дети:
- Хозяюшек в дому, что оладушек в меду.
- Не красна изба углами, а красна пирогами.
- Много гостей, много и новостей.
- Умеешь в гости звать, умей и угощать.
Хозяюшка:
- В старые времена темными зимними вечерами собирались люди в большой избе, где они пели русские народные песни, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки-прибаутки и работали. Старые плели корзины и учили молодых, вышивали, пряли, почти всё делали своими руками. Также долгими зимними вечерами люди резали миски и ложки, плели лапти, корзины. Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели: стол, лавки, скамьи, сундуки – всё делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз.
Это мастерство передавалось от поколения к поколению. Любая вещь – всё украшалось резьбой, вышивкой, росписью или кружевом, причём всё принимало определённый образ, например, на полотенцах чаще всего вышивались петухи, на люльке вырезалось и раскрашивалось солнышко.
Долгими вечерами старики плели лапти. Лапти - самая распространённая обувь русского народа. Недаром говорится «Лапотная Русь».
Материал для лаптей было найти нетрудно: их плели из липы, вяза, берёзы, дуба. На одну пару лаптей требовалось ободрать три-четыре деревца. Для прочности лаптей внутрь стелили солому, а подшивали подошву конопляной верёвкой. Ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали. Плелись лапти без различия левой и правой ноги. Хороший мастер мог за один день сплести две пары лаптей (рассматривание иллюстраций предметов быта – выбрать предметы, которые могли сделать на посиделках).
Издавна русский народ славился трудолюбием, об этом говорили пословицы, которые придумали люди.
- Какие пословицы о труде вы знаете?
Дети:
- Хочешь есть калачи - не сиди на печи.
- Рабочие руки не знают скуки.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Хозяюшка:
- Чем же была занята хозяйка в доме?
Дети:
- Хозяйка готовила обед, варила щи, кашу, убирала в доме, ухаживала за домашними животными и растила детей.
Хозяюшка:
- Люди не только трудились, но еще и умели весело играть. Давайте с вами поиграем в русскую игру «Федул».
Физминутка.
Эй, Федул,
Что губы надул?
Эй, Федул,
Что губы надул?
Ты не злись, не сердись,
А ребятам улыбнись. Дети идут по кругу, взявшись за руки. В центре стоит надувшийся Федул.
Дети останавливаются и грозят пальцем Федулу. Он хмурится.
Ты немножко попляши, Дети хлопают в ладоши.
Федул пляшет.
Что нам делать - прикажи!
После песни Федул дает детям задания (поесть каши, присесть, попрыгать, почесать ухо и т. д., которые ребята показывают движениями.
Хозяюшка:
- А какие предметы она использовала, мы отгадаем.
Дети отгадывают загадки и объясняют, почему они так думают (составляют сложноподчиненные предложения с союзом потому что).
Загадки:
Длинная рука чугунок держит за бока (ухват).
Чёрный конь, скачет в огонь (кочерга).
На плечах дуга держит вёдра, в них – вода (коромысло).
Новая посуда, вся в дырках (сито).
Он по горнице гуляет, пыль и мусор собирает (веник).
Стоит толстячок, блестит бочок, шипит, кипит, всем чай пить велит (самовар).
Хозяюшка:
- На столе в избе всегда стоял самовар. Самовар придумали очень давно в городе Туле. Вода в нём быстро закипала и долго не остывала.
Самое главное в деревенской избе – это печь.
Войдя в избу, сразу обратишь внимание: она занимает почти половину избы. Говорили: «Без печи, хата не хата». Печь обогревала избу, в ней пекли хлеб, готовили еду, сушили одежду, грибы и ягоды.
- Для чего нужна печь? (составление сложноподчиненных предложений с союзом чтобы)
Пальчиковая гимнастика.
Мы печем пшеничные
Пирожки отличные Движения по тексту: дети изображают лепку пирожков
Кто придет к нам пробовать
Мама, папа, брат, сестра
Пес лохматый со двора
Дети загибаюn пальцы поочередно в кулак, начиная с большого.
Тесто замесили
Сахар не забыли
Тесто скалкой раскатали
Раскатали не устали
Взяли ложку с творогом
Пирожок – за пирожком
Ну-ка, печка, дай пирожкам местечко
Движения по тексту
Хозяюшка:
- Не зря говорили: «Печь нам мать родная, у печи всё красное лето». С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром ее наделял волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для сказок.
- Вспомните русские народные сказки, в которых использовался образ русской печи ( Дети называют сказки: «Гуси-лебеди», «По-Щучьему веленью», «Жихарка», «Колобок" и др.)
Лексическое упражнение:
1. Придумать однокоренные слова к слову печь (печник, печурка).
2. Использование предлогов на, около, в, за (за печкой, на печи).
Издавна на Руси строили дома из дерева.
- Как вы думаете почему?
Люди жили среди полей, в окружении лесов. Лес давал человеку кров, кормил, обувал и одевал. Русский человек рождался в деревянной, бревенчатой избе, всю жизнь жил в ней (рассматривание иллюстраций домов).
Красивый прочный дом построить трудно. Строили дом не один день, всей деревней. Дома строили рядом друг с другом (рассмотреть наличники, ставни, крышу, их особенности, украшение дома)
- Какие люди строили такие красивые дома? (добрые, работящие, сильные, трудолюбивые, любящие, дружные).
- Какие пословицы о дружбе вы знаете?
Дети:
- Нет друга - ищи, а нашёл - береги.
- Друг познаётся в беде (объясняют значения пословиц).
Хозяюшка:
- Давайте возьмёмся за руки (дети идут по кругу)
Еле – еле, еле – еле
Закружились карусели.
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише – тише, не бегите,
Карусель остановите.
- Вот мы с вами вернулись домой.
Список использованной литературы
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст]/ Н. В. Алешина – М. : ЦГЛ, 2005. – 256 с.
2. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками [Текст]/Е. А. Алябьева – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 128 с.
3. Большакова М. Фольклор в познавательном развитии// Дошкольное воспитание. – 2004. - № 9. С. 46-49
4. Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий [Текст]/ А. А. Грибовская – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 192 с. – (серия «Вместе с детьми»).
5. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников// Дошкольное воспитание. – 2005. - № 5. С. 26-31
6. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры [Текст]/ О. Л. Князева, М. Д. Маханева Программа – СПб: АКЦИДЕНТ, 1997. – 158 с. : ил/( серия: «Из опыта педагога»).
7. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ.) / Л. А. Кондрыкинская// Вместе с детьми – М. : ТЦ Сфера, 2044. – 192 с
8. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. [Текст]/ М. Ф. Литвинова – 2-е изд. – М. : Аирис-пресс, 2004. – 192 с. – (Дошкольное воспитание и развитие)
9. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие [Текст] / И. Ф. Мулько – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 96 с. – (Программа развития)
10. Народное искусство и детское творчество: метод. пособие для воспитателей [Текст]/ А. А. Грибовская. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006. – 160 с.
11. Нетужилкина Н. М. Развитие творчества дошкольников в процессе ознакомления с народно-прикладным искусством/ Н. М. Нетужилина// Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. - № 5. С. 31-39
12. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст]/ М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004. - 208 с.
13. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина – М. : Издательство «Альфа», 1993. – 43 с.