Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Прогулка в зимний лес»

Наталия Блинова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Прогулка в зимний лес»

Цель: обобщение знаний детей о жизнедеятельности зверей, птиц, насекомых, деревьев в зимнем лесу.

Задачи: актуализировать знания детей о жизни зверей, насекомых, птиц, деревьев зимой в лесу, учить понимать образное выражение в загадках, формировать навыки объяснительной связной речи, развивать воображение у детей, воспитывать бережное отношение к животным и растениям леса, продолжать формировать доброжелательные отношения между детьми.

Оборудование: кукла Незнайка, репродукция картины «Февральская лазурь» И. Грабарь, картинки (берёза, ель, картинки (следы зайца, лисы, белки, картинки (птицы, панно «Зимний лес», медальоны с запахом хвои.

Ход занятия.

В группе сидит Незнайка (расстроенный).

Дети, у нас сегодня – гость.

Дети и Незнайка здороваются друг с другом.

Незнайка, ты почему такой расстроенный?

Незнайка. Я сижу здесь и не знаю, какая погода на улице. Сбегайте быстро на улицу и расскажите, какая погода.

Подожди, подожди, какой ты быстрый. Дети, вы сможете быстро сбегать на улицу?

Дети. Нет, надо одеваться потеплее, потому что на улице холодно, зима.

Незнайка, дети правы, надо сначала одеться, а потом идти на улицу. Зимой надо быть особенно внимательным к своему здоровью, ни в коем случае не выбегать на улицу раздетым.

Дети, а обязательно вам идти на улицу, чтоб рассказать, какая погода? (Ответы детей).

Незнайка, дети тебе всё правильно сказали, чтоб сказать тебе, какая погода, им необязательно бегать на улицу, можно послушать прогноз погоды по телевизору, радио, посмотреть на градусник и в окно и рассказать о погоде.

Незнайка. Ничего- то вы не поняли! Я собрался в лес, а там – лето!

Незнайка, давай посоветуемся с детьми.

Вы согласны, что в городе - зима, а в лесу- лето? (Ответы детей).

Незнайка. Понял, понял. И в городе - зима и в лесу - зима. Ой, как хочется побывать в зимнем лесу!

Как же помочь Незнайке?

Дети. Надо сводить его в зимний лес.

Какие вы у меня догадливые, сообразительные, молодцы! Незнайка, мы тебя сводим в зимний лес, всё покажем и расскажем о жизни растений и животных зимой в лесу.

Давайте немножко пофантазируем. Прогулка у нас будет необычная! Ну что будем одеваться? (Имитация одевания, воспитатель «одевает» Незнайку).

Теперь прикоснитесь к себе и почувствуйте, какая тёплая на вас одежда, как в ней тепло и уютно. Тепло оделись, отправляемся в путь! (Имитация ходьбы. Звучит музыка Чайковского «Времена года. Февраль. Масленица»).

Незнайка. Я вижу картину «Лето в сосновом бору». Вы согласны с Незнайкой?

Дети. Нет, эта картина называется «Февральская лазурь»

Кто написал эту картину? (Ответы детей).

Правильно, художник Игорь Грабарь. Эта картина поможет нам очутиться на опушке леса. Давайте подойдём к берёзе и полюбуемся ею. А вдалеке виднеется лес, полон сказок и чудес! Ступать надо осторожно, чтоб никого не спугнуть. Нужно вести себя спокойно, чтоб не нарушить жизнь обитателей леса. Вот мы и пришли в лес. Оглянитесь, посмотрите, как красиво вокруг.

Незнайка. Красиво, но всё замёрзло. Никого не видно, не слышно, не интересно. Пойдёмте обратно.

Дети прав Незнайка? В чём он не прав? (Ответы детей).

Молодцы, дети, жизнь в лесу есть! Незнайка, будь потерпеливее

и всё узнаешь. Устали мы с вами, давайте присядем и отдохнём.

Первыми нас встречают две лесные красавицы. (Выставляются картинки берёзы и ели). Как называются эти деревья?

Дети. Ель и берёза.

Чем отличается берёза от ели? (Ответы детей).

Незнайка. У берёзы нет листочков, она погибла, замёрзла.

Дети. Берёза сбросила листву и отдыхает.

Незнайка. Понял, у ёлки тоже нет листочков.

Дети. Нет, у ели есть листочки, это иголочки. Она их не сбрасывает, всегда с ними.

Какое дерево, как и ель, стоит зимой с листочками? А какие деревья, как и берёза, к зиме сбрасывают листву?

Что спасает деревья от мороза? (Ответы детей).

Спасает деревья от мороза не только снег, а ещё пробковый слой, который есть под корой деревьев, чем дерево старше, тем этот слой толще.

Незнайка, деревья не погибли, а просто отдыхают, одни сбросили листву, это лиственные деревья, а хвойные круглый год стоят с листочками. Мы любуемся красотой деревьев, а ещё они приносят большую пользу. Отвар листьев берёзы помогает при кашле, Запах ели и сосны убивает микробы, освежает воздух.

Получается, что кроме деревьев в лесу никого нет?

Послушай, дети тебе объяснят.

Незнайка. Что- то ёжик с медведем нам не повстречались? (Ответы детей).

Да, насекомых, ежа, медведя мы не увидим в зимнем лесу, они ушли в спячку, прикрыло их снегом, тепло им, они спят. Почему?

Чтоб не замёрзнуть в зимнем лесу, встанем и погреемся.

Разминка. (Растирание пальцев рук, ладошек, прыжки на одной ноге, потом - на другой, правой рукой растираем левую щёку, левой- правую, растирание носа правой, а потом левой рукой).

Согрелись? Хотите продолжить прогулку? Идём в одного, след в след, чтоб не спугнуть лесных жителей. Ой, тут чьи-то следы, да какие-то разные! (Дети рассматривают следы).

Узнать следы вам помогут загадки.

Не мышь, не птица, в лесу резвится,

На деревьях живёт и орешки грызёт? (Ответы детей).

Почему так решили? Где здесь след белки?

Косоглазый, маленький,

В белой шубке, в валенках? (Ответы детей).

Как догадались? Где след зайца?

Хвост пушистый, в лесу живёт,

В деревне кур крадёт?

Почему вы решили, что это лиса? Покажите след лисы? Кто ещё знает загадки о других животных, которые живут в лесу? (Дети загадывают).

Пойдёмте дальше! А тут ещё чей- то след?

Дети. Птички.

У меня много картинок, нужно выбрать те картинки, на которых изображены птицы, которых можно встретить зимой в лесу (Дети помещают картинки на панно). Назовите этих птиц.

Да, нам пора домой. До свидания, лес!

Мы дружить с тобою будем, добрый лес, могучий лес,

Полон сказок и чудес!

Пойдём по этой же тропинке, чтоб не заблудиться. Вот мы и пришли домой. Вам понравилась наша прогулка?

Незнайка. Спасибо вам за прогулку. Теперь я знаю всё о зимнем лесе.

Как мы помогали Незнайке? Кому бы вы рассказали о нашей прогулке в лес?

В память о нашей прогулке я дарю вам эти медальоны с запахом хвои, чтоб вы не болели.

.

Публикации по теме:

«Кто где зимует?» Дидактический плакат для детей 4–5 лет«Кто где зимует?» Дидактический плакат для детей 4–5 лет Цель данного плаката - Расширять и углублять представление о зимовке зверей, птиц, рыб,насекомых : медведь и еж зимой спят, у зайца.

Презентация для детей с ОНР «Какие бывают жилища» о жилищах диких животных, птиц, насекомых. В своей презентации "Какие бывают жилища" я знакомлю детей с домиками зверей, птиц, насекомых. Дети в недостаточной степени имеют представления.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Прогулка в зимний лес»
Опубликовано: 12 марта 2015 в 15:37
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 декабря. Елочный день на МААМ

Новогодней красавице, без которой невозможно представить любимый всеми праздник, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы увлечь детей елочной...

6 декабря. День арт-терапии на МААМ

Когда ребёнок (и взрослый человек тоже) с удовольствием, «в охотку» занимается творчеством, он почти всегда положительно воздействует на своё психоэмоциональное состояние. Арт-терапия нацелена на то,...

Детский мастер-класс по аппликации «Снежинка с рисунком из сердечек»
Детский мастер – класс по аппликации и конструктивному моделированию «Снежинка с рисунком из сердечек» выполняли ребята подготовительной к школе группы....
Мастер-класс «Снежинка-пушинка»
Одной из новогодних традиций является изготовление снежинки. Это занятие интересно детям и взрослым. У автора Г. Новицкая есть прекрасное стихотворение:...
Конспект НОД по ФЦКМ «Посуда» в старшей группе
Конспект НОД по ФЦКМ «Посуда» Старшая группа Задачи: Познакомить детей с историей появления посуды. Познакомить детей с материалами из которых делают...