Ирина Пушкарь
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Путешествие в мир живой природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия : развивать познавательную активность и систематизировать знания о среде обитания животных, рыб и птиц.
Задачи:
1. Формировать у детей представление о среде обитания и условиях жизни животных, рыб и птиц.
2. Расширять знания детей о животном мире родного края, об особенностях и повадках животных степи (ёж и др.).
3. Формировать представление о зимующих и перелётных птицах.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Путешествие в мир живой природы“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
4. Развивать мыслительную активность детей, развивать познавательные интересы, установление причинно-следственных связей.
5. Воспитывать бережное отношение к природе.
Методы и приё мы: объяснительно-иллюстративный, наглядный, игровой, словесный.
Словарная работа: фауна, климат, перелётные, зимующие, речные, морские.
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций с изображением животных, птиц и рыб.
2. Беседы о природе и животных родного края.
3. Продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация).
4. Чтение художественной литературы.
5. Использование игр о животных : «Разрезные картинки», «Дикие животные» и др.
Оборудование и оснащение: мультимедийное оборудование, слайды с изображением степи, реки, неба; шапочка машиниста поезда, билеты с изображением геометрических фигур, аудиозапись песни «Голубой вагон», фонограмма звуков: пение птиц, плеск воды, плакат, оборудование для апплицирования.
Ход занятия
Слайд №1
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие. Вы согласны?
Воспитатель: Мы отправимся в путешествие по дороге, которая ведет к Фауне.
Слайд №2
Воспитатель: Фауна – это богиня, покровительница всех животных, рыб и птиц. А отправимся в путешествие мы с вами на поезде, но для этого нужно приобрести билеты на поезд и выбрать машиниста поезда.
Детям предлагаются заранее разложенные карточки с геометрическими фигурами и головным убором машиниста. Дети разбирают карточки, и определяем, кто будет машинистом и пассажирами. У детей в руках билеты, на которых нарисованы геометрические фигуры, такие же фигуры изображены на стульчиках.
Воспитатель: Ребята, проходите и садитесь в вагон, каждый на свое место. Отправляемся в путь.
Слайд №3
Звучит фонограмма песни В. Шаинского «Голубой вагон».
Воспитатель: Ребята, наш поезд привез нас к первой остановке. Давайте выйдем из вагона и посмотрим, где мы находимся
Слайд №4
Звучит фонограмма «пение птиц».
Воспитатель: Ребята, куда мы с вами попали? Как вы думаете, какая это природная зона?
Дети: Это степь.
Слайд №5
Воспитатель:
- Какая ширь здесь и приволье!
Куда ни глянь- полей раздолье
Лежит ковер из трав, цветов.
Здесь простор ветрам и птицам,
Грызунам, волкам, лисицам.
Здесь суховеи любят петь,
А зовется это…
Дети: Степь.
Воспитатель: Степь- это открытое, безлесное пространство, покрытое травами. Как вы думаете, а в какой природной зоне находится наш горд Сальск?
Дети: В степи.
Слайд №6
Звучит фонограмма «пение птиц»
Воспитатель: Ой, ребята смотрите, птицы пролетели. Посмотрите, конверт какой-то упал. (Слайд №6) А, что же в нём мы сейчас посмотрим. (Слайд №7) Здесь загадки. Давайте, я вам прочитаю загадки, а если вы их отгадаете правильно то на экране появится картинка.
Отгадывание загадок.
Хитрая плутовка, рыжая головка.
Хвост пушистый – краса, кто же это? (Лиса)
(Слайд №8)
Комочек пуха, длинное ухо,
прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
(Слайд №9)
Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк)
(Слайд №10)
Сердитый недотрога, живёт в глуши степной.
Иголок много, а нитки ни одной. (Ёжик)
(Слайд№11)
Воспитатель: Как вы думаете, что объединяет этих животных?
Дети: Это дикие животные.
Воспитатель: А где же они живут?
Дети: В степи.
Воспитатель: Как вы думаете, почему их называют дикими животными?
Дети: Потому что они сами заботятся о себе, добывают пищу.
Воспитатель: Да, ребята, в степи живут дикие животные, они приспособились к условиям степи, к нашему климату. (Слайд №12) Лисы роют себе норы, защищающие их от непогоды и врагов. (Слайд №13) Волки завладевают жилищами других животных. (Слайд №14) Лишь заяц живёт на свежем воздухе, в траве. (Слайд№15) А ёжик всю зиму спит в тёплом гнёздышке-норке устланном травой и листьями. С приходом весны ёжик просыпается. А знаете, что ежи любят кушать?
Дети: Яблоки, грибы.
Воспитатель: Ёж ест всё, что попадё тся: ягоды, груши, корешки, червяков. С наступлением темноты ёж выползает из норы и ищет себе пищу. У него чуткий нос и уши. Он различает многие цвета. А остальные звери видят только чёрный и белый цвета.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру, «Что не так?». Найдите ошибку, скажите правильно. (Слайды №17 - №24)
У волка – лисята. Они живут в логове.
У лисы- волчата. Они живут в норе.
У ежа – зайчата. Они живут в норке.
У зайца – ежата. Они живут в логове.
Дети исправляют, и говорят правильно: У волка – волчата, они живут в логове; и т. д.)
Воспитатель: Молодцы. Давайте немного отдохнем.
Физкультминутка (с элементами пальчиковой гимнастики).
Стоит в поле теремок, теремок, Поднимают руки над головой.
Он не низок не высок. Приседают и подымаются на носочки.
На двери висит замок. Пальцы рук складывают в замок.
Кто его открыть бы смог? Делают движения запястьями вперёд-назад
Слева – зайка, справа – мишка Поворачивают голову
Отодвиньте-ка задвижку! Пробуют потянуть замок в стороны.
Слева – ёжик, справа – волк – Делают повороты головой
Нажимайте на замок! Сжимают, разжимают
запястья.
Зайка, мишка, ёжик, волк открывают теремок. Разводят руки в стороны
Воспитатель: Вот и хорошо немного отдохнули.
Садимся в вагон и отправляемся дальше.
(Слайд №25)
Звучит фонограмма песни В. Шаинского «Голубой вагон».
Воспитатель: Давайте посмотрим, куда же теперь привез нас машинист.
(Слайд №26)
Звучит фонограмма звука «плеск воды»
(слайд с изображением реки.)
Воспитатель: Что здесь изображено?
Дети: Река.
Воспитатель: Кто живет в воде?
Дети: Рыбы.
(Слайд №27)
Воспитатель: Смешались речные и морские рыбы. Нужно речных рыб поселить в реку, а морских – в море.
(Слайд №28)
Воспитатель: Щука – речная или морская рыба? (Появляется изображение щуки. (Поочерё дно появляется изображение рыб: карась, сом, окунь, дельфин, акула, кит. Слайды № 29- №32).
(Слайд №33)
Воспитатель: Что нужно обитателям воды для жизни?
Дети: Вода, кислород.
Воспитатель: Как же они живу в воде, как они дышат?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, у всех рыб есть жабры, с помощью которых они дышат. Так они приспособились к условиям жизни в водоёмах.
(Слайд №34)
Воспитатель: Садимся в поезд и отправляемся дальше.
(Звучит фонограмма песни В. Шаинского «Голубой вагон»)
Воспитатель: Давайте посмотрим, а, это что за остановка?
(Слайд №35)
Воспитатель:Что здесь изображено?
Дети: Небо.
Воспитатель: Кто обитает в небе?
(Слайд №36)
Дети: Птицы.
Воспитатель: Чем отличаются птицы от животных?
Дети: Птицы летают в небе, а животные ходят по земле. У них есть крылья, перья, клюв, две лапки.
Воспитатель: Как птиц можно назвать по-другому?
Дети: Пернатые.
Воспитатель: Как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края?
Дети: Перелетные.
(Слайд№37
Воспитатель: Назовите перелётных птиц.
( Появляются слайды с изображением птиц: скворец, кукушка, ласточка, грач.)
Дети называют птиц.
Воспитатель: Почему птицы улетают в тёплые края?
Дети: Потому что они не могут добывать пищу зимой.
Воспитатель: Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать?
Дети: Зимующие.
(Слайд №38)
Воспитатель: Назовите зимующих птиц.
( Появляются слайды с изображением птиц: сорока, воробей, синица, голубь.)
Воспитатель: Чем питаются птицы?
Дети: Семенами деревьев.
Воспитатель: Да, ребята, среда обитания птиц – это небо. Но они живут и на земле. Гнезда птицы вьют на земле или на деревьях. Птицы, в отличие от животных, покрыты перьями. И поэтому их называют – пернатые. Одни птицы с наступлением холодов улетают в теплые края – их называют перелетными, а которые остаются зимовать - зимующими. Они могут найти корм самостоятельно, но и мы должны им помогать.
(Слайд №39)
Воспитатель: Садимся в поезд и отправляемся дальше.
(Звучит фонограмма песни В. Шаинского «Голубой вагон»)
(Слайд № 40)
Воспитатель: Следующая остановка «Путаница»
Животные, птицы и рыбы перепутали свою среду обитания. Надо им помочь и поселить там где они обитают. Для этого надо взять по одной картинке и приклеить на своё место.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Ну вот теперь все на своих местах. Ребята, что нового вы узнали сегодня.
Ответы детей.
Воспитатель: А нам пора возвращаться из путешествия. Садитесь в поезд, следующая остановка группа «Звёздочки».
(Слайд №41)
Звучит фонограмма песни В. Шаинского «Голубой вагон»