Гульсулу Крыжановская
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте для детей старшей группы по теме «Звук «C»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте для детей старшей
группы по теме «Звук «C»
Программное содержание :
1. Уточнить произношение звука [с] в изолированном виде, в слоге, в слове и фразах. Учить чётко и ясно произносить твёрдый согласный звук [с]. Упражнять в умении находить местоположение звука [с] в слове (в начале, в середине или в конце, умении детей в делении слов на слоги.
Публикация «Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте для детей старшей группы по теме „Звук „C“» размещена в разделах
2. Закреплять знания детей о названиях чайной и столовой посуды, уточнить её предназначение.
3. Воспитывать внимание, наблюдательность и желание произносить звук [с] правильно.
4. Развивать внимание, наглядно-образное и логическое мышление.
5. Развивать память детей.
6. Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач, чувства взаимовыручки и коллективизма.
Словарная работа: селедочница, сухарница, салатник.
Материал: кукла Незнайка, посуда столовая чайная (сахарница, масленка, стакан, сухарница, сливочник, солонка, соусник, салфетница, селедочница, салатник, супница, миска. На столах детей лист бумаги и шаблон буквы С, цветные карандаши.
Предварительная работа: Беседа на тему «Посуда». Рассматривание иллюстраций с изображением посуды. Отгадывание загадок. Определение местонахождение звука в слове (начало, середина, конец). Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Столовая».
Ход занятия
- Ребята, к нам на занятие сегодня пришел гость-это Незнайка. Давайте поздороваемся с ним. Здравствуй Незнайка.
Дети: «Здравствуй, Незнайка».
-Здравствуйте, ребята,
-Незнайка, мы с ребятами будем говорить про звук [c]. Давайте все вместе произнесем звук [c]. И ты Незнайка попробуй с нами произнести.
Сс-с-с-работает насос.
-Давайте покажем, как накачивают при помощи насоса.
Сс-с-с-выходит воздух из шарика.
-Надуйте щеки и медленно выпускайте воздух.
-Когда мы произносим этот звук наши губы в улыбке, зубы видны, язык наверху, а посередине идет струя холодного воздуха. Приложите руку слегка к губам и произнесите звук [c] чувствуете движение воздуха. А кода при произнесении звука нам что-то мешает, значит это звук согласный.
-Где ещё можно услышать звук [c]
Ответы детей.
2. -Давайте мы с вами поиграем в игру, я буду произносить слоги, а вы ребята и, ты Незнайка, хлопните в ладоши, когда услышите звук [c]в слоге са—со—су—мы, сы—на—са; ло—су—та—сы; ва—сы—по—су; бу—са—кы—со мо—су—са—сы.
-А сейчас мы с вами проговорим чистоговорки. Повторяйте за мной.
1) Са, до, со, су, ма, си, ся,сы.
2) Ся-ся-ся- два гуся;
Ас-Ас–Ас- ананас;
Си-Си-си-на такси;
Ос-Ос-ос-насос.
3. На столе стоит посуда: сахарница, масленка, стакан, сухарница, сливочник, солонка, соусник, салфетница, селедочница, салатник, супница, миска.
Незнайка: «Ребята, вы говорите про звук [c], посмотрите на посуду и назовите ту, в названии которой есть звук [c], выделяя его голосом и скажите в какой части слова находится этот звук-в начале, середине или в конце» (индивидуальная работа).
Незнайка: «У вас так много посуды вы можете мне рассказать, для чего она нужна».
Ответы детей
-А что такое салатник?
-А как вы думаете, для чего нужна сухарница?
-Что можно класть в селедочницу?
-В какую посуду можно налить молоко или сливки?
Незнайка: «Спасибо, ребята за подсказку. Я узнал много названий посуды».
4. Игра «Что любит Незнайка».
Незнайка: «Ребята, я хочу поиграть, давайте вы будете угадывать, что я люблю пить, если слово начинается со звука [c]».
-Сок.
-А сколько слогов в этом слове?
-Один. Произносим - сок.
-А что вы любите есть на обед, если слово начинается со звука[c].
-Салат. Произносим - са-лат. Два слога.
-А что я люблю из фруктов, если звук[c] стоит не в начале слова, а в середине
-А-пель-син. Три слога.
5. Физминутка.
Проводится хороводная игра «Изобрази посуду» на координацию речи и движения.
Вот большой стеклянный чайник:
Дети надувают животик.
Очень важный, как начальник!
Ставят одну руку на пояс, другую изгибают, как носик.
Вот фарфоровые чашки:
Очень хрупкие бедняжки!
Приседают, одна рука на поясе.
Вот фарфоровые блюдца:
Только стукни - разобьются!
Кружатся, рисуя руками круг.
Вот серебряные ложки:
Голова на тонкой ножке.
Потягиваются, руки вверху смыкают над головой.
Вот пластмассовый поднос:
Он посуду нам принес!
Наклоняются вперед, руки, как с подносом, тоже вытягивают вперед.
6. Игра «Чего не стало?»
-Ребята сейчас мы с вами ещё в одну игру поиграем. Вы очень внимательно посмотрите на посуду и запомните, затем вы закроете глаза, а мы с Незнайкой уберем что-нибудь одно, открыв глаза вы должны назвать посуду которой не стало, и определить где слышится звук [c].
Играем, сначала убирая чайную посуду, а затем столовую. (3-4 раза)
7. А сейчас я вам покажу, какой буквой изображается звук [c]. Это буква С.
-У вас на столах лежат листочки, вы возьмете шаблон и обведете его. Что изображено на шаблоне?
-Буква С.
-Верно, это буква С. Когда вы обведете букву, её надо заштриховать синим карандашом. А мы с Незнайкой посмотрим, как вы справляетесь с работой.
8. Игра «Секрет»
Дети сидят на стульчиках рядом друг с другом.
-Я сейчас на ушко, сидящему с краю, скажу предложение. Вы также передаете шепотом следующему ребенку, то, что услышите, а последний назовет вслух то, что до него дойдет.
«Соня пьет кисель».
9. Итог занятия.
-Ребята, о каком звуке мы с вами говорили на занятии?
И в завершении занятия мы с Незнайкой приглашаем вас попить сок из стаканов.
Всем ребятам и Незнайке спасибо за работу.