Завгородняя Нина Анатольевна
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Самое удивительное вещество на земле»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи
• Создать целостные представления о воде, как о природном явлении.
• Обобщить и систематизировать знания детей о трех физических состояниях воды.
• Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.
• Дать понятие о значимости воды в жизни человека, в природе.
• Воспитывать бережное отношение к воде.
• Обогащать и активизировать словарь детей.
• Упражнять в выполнении звукового анализа двухсложных слов.
Воспитатель с детьми входит в группу.
Воспитатель.
Ребята! Я загадаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать.
Она и в озере, она и в лужице,
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности „Самое удивительное вещество на земле“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Она снежинкою над нами кружится.
Она и в чайнике у нас кипит,
Она и в реченьке бежит-журчит.
Дети.
Вода.
Воспитатель.
Верно, а теперь послушайте и определите, что это за звуки (включает аудиозапись журчания ручейка).
Дети.
Это звуки воды.
Воспитатель.
Да, это журчит ручеёк (включает другую запись шума морских волн).
А это кто сейчас с вами разговаривал?
Дети.
Море.
Воспитатель.
Правильно, это шумели-рокотали морские волны. А теперь послушайте стихотворение.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда!
Дети, а кому нужна вода?
Дети.
Деревьям, цветам, птицам, животным, людям.
Воспитатель.
А нам в детском саду нужна вода? Для чего?
Дети.
Умываться, поливать комнатные растения, поить животных—обитателей уголка природы, готовить еду, мыть посуду, полы, стирать белье и т. п.
Воспитатель.
А как вы думаете, много ли воды на земле, хватит ли ее всем?
Дети отвечают, как правило, что воды на земле много.
Воспитатель.
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте подойдем к глобусу—маленькой модели земного шара. Дети встают вокруг столика, на котором размещены: глобус, трехлитровая банка и стакан.
Воспитатель.
Посмотрим внимательно на глобус. Каким цветом на нем обозначена вода? Верно, синим. Покажите на глобусе воду. На нашей планете 4 океана и 30 морей. Как вы думаете, много это или мало?
Дети.
Много, очень много!
Воспитатель.
А кто из вас знает, какая на вкус вода в морях и океанах? Хотите узнать? В этом стаканчике—настоящая морская вода. И какая же она на вкус?
Ребенок, которому предложили попробовать.
Горькая, соленая, невкусная.
Воспитатель.
Можно ее пить? А готовить на ней пищу? Конечно, нельзя! Горьковатый вкус морской воде придает морская соль, которая в ней растворена. Посмотрите, вот она какая.
Показывает морскую соль.
А теперь попробуйте воду из этого стаканчика. Какая она на вкус?
Ребенок, которому предложили попробовать.
Вкусная, чистая, пресная.
Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана—кап, кап, кап.
Мелеют реки и моря -
Не тратьте воду зря, зря, зря.
А то пройдет немного лет,
И нет водицы—нет, нет, нет.
Как вы думаете, от чьего лица написано стихотворение—кап, кап, кап?
Дети:
От лица самой воды.
Воспитатель.
Ребята, давайте устроим праздник волшебницы-воды! Почему волшебницы? Вы же сами сказали, что вода бывает разной. Она может быстро-быстро бежать в ручейке, плескаться в реке, перекатываться волнами в море, а еще может становиться холодными льдинками или превращаться в пар. Но прежде, чем отправиться в волшебную страну, нужно хорошенько подготовиться к такому необыкновенному путешествию.
Проходите за столики, садитесь поудобнее и внимательно посмотрите на стенд. На нем находятся отгадки. Вы должны ответить на все вопросы и показать то, что я загадала. Как называются растения, которые растут на дне рек, морей, океанов?
Дети.
Водоросли.
Воспитатель.
Правильно, покажите их!
Размещает под картинкой табличку со словом «водоросли».
Воспитатель.
А как называется поток воды, который падает с огромной высоты?
Дети.
Водопад.
Воспитатель.
По аналогии размещает под соответствующей картинкой табличку с надписью «водопад».
Воспитатель.
А как называют человека, который в специальном костюме опускается на дно водоема и изучает его?
Дети.
Водолаз.
Размещается табличка со словом «водолаз».
Воспитатель.
А теперь еще раз посмотрите на картинки и на их названия и подумайте, что общего в этих словах: водоросли, водопад, водолаз.
Дети.
Общая часть вод.
Воспитатель.
Молодцы, ребята!
Я вам предлагаю разгадать секреты этого замечательно звучащего слова «вода». Каждому из вас я приготовила картинку: на одной—вода журчит в ручейке, на другой—брызжет фонтаном, на третьей—капает с таящей
сосульки. Под картинкой—звуковой домик слова «вода». В каждом окошечке домика живет один звук. Все звуки разные, у каждого есть свой любимый цвет. Какой цвет любят гласные звуки?
Дети.
Красный!
Воспитатель.
А согласные?
Дети.
Синий и зеленый!
Воспитатель.
Какие согласные звуки любят синий цвет?
Дети.
Твердые!
Воспитатель.
А зеленый?
Дети.
Мягкие!
Воспитатель.
Представьте, что наступил вечер, и звуки слова «вода» зажгли свет
в своих окошечках. Возьмите разноцветные квадратики и покажите, как они это сделали.
Дети выполняют звуковой анализ слова. Незадолго до окончания работы педагог предлагает выполнить задание на доске.
Воспитатель.
Ну вот, мы и разгадали секреты этого замечательного слова. Можно отправляться в путешествие в волшебную страну, где времена года быстро сменяют друг друга. В каком-то времени года мы задержимся, а другие просто проскочим. А раз страна волшебная, то и транспорт у нас необычный. Выходите из-за столиков, подойдите ко мне. Я буду мамой-тучкой, а вы—моими детьми. Ну что, полетели? Представьте, что сейчас—лето! Если я тучка, то вы, мои дети, кто?
Дети.
Капельки.
Воспитатель.
Посылаю вас, дети-капельки, на землю! Пролейтесь веселым дождиком, напоите землю, оживите деревья
цветы.
Проводится игра-этюд «Капельки».
Воспитатель.
Полетели капельки «на землю». Попрыгали, поиграли. Скучно им стало играть друг без друга. Собрались они вместе (вставайте парами) и потекли маленькими веселыми ручейками. Встретились ручейки и потекли большой рекой (вставайте цепочкой друг за другом). Текла, текла река и попала в большое море. Вставайте в круг! А тут и солнышко пригрело!
Игра-имитация «Солнышко».
Солнышко-солнышко,
В небе свети.
Яркие лучики
К нам протяни.
Дети поднимают руки, поднимаются на носки, будто тянутся к солнцу.
Руки мы вложим
В ладошки твои.
Нас покружи,
Оторви от земли.
Дети вращают ладонями, кружатся.
Солнышко греет -
Как жарко всем нам!
В пар превратились,
Летим к небесам!
Машут руками, словно крыльями.
Воспитатель.
Стали капельки легкими, превратились в пар и вернулись к маме-тучке.
Где вы были?
Что делали?
Что с вами произошло?
Ответы детей.
Воспитатель.
Пока мы беседовали, в нашей волшебной стране закончилось лето, прошла осень и наступила зима. Если я—мама-тучка, то вы кто?
Дети.
Снежинки.
Игра-этюд «Снежинки».
Воспитатель.
Я—снежное облако! Мягкое, белое, пушистое. А вы—снежинки, мои дети. Ой, как вас много! Летите на землю.
Дети присаживаются.
Полетели снежинки на землю, стали танцевать, кружиться. Подул ветер, разлетелись в разные стороны - кто куда. Набегались, устали и упали на снежную полянку, образуя большой сугроб, и уснули.
Вставайте, мои дети, пора возвращаться в детский сад. Наше путешествие закончилось. Так почему воду мы называли волшебницей?
Ответы детей.
Воспитатель.
Да, вода может быть разной. И хоть наше волшебное путешествие закончилось, но не закончилось волшебное превращение воды. И вы сейчас сами в этом убедитесь. Подойдите, пожалуйста, к этому столу.
Посмотрите внимательно на эти стаканчики. Как вы думаете, что в них? (поочередно показывает).
Дети.
В этом—вода, в этом—молоко, в этом—сок.
Педагог поочередно опускает ложку в каждый стаканчик, всякий раз задавая детям вопрос: видна ли ложка в стакане?
Воспитатель.
Какой же вывод мы можем сделать?
Дети.
Вода—прозрачная.
Воспитатель одновременно выставляет рисунок-схему проведенного опыта.
А теперь по очереди понюхайте воду в стаканчике. Есть у нее запах?
Дети.
Нет.
Воспитатель.
Какой можно сделать из этого вывод?
Вода не имеет запаха.
Раздает каждому ребенку стаканчики с водой: простой, сладкой, соленой, кислой.
Пускай каждый из вас кончиком языка попробует воду, которая у него в стаканчике. У кого сладкая вода? Почему?
Дети.
В ней развели сахар.
Воспитатель.
У кого соленая? Почему?
Дети.
В ней развели соль.
Воспитатель.
У кого кислая? Почему?
Дети.
В ней развели лимонный сок.
Воспитатель.
У кого простая вода?
Дети.
В ней ничего не развели, она не имеет вкуса, она пресная.
Воспитатель размещает на стенде рисунок-схему проведения опыта.
Воспитатель.
Ну, а если мы стаканчик с водой вынесем на мороз? Что произойдет?
Дети.
Вода замерзнет.
Воспитатель.
Правильно. Вода превратится в лед (показывает льдинки). Лед—это твердая вода.
Дети.
Льдинки постепенно тают, превращаясь опять в воду.
Воспитатель.
Какой же вывод мы можем сделать из наших наблюдений?
Лед—это тоже вода, только твердая.
А теперь мы с вами понаблюдаем, как вода становится почти «невидимкой».
Размещает на столике чайник, из носика которого идет пар. Дети наблюдают за струйкой пара. Воспитатель подносит зеркало, на котором образуются капельки воды, спрашивает у детей: что же такое пар?
Пар—это тоже вода.