Александра Игнатьева
Конспект занятия по познавательной деятельности «Волшебница соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «социально-коммуникативное», «физическое развитие».
Задачи:
Образовательные:
— выяснить, что такое соль,
— какая бывает соль, откуда она берется,
— зачем нужна соль, можно ли обойтись без нее,
— исследовать свойства соли опытным путем,
— познакомить со способами, методами выращивания кристаллов,
Публикация «Конспект занятия по познавательной деятельности „Волшебница соль“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
— стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей.
Развивающие:
— развивать познавательную потребность, стимулировать к изучению неживой природы;
— развивать умения обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
— развивать логическое мышление, память, речь, совершенствовать диалогическую речь, обогащать и активизировать словарный запас.
Воспитательные:
— воспитать любознательность, потребность в получении информации о соли и соблюдение правил безопасности при проведении опытов с солью,
— умение слушать своего сверстника, не перебивать,
— внимательно слушать задания, самостоятельно выполнять его
— доброжелательность, желание прийти на помощь.
Словарная работа: минерал, кристалл, пресная, солёная, поваренная, йодированная.
Предварительная работа:
1) Беседы «Что такое соль?», «Что мы знаем о её свойствах?»
2) Рассматривание картин, солей
3) Чтение художественной литературы, где речь идет о соли, пословиц, поговорок, русской народной сказки «Соль»
4) Наблюдение «Как мама использует соль?»
Материал: мультимедийная презентация, лупы, 2 стакана с водой на ребенка, яйца, чайные ложки, соль крупного и мелкого помола, гуашь, краситель, листы для зарисовки схем, карандаши, нитки.
Методические указания:
1) Игровая мотивация
2) Загадывание загадки про соль
3) Беседа о соли
4) Презентация «Как добывают соль»
5) Физкультминутка
6) Опыты
7) Зарисовывание схемы с детьми
Ход деятельности:
Воспитатель: - Ребята, обратите внимание на экран. Почитай нам, Паша, что нам написал экран.
Паша: - Без неё, ребята, повар как без рук
И становится вся пища несъедобной вдруг
Если в ранку попадёт – испытаешь боль
Вы, конечно, догадались. Что же это?
Дети: - Соль.
Воспитатель: - Как вы думаете, для чего нужна соль?
Ответы детей
Воспитатель: Какое это вещество: жидкое, твердое или сыпучее?
Как вы думаете, соль полезна или вредна?
Ответы детей.
Воспитатель: - Откуда берется соль?
Где ее добывают?
Ответы детей (для усвоения пищи, для движения, для дыхания, для мышц, для производства лекарств, бумаги, ткани, мыла, стекла, животным, растениям).
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, какие виды соли существуют в природе?
Ответы детей: (морская соль, каменная соль, из горных месторождений, поваренная соль, отбеленная и очищенная в виде кристаллов).
Воспитатель: - Давайте подумаем, как же добывают соль? ( на территории России используются следующие способы: шахтный способ, озёрный способ, способ добычи из моря, способ выпаривания).
Показ презентации «Способы добычи соли».
Воспитатель: - А что хотите вы узнать про соль? А хотите узнать больше о соли и исследовать её?
Ответы детей.
Воспитатель: - Я вам предлагаю на время стать исследователями и занять места за столом в нашей лаборатории (дети надевают белые халаты).
Воспитатель: - Вспомните, какие правила работы в лаборатории вы знаете?
Ответы детей (надо соблюдать правила безопасности, не пробовать ничего на вкус, не трогать руками глаза, если на коже есть раны, стараться, чтобы соль в них не попала)
Опыт №1. «Имеет ли соль запах?»
Чтобы определить запах, что нужно сделать? Понюхайте и скажите, пахнет ли соль? Итак, какой вывод вы делаете?
Дети: - Соль не имеет запаха.
Опыт №2. «Как выглядит соль?»
Воспитатель: - Как выглядит соль?
Дети: - Она похожа на порошок.
Воспитатель: - Что нам поможет рассмотреть ее лучше? Что вы видите?
Дети: - Мелкие кристаллы.
Воспитатель: - Какой вывод делаем?
Дети: - Соль состоит из маленьких кристалликов.
Воспитатель: Если мы попробуем надавить на соль ложкой, что произойдет? Почему слышен хруст?
Ответы детей.
Опыт №3. «Соль растворяется в воде?»
Воспитатель:
А что произойдет с солью, если мы ее насыпим в стакан с водой?
Ответы детей
Воспитатель: Все так думают? Давайте убедимся, так ли это? Положите 3 ложки соли в стакан.
- Взаимодействуя с водой, соль растаяла. А пока соль тает, давайте разомнемся.
Физкультминутка:
Потрудились – отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед.
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Опыт №4. «В какой воде не тонет яйцо?»
Воспитатель: - А если опустить в этот стакан яйцо. Как вы думаете, что произойдет с яйцом? А теперь опустите в другой стакан второе яйцо. Что происходит со вторым яйцом? Почему яйцо утонуло? Какой вывод можно сделать, Лиза?
Лиза: - В пресной воде – яйцо тонет, а в соленой – всплывает.
Воспитатель: - Значит, в солёной воде плотность воды повышается, поэтому предметы не тонут, поэтому в морях, особенно в Мёртвом море, вода настолько солёная, что человек может лежать на поверхности воды, не боясь утонуть.
Опыт №5. «Раскрашивание соли»
Воспитатель: - А бывает ли цветная соль? Чем можно окрасить соль?
Ответы детей: (гуашью, цветными мелками, пищевыми красителями).
Воспитатель: - Выберете по желанию материал и сделайте цветную соль. Что у вас получилось? Какой материал ты использовал для окрашивания соли? Какой вывод можно сделать?
Ответы детей.
Воспитатель: - Что мы узнали про соль с помощью опытов? Чтобы не забыть, давайте нарисуем таблицу-схему про соль.
- Саша, какие свойства соли ты нарисовала в своей схеме?
-Лева, а ты какие свойства соли отметил в схеме?
Ответы детей.
Воспитатель: - Ребята, как вы уже сказали, соль состоит из кристаллов. Я вам покажу, что может произойти с солью, когда вода испарится. Вот смотрите, я опустила в соленую воду нитку, привязанную на карандаш, за 5 дней вода успела испариться, и на стенках стакана, и на самой нитке с карандашом образовались кристаллы.
Вот мы с вами убедились в том, что соль состоит из мелких кристаллов.
- Я и вам предлагаю вырастить кристаллы.
Воспитатель: - Какие вы молодцы, ребята, как настоящие ученые проводили опыты.
- На этом наша исследовательская работа в нашей лаборатории не заканчивается, мы будем с вами наблюдать, как растут наши кристаллы.
-А сейчас, мне хотелось бы узнать, что вам особенно понравилось?
Ответы детей.