Конспект занятия по познавательному и художественно-эстетическому развитию «История мебели»

Татьяна Перегудина
Конспект занятия по познавательному и художественно-эстетическому развитию «История мебели»

Образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Программные задачи: актуализировать, систематизировать и дополнить знания детей о мебели в аспекте истории ее возникновения, побуждать фантазировать и придумывать образные перевоплощения, стимулировать развитие связной речи, развивать воображение, умение конструировать из бросового материала, воспитывать аккуратность, бережное отношение к мебели.

Предварительная работа: чтение стихотворений «Откуда стол пришел?» Г. Волковой, «Столяр» В. Степанова, экспериментирование по свойствам материалов/дерева; беседы о деревьях и их применении человеком, рассматривание иллюстраций с изображением деревьев, мебели, изготовленной из различных материалов, пластические этюды по теме «Мебель», сюжетно-ролевые игры по теме «Семья», «Мебельный магазин».

Последующая работа: организация цикла занятий с «сундучком загадочных вещей» по ознакомлению с предметным миром, создание «музея мебели» (художественный труд, конструирование) для детей младших групп, создание книжки-малышки «Необыкновенная мебель» (сочинение загадок и историй о «дружбе» мебели).

Материалы и оборудование: сундук; предмет мебели, сделанный из пня (со спинкой); иллюстрации с изображением пещеры древних людей, русской избы и ее убранства, современного интерьера, картинки с мебелью – в одной стопке и с разными предметами – в другой, пластилин и бросовый материал: спичечные коробки, пробки, палочки, трубочки и т. п.

Ход работы:

1. Мотивационно-ориентировочный этап.

- Ребята, что нового вы видите у нас в группе?

Педагог обращает внимание детей на появившийся в группе «сундучок загадочных вещей».

- Вам интересно, что лежит внутри? (ДА)

- Сейчас мы его откроем и посмотрим.

Педагог с детьми подходят к сундучку, открывают его. Внутри – «пенек со спинкой».

- Что это такое, ребята? (Педагог достает предмет, ставит на пол).

- Как вы думаете, что это? (Выслушивает предположения детей).

Если дети отвечают, что это стул, предложить найти отличия от настоящего стула, подвести к выводу, что это не так.

- Как вы думаете, почему у этого предмета мебели такой странный вид? Выслушивает предположения детей.

- Хотите узнать, почему этот предмет мебели так выглядит? (Да)

- Хотите ли вы узнать больше о мебели, как она появилась у человека? (Да)

Дети дают положительный ответ и цель их дальнейшей работы: познакомиться с историей появления мебели, чтобы узнать, что за предмет перед ними:

2. Поисковый этап.

Педагог предлагает план дальнейший план работы:

1. Узнать об истории появления мебели;

2. Догадаться, что за предмет мебели перед ними и почему он так необычно выглядит;

3. Сконструировать самим необычные предметы мебели, придумать, для чего и кому они нужны.

3. Практический этап.

Беседа об истории появления мебели.

В древнейшие времена люди не умели строить дома и делать мебель. Они жили в пещерах, где прятались от холода и диких зверей. Как вы думаете, где они спали? На чем сидели? На чем готовили еду? Они жили, спали и ели на голой земле. По каменному полу были разбросаны звериные шкуры, которыми накрывались от холода, как сейчас – одеялом. Тогда люди не понимали, что можно сделать для себя мебель – она им просто была не нужна.

Кстати, в странах Востока до сих пор существует такой обычай: люди сидят на полу, скрестив ноги, когда обедают и общаются. Вместо диванов и стульев на полу стоят топчаны, разложены подушки. Даже на физкультуре есть исходное положение «сидя по-турецки», то есть по-восточному. Можно попросит детей сесть по–турецки.

Но пещеры были очень неудобным домом. Тысячелетия спустя люди научились сами строить жилища: хижины. Вместо диванов на землю стелили длинные стебли тростника. Со временем люди научились изготавливать первые предметы обихода и мебели.

Самым лучшим материалом для изготовления мебели с древнейших времен является дерево. Но в древности у человека не было специальных инструментов, поэтому ему было трудно добывать и обрабатывать древесину. Благодаря своей находчивости он научился использовать в качестве простых предметов мебели подходящие природные материалы, например, гладкие камни, пни с корнями, раздвоенную или искривленную ветку. Длительное время люди не умели разрубать сваленные деревья и были вынуждены обрабатывать их целиком. Из цельных бревен клена, ясеня, дуба они стали выдалбливать необходимые предметы, служащие мебелью, а также посуду, корыта, ладьи. Но были и предметы, служившие одновременно для разных целей: например, большое деревянное блюдо на ножках служило и посудой, и столом.

Прошло много лет, менялось жилище человека и мебель. (Иллюстрация с изображением русской избы с убранством). Что нового появилось в быту? Обрабатывали древесину при помощи огня, ножей и каменных топоров. Развивалось и умение украшать изделия. Предметы мебели, выполненные из одного куска дерева, украшались замечательной резьбой. Искусство резьбы по дереву является самой древней художественной техникой.

Прошли века, люди многому научились, изменились их вкусы и мода, менялась и мебель. Появлялись и совершенствовались инструменты, развивались способы обработки дерева. Изобрели деревообрабатывающие станки, с помощью которых бревно можно было распилить на ровные доски и брусья. Так человек научился делать красивую, украшенную искусной резьбой мебель. Такова история появления мебели и вместе с ней, столярного ремесла – то есть искусства обработки древесины.

Сегодня мебель есть в каждом доме, и мы уже не можем без нее обойтись. Она стала удобной и красивой. Современную мебель изготавливают столяры из разных материалов на мебельных фабриках: дерева, металла, стекла, пластмассы.

- Теперь вы догадались, что за предмет мебели перед вами?

(Да, это предмет мебели, похожий на те, которые изготавливали наши предки).

- Молодцы! И в этом нам помогло путешествие в историю мебели.

• Подвижно-дидактическая игра «Фигуры» по теме «Мебель».

- А сейчас мы будем угадывать предметы мебели, которые сами изобразим.

Педагог предлагает детям изобразить предметы мебели. По сигналу дети разбегаются по группе. На следующий сигнал все играющие останавливаются на месте, где их застала команда, и принимают позу какого-либо предмета мебели. Воспитатель отмечает тех, чей предмет оказался наиболее удачным, предлагает кому-то отгадать, что показали товарищи, задает вопросы, способствующие развитию фантазии:: напр., «как бы ты изобразил шкаф, полный вещами», или «кто покажет сломанный табурет». Диван и кровать могут изобразить трое детей, а стул – двое и т. п.

Дидактическая игра «Пара слов»

Каждый участник игры берет себе по одной картинке из двух стопок и придумывает с ними предложение. Приветствуются юмор, распространенные фразы.

- Ребята, давайте вообразим: могут ли предметы мебели «подружиться» с другими предметами в доме, с животными? Для этого будем выбирать из двух наборов картинок по одной случайной, не подсматривая. Из этих двух слов попробуем составить предложение.

• Например, со словами «стул» и «мяч»: «Мяч закатился под стул».

• Или «шкаф» и «шляпа»: «Папа достал новую шляпу из шка-фа», «Младший брат не может достать шляпу из шкафа».

• «Щенок» и «кресло»: «Щенок забрался под кресло» и т. п.

4. Рефлексивно-оценочный этап.

- Что нового о мебели вы сегодня узнали?

- Как вы догадались, что за предмет мебели был в «сундучке загадок»?

-Остался еще один пункт. Нам нужно самим изготовить необычные предметы мебели. Сможете ли вы, ребята? (Да) Тогда приступим.

Конструирование «Мебель с загадкой».

- Ребята, сейчас мы откроем свою мебельную фабрику. Я вам предлагаю стать столярами и изготовить свои необычные предметы мебели, с загадкой. Во время работы не рассказывайте товарищам, что вы конструируете. После окончания работы мы будем отгадывать друг у друга, какую мебель вы придумали и изготовили.

Дети конструируют предметы мебели «с загадкой». По окончании работы воспитатель предлагает им догадаться, что смастерили товарищи. Затем можно использовать работы в режиссерских играх и т. п.

Публикации по теме:

Перспективное планирование (февраль, вторая младшая группа) Перспективно-тематическое планирование на февраль 2015 Вторая младшая группа №2 Понедельник 2) ОО Познавательное развитие 1 Ознакомление.

Перспективное планирование (январь, вторая младшая группа) Перспективно-тематическое планирование на январь 2015 Вторая младшая группа №2 Понедельник 5) ОО Познавательное развитие 1 Ознакомление.

Библиотека изображений:
  • Детские писатели
  • Детские писатели
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному и художественно-эстетическому развитию «История мебели»
Опубликовано: 15 марта 2015 в 20:04
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 августа. День рождения Чебурашки

Официальный День рождения Чебурашки установил сам автор этого популярнейшего сказочного персонажа – детский писатель Эдуард Успенский. В 2005 году, на благотворительном мероприятии для детей-сирот он...

20 августа. День часов на МААМ

Про время все говорят, за ним следят, но что это такое – непонятно. Почему время можно тянуть, губить и терять, как оно идет и возможно ли его остановить – на эти и другие детские «почему» приходится...

Фотоотчет «Как мы в индейцев играли»
13 июня на МААМ проходил день индейцев. Мы с ребятами готовились к нему заранее: узнали, кто такие "индейцы"; где живут; чем занимаются; в какие игры играют...
Физкультурное развлечение «Юные спортсмены»
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию физкультурное развлечение «Юные спортсмены». 1 задание. Прокатывание мячей «Точный пас». Дети становятся в...
Беседа-игра в подготовительной группе на тему: «Моя семья»
Цель: Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи. Задачи: - Расширить представление детей о семье как о людях, которые живут вместе, уточнить...