Галина Ястребова
Конспект занятия по познавательному и художественно-эстетическому развитию «Семейные умельцы» (русские народные промыслы)
▼ Скачать + Заказать документы
- Цели:
- развивать познавательную активность в изучении истории родного края, русского народа, народных промыслов родного края;
- развивать стремление к самостоятельному творчеству, к изучению мира предметов и вещей,
- пробудить в детях чувство любви к своему краю и уважения к его традициям и обычаям,
- развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия наших предков,
Публикация «Конспект занятия по познавательному и художественно-эстетическому развитию „Семейные умельцы“ (русские народные промыслы)» размещена в разделах
- воспитывать аккуратность в работе, любовь к своей родине.
Оборудование:
наглядно – иллюстрационный материал, изделия народных промыслов (хохломские, гжельские изделия, матрешки, романовские свистульки, старинные вышивки, прабабушкины вышитые рушники, павловопосадские платки, аудиозапись русских народных мелодий, выставка лоскутных творческих работ «Народные промыслы Центральной России».
Предварительная работа: беседа о народных промыслах, лепка игрушек, раскрашивание «Народные промыслы», «Народные костюмы», расписывание силуэтов, разучивание стихов, частушек, танца с платками, рассматривание иллюстраций с узорами декоративной росписи, чтение рассказов и преданий о народных умельцах и ремесленниках.
Материал к занятию : предметы хохломской, гжельской, жостовской росписи и другие предметы народно-прикладного искусства, акварельные краски, кисти, вода, салфетки.
Ход занятия:
Воспитатель (в русском народном костюме) : Добрый день, гости дорогие, ребятушки молодые!
Ребята, посмотрите, какая необычная обстановка в нашей группе, к нам в гости пришли ваши родители. Сегодня здесь открывается мини-музей народных промыслов. Издавна доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы. Про таких мастеров говаривали: «Мастер на все руки». Славно трудились люди на Руси. А как умели веселиться, плясать после работы!
А знаете ли вы изделия народных мастеров? Сможете ли вы мне помочь представить экспонаты нашего мини-музея? (да)
Выходят двое детей с павловопосадскими платками, образуя из платков ворота.
1 ребенок: От всех дверей. От всех ворот
Проходи скорей. Торопись, народ.
2 ребенок: Приглашаем всех гостей! Изо всех волостей! Открываются ворота,
Заходи, кому охота.
Воспитатель: Вы только взгляните вокруг,
Вся наша жизнь - дела наших рук.
Ребенок:
Села, мосты, города, виадуки
Всё наши руки, всё наши руки.
Ребенок:
Умные руки - основа успеха
Руки - это лицо человека,
Руки, о многом они говорят.
Глаз только видит, а руки - творят.
Воспитатель: Да, руки народа поистине создают чудеса. Как про такие руки говорят в народе? Золотые, трудовые, умелые.
А кто знает пословицы о труде?
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Труд человека кормит, а лень портит.
Умелые руки не знают скуки.
Кто любит трудиться,
Тому без дела не сидится.
Терпение и труд – всё перетрут.
Всякому молодцу ремесло к лицу!
Голова научит, а руки сделают.
Делу – время, потехе - час!
Воспитатель: Молодцы! Замечательные пословицы вы знаете, А известно ли вам, какими народными художественными промыслами славилась Русь? А знаете ли вы изделия народных мастеров? Сможете ли вы мне помочь представить экспонаты нашего музея?
Дети показывают изделия:
- семеновская матрешка
- романовская свистулька
- жостовский поднос
- гжельский кувшин
- хохломские ложки
Воспитатель: как много различных красивых и нужных изделий выполнили русские мастера. Давайте заглянем к нам в музей и посмотрим, что за экспонаты тут у нас есть?
Звучит русская народная песня. Дети подходят к мини-музею и рассматриваютизделия, расписанные под хохлому.
Воспитатель: Дети, из какого материала сделана эта посуда? (Из дерева)
Воспитатель: какие цвета использовали художники в росписи? (Красный, черный, желтый, зеленый). Воспитатель: обратите внимание на элементы росписи, из которых состоит узор: травка, завиток, лист, ягодка, цветок. А роспись эта называется хохломской.
Ребенок: Звонкие, резные
Ложки расписные.
От зари до зари
Веселятся ложкари.
Воспитатель: А вот и новая загадка про наш экспонат:
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных
В разноцветных сарафанах,
На столе у нас живут.
Всех Матрёшками зовут.
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Матрешки (физминутка)
Все они матрешеньки, (На первые две строчки ритмично сгибать и разгибать пальцы.)
Все они милашеньки.
С аленькими щечками (На две следующие строчки коснуться ладошками щек и покачать головой из стороны в сторону.)
Под пестрыми платочками.
Нарядные, пригожие, (На последние две строчки хлопки в ладоши.)
На нас чуть-чуть похожие.
Ребенок (держит в руках свистульку) : Следующая загадка: “Глиняная свистулька”
Птица-свиристелка,
Звонкая поделка!
Ну-ка, ну-ка, говори,
Что там у тебя внутри?
-Верь, не верь ли, мой хороший,
А внутри-то - ничего,
Кроме дыханья твоего.
/М. Бородицкая/
Дети: Это – романовская свистулька, изделие наших земляков – лебедянцев.
Ребенок: Недалеко от нашего родного города Лебедянь расположено село Романово, которое славится своими мастерами-умельцами делать глиняную романовскую игрушку – свистульку.
Воспитатель: Мы совсем забыли про искусные изделия еще одних русских мастеров. Загадаю вам загадку-подсказку!
Круглые, железные,
В хозяйстве полезные.
Черные, жёлтые, красные,
Удивительно прекрасные! (жостовские подносы).
Воспитатель: Чем украшают жостовские мастера подносы, из чего их делают? Все ли цветы, изображенные на них, одинаковые по размеру? ( Дети: Мастера придерживаются определенного правила: в центре помещают более крупные, а по краям - мелкие цветы).
Воспитатель: А какие краски используют, чтобы цветы получились яркими, красивыми?
(Мастера используют краски светлых тонов, так как они хорошо видны на черном фоне).
Воспитатель:
А теперь, ребята, слушайте внимательно следующую загадку:
Снежно-белая посуда,
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно с Севера пришла
И цветами расцвела -
Голубыми, синими.
Нежными, красивыми.
(Это гжель). Дети подходят к изделиям гжельских мастеров.
Воспитатель: Только ли посуду делают в Гжели? Что любят рисовать гжельские мастера на своих изделиях? Все они разные, но в одном одинаковые. В чем? Посмотрите, у нас в музее есть кувшин расписной да фигурка Мышки-норушки.
Ребенок:
Гжель - посуда просто чудо,
Синий цвет бежит повсюду,
И рождается узор –
Оторвать не в силах взор.
Воспитатель: красива и нежна Гжель. Работают мастера на славу, но и веселиться умеют. Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей,
Чтобы было веселей!
Дети (хором) :
Ставьте ушки на макушки,
Мы про Гжель споем частушки!
1-й ребенок:
По полю гуляла я,
Три цветочка сорвала:
Белый, синий, голубой –
Я любуюсь красотой.
2-й ребенок:
Мыла гжельскую посуду,
Разлетелись брызги всюду.
Брызги вытру - не беда!
Ох, посуда хороша!
3-йребенок:
Дома краски я нашла,
Синим глазки подвела,
Щечки подрумянила.
Мама, не ругай меня.
1-йребенок:
Юбку белую надела,
Синей лентой заплела.
Вот какая стала я,
Полюбуйтесь на меня!
2-й ребенок:
Голубые облака,
Синяя водица.
Капитаном стану я –
Будешь мной гордиться!
3-й ребенок:
Я в окошко смотрю,
На окошко и ель.
Приглашу с собой Кирилла
На экскурсию в Гжель!
(Слова Л. А. Ляпиной.)
Воспитатель: Из какого материала сделана гжельская посуда? (из глины)
В каком городе изготавливают эти предметы? (в городе Гжель)
Воспитатель: А теперь – внимание! Сейчас у нас с вами очень важный этап работы: вы будете расписывать свои блюдца. Представьте, что вы художники по гжельской посуде, которые должны проявить фантазию, воображение и придумать свой узор.
Пальчиковая игра: Мы сегодня рисовали, (ритмичное сжимание кулачков обеих рук). Наши пальчики устали. Наши пальчики встряхнем. (встряхивание кистями рук) Рисовать опять начнем.
Воспитатель: вот вы и закончили свои работы. Какие красивые нарядные у вас получились блюдца, у каждой свой рисунок, свой орнамент. Такие блюдца можно подарить маме, украсить кухню вашего дома. Кончил дело - гуляй смело!
Воспитатель: А теперь в благодарность за вашу работу примите угощение: конфеты и баранок связочку! До свидания! Спасибо за ваше творчество!