МААМ-картинки

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с русской избой»

Андреева Наталья
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с русской избой»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: расширять представления детей о многообразии окружающего мира посредством ознакомления с жизнью, бытом русского народа, обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения (изделия народных промыслов).

Задачи:

Обучающие:

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста „Знакомство с русской избой“» размещена в разделах

• продолжать знакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка); с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: ухват, чугунок, сито, самовар;

• обогатить словарь детей народными пословицами, загадками, новыми словами;

• закрепить умение играть в русские народные игры;

Воспитывающие: воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;

Развивающие : развивать художественно-творческие способности детей.

Предварительная работа: чтение сказок, потешек, небылиц; пение и слушание народных песен, колядок; рассматривание альбомов, картин о жизни русского народа; рисование русской посуды, предметов быта; русские народные игры.

Материалы и оборудование: ИКТ, предметы бытового окружения старины.

Ход занятия:

- Здравствуйте дети. К нам сегодня пришли гости, посмотрите, улыбнитесь, поздоровайтесь. А занятие у нас сегодня будет необычным, вы отправитесь в гости. В гости вы отправитесь на тройке лошадей с бубенцами, возьмитесь за руки, закройте глаза. (Звучит музыка.) Вас там встретят.

Хозяйка избы встречает детей у входа.

- Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.

- Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

- Как мы себя чувствуем дома?

- Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»

Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.

- А строили её так! Было на Руси правило: шел глава семьи к соседу: «Приходите, говорил - люди добрые, помогите мне избу строить». «Непременно придем!» - отвечал сосед. Шел хозяин к другому соседу и тот ему не отказывал в помощи.

Наутро, много мужиков собиралось, и вместе с хозяином начинали «рубить избу». А строили такие избы из деревянных бревен.

Рубить избу означает - строить. Строили, или как говорили в старину, рубили с помощью строительных инструментов. А какие это инструменты, отгадайте?

1. Кланяется, кланяется, придет домой, растянется. (Топор.)

2. Весь мир кормит, а сама не ест. (Пила.)

3. Сам деревянный, а голова железная. (Молоток.)

(Дети отгадывают загадки.)

На Руси такие мастера были, что могли построить избу без одного гвоздя, так бревна подтесывали и подгоняли, что изба была прочной, никакому ветру неподвластной.

- Давайте все вместе, вслух, произнесем эти необычные и новые для вас слова: «рубить избу» - значит дом строить (Совместный повтор слов.)

- Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?

Послушайте, да отгадайте мою загадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает». (Печь.)

- Ребята, а какие вы знаете пословицы о печи.

Давайте их проговорим:

«Когда в печи жарко – тогда и варко».

«Что есть в печи – все на стол мечи».

«Не красна изба углами, а красна пирогами».

В избе печь всегда считалась важным, главным местом.

Печь – без печи хата не хата. Печь была неотъемлемой частью жилища. Она

служила источником тепла и света, занимала большую часть дома. Даже загадка

есть о печи: «Чего из избы не вытащишь?». На печке можно было спать, или

лежать греться. Место, где люди спали на печи, называлось полати. Давайте повторим это слово. Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной, а клал печь печник. Но на печи не только можно было спать и греться возле неё, а еще в ней пекли хлеб, готовили пищу. Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток — это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской. Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье.

Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.

- Чем же могла печь накормить своих хозяев?

В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

- Засиделись мы с вами, пришла пора и поиграть. «Делу время, а потехе час», говорят русские люди. Вот и я вас приглашаю всех в кружок, да меня послушать еще разок. Про русскую народную игру я сейчас вам расскажу, и играть научу.

Заря-заряница.

Играющие становятся в круг. Водящий («заря-заряница») ходит вне круга и прячет за свое спиной «ключи»- небольшой платочек с узелком.

Заря-заряница

Красная девица

По небу ходила

Ключи обронила

Месяц видел

Солнце скрало!

Водящий всегда пытается незаметно положить кому-нибудь из игроков сзади «ключи». Играющим строго запрещено оглядываться и поворачивать голову. Тот участник, кому подложили «ключи», сразу же быстро бежит за водящим и пытается его догнать. А водящий должен занять пустое место. Кто не успел, то и водящий.

Хватит молча гостевать — пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

«Новая посудина, а вся в дырках». (Сито.)

Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.

Повторим это слово все вместе.

Дети пробуют просеять муку через сито.

«Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?» (Прялка.)

Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

Индивидуальные повторы этого слова.

«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая» (Ложка.)

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой.

«Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает?» (Чугунок.)

Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт. (Ухват.)

Повторим слово ухват вместе со мной.

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?

Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник…». (Самовар.)

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

А мне так захотелось угостить вас. Вот возьмите баранки и возвращайтесь обратно в садик, а то вам уже пора. Закройте глазки.

Звучит музыка.

Итог.

- Вот вы и вернулись. Понравилось вам в гостях? Что нового вы узнали? Что означает «рубить избу»? Для чего нужен ухват? А как называется место на печи где спали? Что самое главное в избе?

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Вот она какая, Зимушка-зима» Конспект занятия по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста«Вот она какая, Зимушка-зима» Конспект занятия по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста Образовательные области: «Познавательное развитие» интегрируется с ОО «Развитием речи», «Социально-коммуникативным развитием», «Физическим.

Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обиходаЗнакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода Цель:познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям. Задачи: • познакомить детей.

Интерактивная игра по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Занимательная математика» Интерактивная игра по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Занимательная математика» Разработала: Меркулова.

Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группеКонспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группе Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» 2 младшая группа. Задачи: -Познакомить детей с предметами старинного русского.

Конспект НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Мы спешим на помощь! Измерение объема жидких тел»Конспект НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Мы спешим на помощь! Измерение объема жидких тел» Конспект НОД по познавательному развитию На тему: «Мы спешим на помощь!» Для детей старшего дошкольного возраста Разработала воспитатель.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Что мы знаем о весне?» Цель: закрепление знаний детей о времени года - весна, основных ее признаках. Задачи. 1. Формировать представления детей о характерных признаках.

Конспект НОД по познавательному развитию «Насекомые» для старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по познавательному развитию «Насекомые» для старшего дошкольного возраста Цель:Закреплять знания детей о насекомых Задачи:Называть отличительные признаки насекомых (шесть лапок,крылья,усики). Развивать словесно-логическое.

Конспект занятия по познавательному развитию «О правах, играя» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по познавательному развитию «О правах, играя» для детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия по правам ребенка в старшей группе «О ПРАВАХ, ИГРАЯ» Программное содержание: -способствовать социальной адаптации ребенка.

Конспект занятия по познавательному развитию «Мы идём в цирк» для старшего дошкольного возраста к Международному Дню циркаКонспект занятия по познавательному развитию «Мы идём в цирк» для старшего дошкольного возраста к Международному Дню цирка Цель: Ознакомление детей с профессиями людей, выступающих в цирке. Задачи: Образовательные: Обогащать и расширять знания детей о профессиях.

Презентация по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Бабочки-красавицы»Презентация по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Бабочки-красавицы» Презентация по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Бабочки - красавицы» Эта презентация предназначена для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с русской избой»
Опубликовано: 3 июля 2020 в 12:42
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с русской избой»» (включая файлы) размещена пользователем Андреева Наталья (УИ 1576010) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД