Юлия Бушева
Конспект занятия по познавательному развитию. «Откуда к нам хлеб пришел».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе.
Тема: "Откуда появляется хлеб".
Программное содержание:
Уточнить знания детей о том, как появляется у нас хлеб. Вспомнить, через какой труд должно пройти зерно,перед тем как превратиться в душистый хлеб.
Закрепить знания о видах зерна, хлеба (словообразование).
Воспитывать уважение к труду взрослых, причастных к появлению хлеба.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию, „Откуда к нам хлеб пришел“,» размещена в разделах
Развитие речи, активизация словаря (чёрствый, ароматный, аппетитный, хлебозавод, элеватор, пшеница, овес, рожь,словарного запаса,чувства ритма в использовании чистоговорок. Учить отгадывать загадки. Познакомить со стихами на тему хлеба.
Предварительная работа:
Экскурсия в ближайший магазин, понаблюдать за выгрузкой хлеба в детском саду. Рассматривание подборки картин на тему.
Оборудование: картинки, ёмкость с мукой, образцы хлеба для детей, игрушка –мышка.
Ход:
Загадать загадку:
Комковато, ноздревато,
И губато, и горбато, и твердо,
И мягко, и кругло, и ломко,
И черно, и бело, и всем мило.
(хлеб).
Временем рассеваю,
Временем собираю,
Сам сыт бываю,
И людей кормлю. (хлеб)
- Ребята, сегодня к нам в группу прибежала мышка Соня. Она жила все лето в поле и вот что она нам расскажет сейчас.
Мышка (мягкая игрушка) :
-Здравствуйте ребята! Я прибежала к вам в гости,чтоб поделиться тем, что увидела в поле этой осенью. В прошлом году в поле люди вскопали и посеяли зернышки. Зернышки были разные. Посмотрите, я принесла их показать. (показывает зерна пшеницы, овса, ржи.) Немного прошло времени и эти зерна проросли и превратились в огромные поля зеленой поросли. Скоро совсем ростки поднялись над полем и у ростков появились колоски. А там спрятаны были такие же зернышки, как я вам показала. Посмотрите на колоски, я принесла их. (показ) .
Потом зернышки в колосках за лето созрели и все поле стало словно золотое. Вот и наступила эта осень. В поле появились машины. Они называются комбайны. И стали собирать зерно. Повезли его в элеватор. Это огромный дом, где при специальной температуре храниться зерно долгое время чтоб не испортилось. Оттуда понемногу зерна возят молоть на мельницы. Вот тогда из зерна получается мука. Потом муку везут в хлебопекарню и пекут разные вкусные булочки, пирожки и главное- хлеб. А еще муку развозят по магазинам, чтоб люди тоже могли испечь то, что захочется. Когда душистый хлеб готов, его везут в магазин. Там люди покупают его и несут домой.
Хлеб это очень важный продукт. Он нужен каждый день. Его очень сложно вырастить и потом испечь. Поэтому хлеб нужно ценить. А тех кто его вырастил и донес вам на стол, нужно уважать. Труд очень тяжелый, но очень нужный.
(по ходу рассказа мышки на доске вывешены картинки с поэтапным выращиванием хлеба).
Воспитатель: -Правильно ты сказала, мышка Соня, хлеб очень тяжело вырастить и выпечь. Спасибо тебе за рассказ.
Послушайте, какие у русского народа пословицы о хлебе :
«Хочешь есть калачи - не сиди на печи»
«Береги хлеб для еды, а деньги для беды.»
«И богат мужик, да без хлеба — не крестьянин.»
«Всяк на себя хлеб добывает.»
«Хлеб – батюшка, вода – матушка.»
«Хлеб хлебу брат.»
«Худ обед, когда хлеба нет.»
-«Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.»
-«Хлеб да вода – мужицкая еда.»
-«Хлебушко – калач дедушка.»
-«Хлеба нет – корочка в честь.»
-«Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.»
-«Человек хлебом живет, а не промыслом.»
-«Покуда есть хлеб да вода, все не беда.»
-«Без хлеба, без соли худая беседа.» (по ходу пояснение значения)
Посмотрите, у нас на тарелочке лежит разный хлеб, сделанный изо ржи, пшеницы, овса. Давайте попробуем его на вкус. (Дети пробуют на вкус, говорят о вкусовой разнице).
*Хлеб, сделанный из пшеницы, называется как?
*Хлеб из ржаной муки?
*Из овсяной муки? (ответы детей).
Хлеб пекут на хлебопекарнях или хлебозаводах.
А теперь еще раз давайте вспомним, как растят и пекут хлеб :
• Весной сначала вспахивают поле кто? (хлеборобы).
• Засевают чем (пшеницей,рожью.)
• Из зерна вырастает что (колосья,в которых много новых зерен).
• Когда собирают урожай (осенью)
• Кто выходит в поле собирать (комбайнеры)
• Кто вывозит зерно с полей (машины, шофера).
• Куда везут на хранение зерно (элеватор)
• Кто подскажет, где делают муку (на мельнице).
• Где пекут хлеб? (хлебопекарня).
• Потом хлеб появляется где? (магазины, больницы, детские сады.)
«Вот лежит каравай у меня на столе
Черный хлеб на столе -нет вкусней на земле.»
Я. Дягутите. "Каравай.
В каждом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И расти под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.
В. Орлов.
Пшеница.
Положит в землю Человек зерно,
Прольётся Дождь- зерно орошено.
Крутая Борозда и мягкий Снег
Зерно укроют на зиму от всех.
Весною Солнце выплывет в зенит
И новый колосок позолотит.
Колосьев много в урожайный год,
И человек их с поля уберёт.
И золотые руки Пекарей
Румяный хлеб замесят поскорей.
А женщина на краешке доски
Готовый хлеб разрежет на куски.
Всем, кто лелеял хлебный колосок,
На совести достанется кусок.
Я. Аким.
Физкультминутка:
Едем в поле хлеб растить (дети встают друг за другом и «едут» на машине)
Кочки будем обходить (подпрыгивают, приседают, делают повороты вправо, влево)
С горки в яму - бух! (сесть на корточки)
Веселее друг (машет рукой)
Ехали мы ехали (едут на машине,
И в поле приехали!
-Давайте с вами подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб? (Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный).
Отгадайте загадку:
Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны. (Мука).
Вот у меня мука в тарелке. Давайте попробуем её руками и скажем, какая она на ощупь? (мягкая,белая, рассыпчатая).
Давайте попробуем руками (кулачком) отсчитать слова в считалочке про хлеб :
"Дождик, дождик, поливай
- будет хлеба урожай.
Будут булки, будут сушки,
будут вкусные ватрушки".
"Катилася торба с высокого горба.
В этой торбе хлеб, соль, пшеница.
С кем ты хочешь поделиться?"
А кто красиво скажет мне эти чистоговорки?
Жок-жок-жок - это пирожок.
Шки-шки-шки - мама жарит пирожки.
Шки-шки-шки - мы любим пирожки.
Жок-жок-жок - кушай Женя пирожок.
Ач-ач-ач - вот калач.
Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи.
Чи-чи-чи - мы любим калачи.
Чи-чи-чи - на праздник будут калачи.
Вот и подошло к концу наше занятие, в котором мы говорили о хлебе. Думаю вы дети будете бережно относится к хлебу и всем всем расскажите, как его растят и готовят.