Юлия Щербакова
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе с нарушением зрения «Знакомство с профессией Химик»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию
в подготовительной группе с нарушением зрения
Тема: Профессия химик.
Щербакова Юлия Ильинична
воспитатель
Цель
Познакомить детей с профессией химика.
Программное содержание
Коррекционно-образовательные задачи
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе с нарушением зрения „Знакомство с профессией Химик“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Подготовительная группа
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Темочки
1. Расширить представление детей о труде взрослых.
2. Побудить к познавательной активности.
Коррекционно-развивающие задачи
1. Совершенствовать навыки анализа, обобщения результатов.
2. Продолжать развивать интерес к экспериментированию.
Коррекционно-воспитательные задачи
1. Воспитывать интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность.
Интеграция образовательных областей
Познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое развитие.
Интеграция детских видов деятельности
Познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная, двигательная.
Предварительная работа: рассматривание сюжетных картинок, беседы о профессиях, чтение художественных произведений: Д. Денисова «Какие бывают профессии», С. Михалков «Дядя Степа-милиционер», А. Усачев «Поливальная машина», создание альбома «Профессии моих родителей».
Оборудование и материалы
Химические наборы на каждого ребёнка и гостя, халаты детские на каждого ребёнка, одноразовые шапочки и перчатки, клеёнки на столы, знаки химической безопасности (предписывающие, предупреждающие и запрещающие, магнитная доска, опорные схемы для проведения опыта (алгоритм, секундомер, средства защиты для взрослого (халат взрослый, чепчик, очки и перчатки, салфетки, ведро для утилизации перчаток, картинки с изображением химического оборудования, картинки с изображением продукции химической промышленности.
Планируемый результат: формирование познавательного интереса к окружающей жизни.
Ход занятия.
I. Мотивационный.
Дети заходят в группу и останавливаются около педагога.
Педагог. Дорогие ребята! Сегодня я предлагаю вам узнать о новой профессии. Эта профессия очень интересная и даже немного волшебная. Как вы думаете, что это за профессия?
Дети. Фокусник, волшебник.
Педагог. Интересные версии, но эта профессия не связана ни с цирком, ни со сказками. Волшебство этой профессии основывается на науке. Сегодня к нам пришел гость, который сможет вам помочь отгадать эту профессию. Предлагаю встретить нашего гостя.
II. Практическая часть.
В группу входит гость (мама Любовь Олеговна) в халате, чепчике, перчатках, защитных очках и со знаком безопасности в руках.
Гость. Здравствуйте.
Дети. Приветствуют гостя.
Педагог. Ребята, это Любовь Олеговна, мама Алисы. Посмотрите внимательно на ее одежду.
Дети. Врач, другие варианты.
Педагог. Посмотрите, пожалуйста, внимательно. У Любовь Олеговны защитные очки. Нужны очки врачу?
Дети. Варианты ответов.
Педагог. Хорошо. Теперь обратите внимание на то, что в руках у Любовь Олеговны?
Дети. Знак.
Педагог. Правильно. Что может означать это за знак?
Дети. Варианты ответов.
Педагог. Где мы можем узнать про этот знак?
Дети. Интернет, книги, спросить у Любовь Олеговны.
Педагог. Совершенно верно! Давайте спросим у нашей гостьи.
Гость. У меня в руках знак безопасности, который обозначает «Опасно. Химический раствор».
Педагог. Ребята, я повторю: «Химический раствор». Кем же работает Любовь Олеговна?
Дети. Химиком.
Педагог. Верно. Сегодня мы с вами будем изучать науку «Химию». Что это за наука?
Дети. Варианты ответов.
Педагог. Любовь Олеговна, расскажите, пожалуйста, про химию.
Гость. Химия – это наука о веществах, их составе и строении. Веществами называют все, что изучают химики. Я ученый, специалист, работающий с разными химическими веществами. Для меня вода, лед, пар, порошок – это вещества.
Педагог. Ребята, посмотрите, какое оборудование используют в своей работе химики.
Демонстрируются картинки с химическим оборудованием. Гость комментирует химическая посуда (колбы, пробирки, мерные цилиндры, различные приборы (микроскоп, весы, центрифуга).
Гость. Благодаря нашей работе вы чистите по утрам зубы зубной пастой, моете руки твердым или жидким мылом, а волосы шампунем. Ваши папы пользуются пеной для бритья, а мамы используют косметику и красят волосы. Чтобы дома было чисто, люди пользуются моющими средствами: стиральными порошками, жидкостями для мытья пола и посуды. В аптеке большой выбор лекарственных препаратов, а в строительном магазине всегда есть краски, клей, шпаклевка и многое другое.
Демонстрируются картинки с продукцией химической промышленности.
Педагог. Скажите, пожалуйста, для чего вам нужны знаки?
Гость. В своих исследованиях я использую вещества, которые могут быть опасны для человека, поэтому химики пользуются в своей работе подсказками - знаками.
Гость подводит детей к ширме (доске) с прикрепленными знаками безопасности.
Гость. Посмотрите сюда. Здесь вы видите несколько знаков, которые помогают мне в работе. Одни знаки предлагают мне использовать средства защиты: перчатки, очки, специальную одежду. Это предписывающие знаки. Они круглые, а изображения в них нарисованы синим и белым цветом.
Гость обращает внимание детей на предписывающие знаки.
1. Надеть защитные перчатки.
2. Надеть защитные очки.
3. Надеть средства защиты.
Другие знаки предупреждают меня, чтобы я была внимательной и осторожной. Это предупреждающие знаки. Они треугольной формы, фон желтого цвета, а рисунок черный.
Гость обращает внимание детей на предупреждающие знаки.
1. Опасно. Едкое и коррозионное вещество.
2. Опасно. Химический реактив.
3. Раздражающее вещество.
И есть еще одни знаки, которые запрещают мне какие-либо действия. Это запрещающие знаки. Они круглые, фон белый, рисунок черный, а рамка с перечеркиванием красного цвета.
Гость обращает внимание детей на запрещающие знаки.
1. Запрещается пользоваться открытым огнем.
2. Доступ посторонним запрещен.
3. Запрещается принимать пищу.
Педагог. Ребята. Скажите мне, пожалуйста, где мы еще встречаемся со знаками? На какие знаки они похожи?
Дети. Дорожные знаки.
Педагог. Совершенно верно! Для чего нужны все эти знаки?
Дети. Они помогают человеку соблюдать правила безопасности.
Педагог. Давайте с вами сделаем вывод. Чтобы работать в химической лаборатории, нужно выполнять правила безопасности. В этом химикам помогают.
Дети. Специальные знаки.
Педагог. Совершенно верно. Мы видим, что знаки отличаются внешним видом, у них разная форма и цвет: (дети помогают называть знаки)
1. Круглые синие знаки - это знаки, которые сообщают нам информацию: надеть очки, перчатки, специальную одежду.
2. Треугольные желтые знаки – это знаки, которые говорят нам, что есть опасность и мы должны быть очень внимательны.
3. Круглые красные знаки с перечеркиванием - это знаки, которые не разрешают нам что-то делать. Нельзя!
Гость. Вы запомнили эти знаки?
Дети. Да! Запомнили.
Гость. Здорово. Я хочу проверить, как хорошо вы запомнили. Сейчас я предлагаю вам разделиться на две команды. У каждой команды будет свой знак, который разобран на части. Каждый из вас получит одну часть знака. Вашей команде нужно собрать знак безопасности.
Дети делятся на две группы, подходят к столам, получают часть знака и на столе собирают его.
Гость. Готовы? Посмотрите и проверьте правильность выполнения задания.
Дети сверяются со знаком на ширме. Гость тоже проверяет правильность выполнения задания.
Гость. Можете назвать знак, который у вас получился?
Дети. Называют знаки.
Гость. Теперь вы готовы к работе в лаборатории. Лаборатория – это оборудованное помещение, приспособленное для проведения специальных опытов и экспериментов.
Педагог. Любовь Олеговна подготовила для вас самый настоящий химический эксперимент. Предлагаю пройти в нашу химическую лабораторию.
Гость. Чтобы работать в лаборатории вам нужно следовать подсказкам знаков и (указывает на предписывающие знаки) одеть средства защиты: халаты, перчатки (очки у детей уже есть).
Педагог и гость помогают детям надеть средства защиты. Дети проходят и садятся на подготовленные места.
Гость. Лаборанты химического анализа работают за столами. Проходите, пожалуйста, занимайте ваши места.
Правила посадки за столом!
Гость. Выполняя этот опыт, вы будете наблюдать, что произойдет при смешивании сухого реактива и жидкости, потом понаблюдаем за свойствами разных жидкостей: воды и масла. Закончим опыт интересным явлением, о котором я пока не скажу.
Посмотрите, на ваших столах стоит все необходимое: баночка с водой (№1, баночка с красителем (№2, деревянная палочка для перемешивания раствора, баночка маслом (№3, пластиковая ложка и баночка (№4) с реактивом в виде таблетки. Каждый стол разделен красной горизонтальной линией. Вся химическая посуда с реактивами находится в верхней части стола. Это значит, что переставлять химическую посуду ближе, чем эта полоса, нельзя! Это нужно для соблюдения вашей безопасности. Выполнять эксперимент мы будем вместе. Каждый этап я буду проговаривать и показывать. Проведение химического опыта требует строгого соблюдения последовательности. У вас на столах есть подсказка (алгоритм действий). Никто не торопится. Все внимательно меня слушают. Готовы?
Дети. Готовы. Да.
Проводится эксперимент. Педагог помогает детям.
Эксперимент «Лавовая лампа»
1. Берем баночку (№2) с красителем и аккуратно пересыпаем его в баночку (№1).
2. Берем деревянную палочку и размешиваем 30 секунд. Я засекаю с помощью секундомера. Палочку откладываем на поднос. Что стало с водой?
Дети. Вода стала цветная.
Гость. Правильно. Это произошло потому, что сухой краситель растворился в воде.
3. Берем баночку (№3) с маслом и переливаем медленно и аккуратно в баночку (№1). Жидкости не перемешиваются. Цветная жидкость внизу, а масло сверху. Почему так происходит?
Дети. Варианты ответов.
Гость. Масло не перемешивается с водой, потому что оно легче воды.
4. Открываем баночку (№4,
берем пластиковую ложку,
ложкой достаем реактив в виде таблетки и переносим его в баночку (№1).
Ложечку откладываем на поднос.
5. Гость. Наблюдаем за реакцией. Что происходит?
Дети. Вода бурлит, шипит, булькает.
Гость. Верно. Таблетка вступает в реакцию с водой, образуя пузырьки углекислого газа, которые начинают подниматься на поверхность. Эти пузырьки перемешивают воду и масло. И мы видим, как шарики масла бурлят в жидкости и получается эффект «Лавовой лампы».
Гость. Эксперимент завершен. Вам понравилось?
Дети. Варианты ответов.
Педагог. Ребята, сейчас вам нужно аккуратно выйти из-за столов.
Дети встают.
Педагог. Теперь нужно снять перчатки и выбросить их в специальное ведро.
Дети снимают перчатки и выбрасывают в подготовленное ведро.
Педагог. Выходим из лаборатории и снимаем халаты.
Педагог, гость и дети выходят из зоны проведения химического эксперимента и снимают средства защиты.
III. Рефлексия
Педагог. Понравилось вам быть лаборантами в химической лаборатории?
Дети. Да. Понравилось.
Педагог. Что больше всего вам понравилось? Кому-нибудь было сложно выполнять эксперимент? Если было сложно, то что именно? Что вы узнали о масле и воде? Что помогает химикам соблюдать правила безопасности?
Педагог дает возможность ответить каждому ребенку.
Гость. Я очень рада, что вам было интересно. Если в будущем вы выберете профессию, связанную с химией, то перед вами откроется удивительный мир разнообразных опытов и экспериментов. В лаборатории химики изобретают множество новых материалов и веществ, которые используют люди по всему миру.
Перед тем как попрощаться с вами, я хочу подарить вам набор для экспериментирования.
Гость дарит детям подарок.
Педагог. Ребята, давайте поблагодарим Любовь Олеговну за интересный рассказ о своей профессии и еще более интересный химический эксперимент.
Дети благодарят гостя, прощаются и выходят из группы.