Гелюся Фатаува
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Дать представление о зимующих птицах. Закрепить названия птиц и знания детей о птицах. Воспитывать бережное, заботливое отношение к птицам. Оказывать посильную помощь в трудное для них время.
Задачи:
1) формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах; углублять представления о причинах отлета птиц; классифицировать птиц на зимующих и перелетных на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
2) обогащать словарь путем введения слов: зимующие, перелетные, корм.
4) воспитать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Социально – коммуникативное развитие»
«Художественно эстетическое развитие»
«Физическое развитие»
Виды детской деятельности:
Игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно – исследовательская.
Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.
Оборудование:
Демонстрационный: картинки с изображением перелетных и зимующих птиц, деревья: зимний и весенний варианты, пазлы «Птицы», клей-карандаш, заготовки для аппликации, полоски «Цвета радуги» для игры «Неделька», цифры, математические символы для составления примера.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о птицах, разучивание разминки, стихов, разгадывание загадок беседы с детьми о птицах.
Словарная работа: зимующие, перелетные, дни недели
Методические приемы: беседа, дидактические игры, вопросы-ответы, показ, объяснения.
Ход занятия:
1 часть
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнемся.
Дети: Станем рядышком по кругу
Скажем «Здравствуйте!» друг другу
Если каждый улыбнется
Утро доброе начнется.
Основная часть:
1. Организационный момент.
Цель: активизировать внимание детей.
В:- Ребята скажите, пожалуйста, а какое у нас сейчас время года?
Дети: Сейчас у нас время года зима.
В:- Какие зимние месяцы вы знаете?
Д: - (декабрь, январь, февраль)
В: - Давайте повторим все хором.
В: Правильно, молодцы, сейчас зима. А зимой что бывает?
(Ответы детей)
В: - Ребята мы с вами пойдем на прогулку в парк. Перед тем как отправиться на прогулку нам надо будет выбрать центры активности.
(Выбор центров активности)
В: Центры мы с вами выбрали, теперь можно отправляться в путь.
Добраться туда можно только по мостику, который называется «Неделька».
2 «Игровое упражнение «Неделька»
Цель: закрепить последовательность дней недели.
Вы догадались, какое задание надо будет выполнить? (Дети перешагивают через 7 полосок всех цветов радуги и называют дни недели).
В: - Вот мы с вами пришли в зимний парк. Слышите ребята голоса? А чьи это голоса?
Д: - голоса птиц
В: - Правильно это голоса птиц. И поговорим мы с вами о птицах. А о каких птицах, мы узнаем, когда отгадаем загадки.
Воспитатель загадывает детям загадки.
Птичка-невеличка
Ножки имеет,
Ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок. (Воробей)
Спинкою зеленовата
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
В красной шапке ходит он
Дуб долбит как долотом. (Дятел)
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь)
Окраской – серовата,
Повадкой – воровата,
Крикунья хриповатая –
Известная персона
Кто она? (Ворона)
Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
Днем слепая, ночью зряча.
Мышей ловит, а не кот. (Сова)
(По мере называния птиц выставляется соответствующая картинка).
В: - Молодцы! Правильно отгадали загадки. Как можно назвать одним словом этих птиц?
Д: - Зимующие и перелетные.
В:- Расскажите мне, пожалуйста, немного о птицах. Кто знает?
-(Ответы детей).
В: - Скажите, а какие это птицы? (зимующие)
В: А как вы думаете, почему одни птицы зимующие, а другие перелетные?
Д: - воробьи, голуби, синицы, сороки, дятлы, вороны круглый год живут у нас?
Д: Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать себе еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных растений, шишки с семенами хвойных. А синицы отыскивают запасы, которые они сделали осенью.
В: - И всё-таки очень тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холода и голода. Птицы в зимнее время приближаются к жилищам людей. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям.
В: - Поможем нашим пернатым друзьям? (да)
В: - А чтобы помощь нашим друзьям, мы должны силы набраться, немного отдохнуть.
Физминутка.
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
В: - Смотрите, ребята, вот здесь у нас деревья.
- Сколько деревьев?
Д: - Два дерева
В:- Какие деревья вы видите?
Д: - Одно дерево выглядит так зимой, без листочков, а другое - летом.
В: - А давайте, этих птиц разделим так, чтобы зимующие птицы сели на зимнее дерево, а перелетные - на летнее дерево.
(на мольберте деревья, на столе птицы, дети насаживают птиц на деревья)
В: - Вот мы с вами разделили птиц на группы.
В: - Смотрите, ребята, перед нами, тропинки.
В:- Скажите, пожалуйста, сколько здесь тропинок? (три)
В:- Эти тропинки указывают нам, в каких центрах мы сегодня будем работать. Проходите, ребята за те центры, какие вы сами выбрали.
Работа в центрах.
Центр математики:
Посчитать сколько синиц сидит на веточке, и сколько снегирей. И составить пример.
Центр развития речи :
Из разрезных картинок составить целое и рассказать об этой птице.
Центр художественно - эстетического развития :
Аппликация
Посадить птицу рядом с тем кормом, которым он питается.
Снегирь-рябина
Воробей – крошки
Синица – зернышки, сало
Дятел - шишки
Ворона - отходами
Итог:
В:- Молодцы ребята. О чем же мы говорили? О каких птицах? Почему их так называют? Какую помощь оказывает человек зимующим птицам? Как? Зачем? Почему?
Д: - Узнали о том, что есть перелетные птицы, и есть зимующие птицы. И что без нас им очень трудно приходится. Мы должны заботиться о них, подкармливать. Зато весной они отложат яйца в гнезда, выведут птенцов, и будут всех нас радовать веселым щебетанием и пением.
В: Снегирь, и сорока, и клест, и синицы –
Зимуют у нас эти чудные птицы,
И чтоб они жили по – прежнему с нами
Мы будем кормить их, конечно же, сами.
Д: - Помните, ребята! Птицы наши друзья! Берегите их. Особенно зимой, когда им особенно тяжело.
В: Ну что, ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Посмотрите сколько много у нас снега. А мы с вами ребята дружные? Давайте, встанем друг за другом и, высоко поднимая ноги, пойдем в детский сад. Какие вы молодцы, ноги высоко поднимаете.
Возращение в детский сад.
Речевая игра с движениями «Мы шагаем по сугробам» (с музыкальным сопровождением)
Мы шагаем по сугробам
По сугробам крутолобым
Поднимай повыше ногу
Положи другим дорогу
Очень долго мы шагали
Наши ноженьки устали
Сейчас немножко отдохнем
Дальше погулять пойдем.