МААМ-картинки

Конспект занятия по православию «Золотой радонежский лес»

Татьяна Дьяченко
Конспект занятия по православию «Золотой радонежский лес»

Золотой Радонежский лес

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей со святыми угодниками, их жизнью и духовными подвигами.

Развивать произвольное зрительное внимание и память; активность и инициативность, словесно-логическое мышление.

Закрепить у детей умение отражать в рисунке свои впечатления; рисовать сюжеты и пейзажи, используя светоносность цвета (теплый, праздничный, холодный, мрачный, раскрывать образ наиболее полно, точно, индивидуально, использовать различные изобразительно - выразительные средства.

Воспитывать у детей милосердие, сострадание, желание совершать добрые поступки.

Активизация словаря:

Публикация «Конспект занятия по православию „Золотой радонежский лес“» размещена в разделах

Добродетели, Радонежский лес, преподобный, обитель, игумен, теплый тон, холодный тон.

Материал:

Иконы, иллюстрации, разноцветные осенние листочки, сухое дерево, колокольчик, платочки, бочонок с медом, гуашь, стаканчики с водой, кисти, тонированные и белые альбомные листы, стекла, мелки, природный материал.

В. Дети, кто изображен на этой иконе?

Д. Николай Чудотворец.

В. А на этой?

Д. Серафим Саровский.

В. На этой? А на этой иконе изображен Преподобный Сергий Радонежский.

В. А вы знаете, что обозначает слово «Преподобный»? Это не такой как все, Подобный Богу, как Бог. Угодивший Господу, своими делами, поступками, подвигами.

В. А как называются все изображенные на иконах?

Д. Святые.

В. Я вас уже знакомила с жизнью Николая Угодника, Серафима Саровского. А сегодня я расскажу о жизни Преподобного Сергия Радонежского.

В давние времена в России были огромные дремучие леса. Городов было мало, деревни и сёла находились далеко друг от друга. Люди жили в деревянных домах, пахали землю, охотились в лесах, ловили рыбу в реках и озерах.

Недалеко от города Ростова Великого, в селе Радонеж, жили хорошие люди — Кирилл и Мария. Они были очень благочестивыми, любили Бога, старались всегда помогать бедным и ходили в церковь. У них было несколько детей — Стефан, Петр и Варфоломей. Мать заметила, что младший был особенным мальчиком с самого рождения, непохожим на других.

Когда Варфоломею (будущему Сергию) исполнилось семь лет, его отдали вместе с братом Стефаном в школу. Школа эта была при церкви. Азбука тогда была без всяких картинок и стишков, и учиться по ней было не так легко.

Стефан учился хорошо, а маленькому Варфоломею грамота плохо давалась. Он старался всеми силами, даже плакал потихоньку ночью, так ему было грустно, что не дается ему эта трудная азбука. В свободное время мальчики, хотя еще и небольшие, но уже помогали своим родителем, чем могли. У боярина Кирилла было несколько лошадей, которых мальчики отводили в поле. Они с удовольствием садились верхом и гнали их в поле и обратно.

Однажды отец послал маленького Варфоломея одного в лес за лошадьми. День был жаркий, в поле пахло цветами, и громко пели птички. Пришёл Варфоломей туда, где всегда паслись их лошади, и видит — нет их. Стал мальчик искать. Варфоломей даже устал, бегая и разыскивая лошадей. Но он не стал кричать и плакать, как другие дети, а только молился Богу, чтобы Он помог ему найти лошадок.

И вдруг на опушке леса увидел Варфоломей старичка, седенького, с длинной бородой. Старичок ласково улыбался. — Что тебе нужно мальчик, — спросил он его, — о чем ты молишься? Маленький Варфоломей не испугался незнакомого человека. Он почувствовал, что это не простой монах, а святой, которого послал ему на помощь Господь. — Я хочу хорошо учиться, мне нужно одолеть трудную азбуку, которая мне не даётся, — ответил мальчик. — Стань рядом со мной, будем вместе молиться!

А когда они помолились, вынул старец из-за пазухи ящичек, взял оттуда кусочек просфоры, благословил ею Варфоломея и приказал съесть. А тут вдруг вышли и лошади на лужайку. Старец хотел проститься с Варфоломеем, но тот уговорил его пойти с ним домой. "Мои родители любят святых людей" — сказал мальчик. Дома после ужина, старец велел Варфоломею взять книгу и читать псалмы. — Да я же не умею читать, — сказал чуть не плача Варфоломей.

Но старец открыл книгу и еще раз велел читать. Тогда мальчик, всегда послушный старшим, взял в руки псалтирь — и что же? Вдруг начал читать совсем хорошо и правильно. И все поняли, что это было Божье чудо.

А Варфоломей с того дня стал так хорошо учиться, что вскоре перегнал в школе всех товарищей. Он все больше был послушным и ласковым. Никого не обижал, не жаловался на других, все кротко терпел и не плакал.

И чем старше становился, тем больше его тянуло в лес, чтобы там быть совсем одному и молиться Богу.

Шли они дремучим лесом и вдруг увидели пригорок, который так им понравился, что они решили тут и поселиться. Стали рубить деревья, построили себе избушку, а рядом с ней маленькую церковь. Когда церковь была готова, оба брата пошли в Москву и просили митрополита освятить её. Митрополит послал к ним священника, и освятили церковь во имя Пресвятой Троицы.

Трудно было жить в дремучем лесу. Стефан не выдержал такой жизни, простился с братом и ушёл в Москву в монастырь. Варфоломей остался один-одинёшенек. Время от времени приходил к нему для совершения Божественных служб иерей Митрофан. Один раз Варфоломей сказал ему, что хотел бы стать монахом и дать обет целомудрия, послушания. Иерей Митрофан постриг его и дал ему новое имя — Сергий.

И еще несколько лет прожил Сергий один в лесу. Он уже привык к своему одиночеству. Но вот люди услыхали про него, стали приходить и селиться невдалеке. Так появилась обитель.

Все эти люди назывались братьями, вместе молились, вместе работали. Иноки уговорили Сергия стать их игуменом, и стал он во главе обители.

Но он оставался по-прежнему скромным и, как всегда, работал больше всех. Одет был так бедно, что никто не признал бы в нем игумена.

Одинаково прост и ласков был Сергий и с князем и с простым крестьянином, потому что Господь велел любить всех людей, как братьев. Но гордых и недобрых он наказывал, не любил скупых и жадных.

Великим князем Московским во дни преп. Сергия был Димитрий Донской, прозванный так за победу над татарами. Князь Димитрий задумал освободить Русь от татарского ига. Он приехал к Сергию просить его благословения на бой с татарами, и преподобный благословил его, потому что любил Россию, жалел народ свой и знал, что Князь идет биться за правое дело, за свое отечество, за веру православную. Он окропил Князя и его дружину святой водой, отслужил молебен и дал двух иноков, Пересвета и Ослябю, которые раньше были воинами.

В. Сергий Радонежский – игумен Земли русской. Всегда заботится о своем народе, о людях и даже не смотря на то, что он находится на небесах, он нас слышит. Особенно любит помогать детям, ученикам. Поэтому, обращаясь с молитвой к преподобному Сергию, надо говорить такие слова: «Преподобный Сергие моли Бога о нас».

Память его празднуется в эту осеннюю пору, когда лес стоит в пышном золотом и багряном наряде и радует нас своей красотой.

Господь так удивительно создал человека, что каждый из нас может не только видеть, слышать, чувствовать, но и представить то, что происходило, много лет назад.

Вот и мы сейчас представим, что находимся не среди шумного города, а в необычном лесу, в таком лесу, где нет хоженых тропинок, где можно встретить дикого зверя, например медведя. И что очутились мы там, в далекое от нас время, когда в этот лес пришел человек по имени Сергий.

Закройте глаза. Слышите, как звонко поют птицы, шуршат листья… тихо журчит ручеек.

В. А хотите отправиться в путешествие по Радонежскому лесу? Тогда в путь.

А пойдем мы вот по этой тропинке. Она вся усыпана осенними листьями. Пройти по ней сможем, когда соберем листья. Дети собирают листья.

Поднимаю листок.

Мы этот листок положим в корзинку только тогда, когда назовем пословицы о добре. Вы знаете пословицы о добре?

Д. рассказывают пословицы.

В. Нам пора дальше в путь.

Раздается колокольный звон.

В. - Что мы слышим?

Д. Звенит колокол.

В. Как он звенит?

Д. Тревожно.

В. Может что-то случилось? Кто-то нуждается в нашей помощи

В. Ребята нам надо поспешить.

Идем дальше. На пути засохшее дерево. Ребята как вы думаете, почему засохло дерево?

Д. Ответы детей.

В. Читаю записку.

«Я оживу и расцвету тогда, когда вы, дорогие мои ребятишки, вспомните все добродетели».

Д. Любовь, доброта, трудолюбие, скромность, забота, верность. Воспитатель вешает листья и цветы на дерево.

В. Посмотрите, каким чудесным стало наше дерево, и это благодаря вам дети. Вы рады этому?

Нам пора отправляться дальше.

Звучит музыка.

В. Какая чудесная полянка, на ней кто-то живет.

Д. Ответы детей.

В. Однажды вышел Сергий на двор и видит — лежит у крыльца большой медведь. Не испугался страшного зверя преподобный, вернулся в келью, вынес краюху хлеба и накормил медведя. Зверь поел и скрылся в лесу. Но через несколько дней медведь снова появился, и Сергий снова накормил его. Стал зверь часто навещать преподобного и сделался совсем ручным. Его можно было гладить, и он лежал у ног Сергия.

Появляется мишка: рычит, плачет.

В. Мишенька, что с тобой случилось? Дети бинтуют лапу, угощают медведя ягодами.

В. Ребята, а лечить еще можно добрым, ласковым, словом. «Доброе слово лечит, а плохое калечит».

Эй, дружок становись скорей в кружок. Мишенька, сейчас мы тебе добрые слова будем говорить, ласковые слова, сердечные пожелания.

Д. называют добрые слова, пожелания.

Машенька благодарит детей, прощается и уходит.

В. Ну, что же, ребята, а нам пора дальше идти.

Встречается путница.

Путница идет в Радонежский лес и заблудилась.

П. Здравствуйте ребята. Я путница. Ходила по Радонежскому лесу и заблудилась. Нашла я две тропинки, они ведут в разные стороны. Вступила я на одну тропинку и услышала музыку.

Д/И «Отгадай музыку» Предлагаю детям послушать музыку

«В пещере горного короля» Э. Грига.

- Какая звучит музыка? (тревожная, страшная, тяжелая)

-Что вы чувствовали, когда слушали ее? (тревогу, страх, беспокойство)

-Какого цвета красками можно нарисовать лес на этой тропинке?

(синие, голубые, фиолетовые).

-Одним словом как можно назвать эти краски?

- Каким вы представили лес? (дремучим, темным, таинственным)

Предлагаю послушать еще одну мелодию. «Камаринская» П. Чайковского.

-Какая звучит музыка? (светлая, веселая, счастливая, радостная).

-Что вы чувствовали, слушая ее? (счастье, радость, веселье)

-Какого цвета красками можно передать наше чувство радости?

(красными, желтыми, оранжевыми).

- Как одним словом можно назвать эти краски?

(теплые).

Какой это был лес? (осенний, теплый, солнечный)

Д/И «ХОЛОДНЫЕ И ТЕПЛЫЕ ЛИСТЬЯ»

Вынимаю из корзиночки листочки и показываю их детям.

-Я собрала листочки, когда ходила по лесу, они разные по цветовой гамме.

-Какого тона эти листья?

- Разложите их на тропинках, чтобы путники знали, куда ведут тропинки и не заблудились, но подумайте, какого тона листочки будут лежать на тропинке, где звучала легкая, светла музыка, а какие на другой тропинке?

Дети раскладывают листочки.

-Доброе дело мы сделали. Пойдем по этой светлой тропинке. А вот и моя полянка. Мы с вами гуляли по золотому осеннему Радонежскому лесу, узнали и увидели много нового, сделали много добрых дел. Нарисуйте все что вы увидели в лесу и потом расскажите всем, что же вам больше всего запомнилось.

-Какими способами можно нарисовать лес (кисточкой, оттиск на стекле, природным материалом, пальчиком). Я предлагаю выбрать любой способ и любые материалы, чтобы рассказать о своих впечатлениях. А помогут вам тонированные листочки или чистые белые, осенние листья, пластилин, восковые мелки или краски.

Работа детей.

Итог: выставка детских работ на мольберте.

-Вот он наш Радонежский лес в наших работах. Мы знаем, что Радонежский лес несет свое название от села Радонеж, а еще какое слово оно напоминает нам. (слово «радость»). И рисунки у нас получились такие радостные. Эти рисунки помогут вам рассказать о путешествии, которое вы сегодня совершили.

Читаю стихотворение.

Какая, Боже, красота.

Росинка в пазухе листа;

И колокольчик голубой,

Земле дарованной Тобой,

И лес, что держит облака,

И эта синяя река,

В которой дремлют камыши.

Какая радость для души.

-До свидания.

Дети идут дальше.

Звучит Благовест.

-Какая звучит музыка?

-Какая звучала музыка?

-Что вы чувствовали, когда слушали ее?

--Какого цвета лес окружал эту тропинку?

-Как одним словом можно назвать эти цвета?

-Я набрала много листьев, когда гуляла по лесу.

Все они разного тона. Какого тона эти листочки?

Разложите их на тропинках, чтобы никто не потерялся в этом лесу, подумайте, какого тона будут лежать листья на тропинке, где звучала легкая, светлая музыка и какого тона на другой тропинке?

-Доброе дело мы сделали. Пойдем по светлой тропинке.

А вот и моя полянка. Мы гуляли по золотому осеннему Радонежскому лесу и узнали, и увидели много нового, делали добрые дела. Нарисуйте и расскажите всем, что больше всего запомнилось.

-Какими способами можно изобразить лес?

А помогут вам чисто белые листы, тонированные, краски. Природный материал.

Вот он осенний Радонежский лес в наших работах.

Мы знаем, что Радонежский лес несет свое название от села Радонеж. А еще какое слово оно нам напоминает?

И рисунки у нас получились радостные. Они помогут рассказать о нашем путешествии.

Какая, Боже красота.

Росинка в пазухе листа;

И колокольчик голубой,

Земле дарованной тобой,

И лес, что держит облака,

И эта синяя река,

В которой дремлют камыши.

Какая радость для души.

Слышится колокольный звон.

В. Ребята, а как сейчас звонят колокола?

Д. Радостно, весело, звонко.

В. А чему мы радуемся?

Д. Радуемся тому, что помогли мишке, украсили дерево, собрали листочки, помогли путнице и т. д.

В. А еще мы радуемся тому, что в эту осеннюю пору все православные христиане вспоминают преподобного Сергия Радонежского. В память о нем споем песню.

В. Наше путешествие окончено, пора отправляться в группу. Оставим гостям наши добрые пожелания и попрощаемся.

В. До свидания!

ЛИТЕРАТУРА:

1. «Православное воспитание детей дошкольного возраста» -

Р. Ю. Киркос, Санкт-Петербург, 2007 г.

2. «Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет» Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, А. Г. Ахтян, Москва, 2009 г.

3. «Русь Святая в пословицах и поговорках» - И. И. Пинькова, Ростов-на-Дону, 2008 г.

4. «Детский музыкальный катехизис» - 2003 г.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Святой покровитель земли русской — Сергий Радонежский» (подготовительная группа) Цель: Познакомить детей с жизнью и духовным подвигом Сергия Радонежского. Способствовать восприятию преподобного Сергия Радонежского, как.

«Святой Сергий Радонежский». Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе Цель: закрепление и обобщение полученных знаний. Задачи: 1. Закрепить знания детей о великом святом, печальнике и заступнике земли Русской.

Конспект занятия «Барельефная лепка «Золотой петушок» Цель: Научить детей барельефному изображению. Задачи: - Овладение техникой барельефной лепки. -Закреплять умение растирать пластилин, вдавливать.

Конспект занятия-беседы по Православию «Жизнь и подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской» Конспект занятия – беседы по Православию «Жизнь и подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской» Тема: «Последователь Слова Божьего.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Преподобный Сергий Радонежский» Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Преподобный Сергий Радонежский» Цели: Выявить, уточнить.

Конспект занятия по логоритмике «Лес осенний, лес грибной» Конспект занятия по логоритмике «Лес осенний, лес грибной» в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. Составитель: учитель-логопед.

Конспект занятия «В гости к золотой рыбке» для детей старших групп Конспект занятия «В гости к Золотой рыбке» для детей старших групп. Цель: обобщение знаний детей через организацию различных видов деятельности.

Конспект открытого занятия по экологии во второй младшей группе «Вот так лес! Полон лес загадок и чудес!» Конспект открытого занятия по экологии во 2 младшей группе. Тема: "Вот так лес! Полон лес загадок и чудес!" Интеграция образовательных.

Конспект занятия по аппликации из ткани «Петушок-золотой гребешок»Конспект занятия по аппликации из ткани «Петушок-золотой гребешок» Нетрадиционная техника аппликации «Петушок-золотой гребешок» Петушок-золотой гребешок" Цель: Развивать интерес, эмоционально положительное.

Конспект занятия «Сергий Радонежский» Программное содержание: · Познакомить детей с русским святым Сергием Радонежским; рассказать о его детстве, семье, о его жизни, которую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по православию «Золотой радонежский лес»
Опубликовано: 21 февраля 2018 в 20:51
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД