Надежда Гук
Конспект занятия по правовому воспитанию. Викторина «Что? Где? Когда?» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
«Викторина «Что? Где? Когда?»
Цель:
S закреплять имеющиеся знания и представления детей об их правах и
обязанностях;
•S учить отвечать на поставленные вопросы, понимать содержание иллюстраций о правах, соотносить их со схематическим изображением;
S развивать мышление и связную речь, совершенствовать навыки речевого общения;
S способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений, положительно влияющих на межличностные отношения детей;
Публикация «Конспект занятия по правовому воспитанию, Викторина „Что? Где? Когда?“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Викторины по теме известной телепередачи «Что? Где? Когда?»
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права детей. Викторины, интеллектуальные игры
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» сентябрь 2014
S воспитывать чувство собственного достоинства и уважения к окружающим людям.
Оборудование:
Волчок; набор медальонов с надписью «Знатоки»; иллюстрации по правам; игра «Правовые часы»; иллюстрации к сказкам «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Золотой ключик или Приключения Буратино»; игра «Хорошо-плохо»; игра «Права и обязанности».
Словарная работа: Конвенция, права, обязанности.
Предварительная работа:
Познавательные занятия «Ты и имя твое», «Мой дом - моя крепость», «Кто придет к тебе на помощь?», «Если что у вас болит, вам поможет Айболит», рассматривание альбома «Дети имеют право», чтение русских народных сказок и беседа по их содержанию в правовом аспекте, дидактические игры и упражнения «Составь картинку и назови право», «Правовые часы», «Скажи по- другому», рисование на тему «Моя семья», оформление альбомов «Кто я?» и Др.
Ход занятия:
1.
Дети стоят в кругу, воспитатель предлагает взяться за руки, крепко сжав
ладони.
В (воспитатель) : - Что вы чувствуете?
Д (дети) : - Тепло.
В: -Да, когда люди вместе. То всем становится тепло и радостно.
В: - Л давайте поиграем в игру «Согреем птичку» : на улице сейчас зима,
птичкам холодно. А мы их своим теплом согреем.
Дети держат ладони, предполагая, что в руках у них птичка, согревают её
теплым воздухом. Затем поднимают руки вверх, раскрывая ладони, и «ветерком» помогают ей лететь.
2.
В: - На сегодняшнем занятии мы постараемся вспомнить все, что мы знаем о правах. Занятие будет необычное. Мы будем играть в игру «Что? Где?Когда?». Это викторина, она состоит из вопросов и ответов.
В: - Участники телевизионной игры с таким названием очень умные люди. Они
знают ответы на многие вопросы. Поэтому их называют знатоками.
Воспитатель предлагает детям сесть полукругом возле стола - волчка.
Каждый ребенок по очереди вращает волчок, а воспитатель зачитывает задание
под этим номером.
1 задание: «Путешествие в страну прав» с использованием альбома «Дети
имеют право».
Назвать право, изображенное на картинке (право на жизнь в семье, право на
достаточное питание и питье, право на медицинский уход, право на
образование, право на отдых).
Дети называют право и показывают соответствующую картинку.
В: - Как называется документ, в котором описаны права детей?
Д: - Конвенция о правах.
В: - Правильно, Конвенция. Это международный договор о защите прав всех
детей. Любой человек, и взрослый, и маленький, должен соблюдать свои права.
2 задание: Решение проблемных ситуаций.
• «Новенький»
В: - В группу пришел новенький мальчик, который не очень хорошо говорил по-русски. Ваня стал дразнить его. Что бы ты сказал Ване?
о Посмеялся бы вместе с ним над новеньким.
о Не обратил внимания на то что Ваня дразнит новичка
о Защитил бы новенького, стал играть с ним.
• «Чужая вещь»
В: - Маша нарядилась в красивое платье и отправилась в гости. По дороге она уронила браслет. Марина и Настя шли сзади, они увидели браслет. Как должны поступить Маша и Настя:
о взять красивую вещь себе;
о оставить ее лежать на земле;
о догнать девочку и отдать ей потерянную вещь. В: - Можно ли забирать себе чужую игрушку? Почему? В: - У каждого ребенка есть право на дом и имущество и никто не имеет права заходить в чужой дом без разрешения и брать чужие вещи.
• «Если рядом кто-то плачет»
В: - Алеша и Лена вышли во двор погулять. Дети увидели девочку, которая стояла около дерева горько плакала. Как должны поступить Алеша и Лена:
о пойти играть со своими игрушками;
о подойти к девочке и спросить, что с ней произошло;
о постараться ей помочь. В: - Почему?
В: - Дети имеют право на защиту со стороны родителей и других взрослых, но в тоже время они обязаны сами придти на помощь тому, кто в ней нуждается.
3 задание: Игра «Правовые часы».
У каждого ребенка по две картинки о правах, карта - часы с эмблемами, изображающими то или иное право. Дети стрелками показывают эмблему соответствующую праву изображенному на их картинках. Воспитатель проверяет выполнение задания.
4 задание: «Музыкальная пауза»
5 задание: «Какое право нарушено»
Воспитатель читает отрывки из сказок, дети называют сказку, находят соответствующую картинку, и отвечают на вопрос «Какое право сказочного героя нарушено в этом отрывке, и кто его нарушил?»
о «Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне да меня и выгнала». (Заюшкина избушка)
Какое право нарушила лиса? (право на жилище)
Кто защитил зайца и помог восстановить право на неприкосновенность жилища? (петух)
о «Посадила девочка братца на травке, под окошко. Сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях». (Гуси-лебеди)
Какое право нарушили гуси-лебеди? (право на жизнь в семейном окружении)
Кто помог девочке спастись и выручить братца? (печка, яблонька, речка)
о «Я буду умненький, благоразумненький, папа Карло, говорящий сверчок велел мне ходить в школу». (Золотой ключик или Приключения Буратино)
О каком праве здесь говорится? (право на образование)
о «Как только коза ушла в лес, волк подошел к двери и запел тоненьким голосом: «Козлятушки, ребятушки, отопритеся, отворитеся, ваша мать пришла. Молока принесла». (Волк и семеро козлят)
Какое право нарушил волк? (право на жизнь и неприкосновенность жилища)
6 задание: Игра «Хорошо-плохо», игра «Права-обязанности».
о Воспитатель предлагает детям разложить картинки на два поля, в
зависимости от поступков детей, изображенных на них: хороший поступок -
на светлое поле, а плохой поступок - на темное поле. о Затем предложить поместить картинки с белого поля на стенд: право на
медицинский уход, право на образование.
В: - Что обязаны делать дети, чтобы сохранить своё здоровье?
В: - Что нужно делать чтобы быть образованным?
7 задание: Чтение стихотворения.
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки. Вдаль смотря широкими глазами, Шел малыш знакомиться с правами. Рядом мама., крепко за руку держала,
8 путь-дорогу умницу свою сопровождала.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают их на свете
В: - Дети, игра закончилась, сегодня вы хорошо ответили на вопросы викторины, поэтому вам присваивается звание «знатоков». Детям вручаются эмблемы.