МААМ-картинки

Конспект занятия по приобщению к культуре чувашского народа «Путешествие в страну разноцветных сурбанов» в средней группе

Абрукова Елена
Конспект занятия по приобщению к культуре чувашского народа «Путешествие в страну разноцветных сурбанов» в средней группе

Конспект занятия в средней группе

Тема: «Путешествие в страну разноцветных сурбанов»

Подготовила: воспитатель 1-ой кв. кат. Абрукова Е. Н.

Программное содержание:

1. Образовательная – познакомить с частью одежды чувашки в прошлом - головной повязкой сурбан, ее разновидностями (вышитые и тканные, с оформленными концами и краями, с разной расцветкой). Учить выделять стилевые особенности сурбанов (цвет, элементы, композиция). Познакомить со смысловым значением чувашских узоров, обозначающих солнце.

Публикация «Конспект занятия по приобщению к культуре чувашского народа „Путешествие в страну разноцветных сурбанов“ в средней группе» размещена в разделах

2. Развивающая – развивать память, внимание и речь.

3. Речевая – упражнять в правильном произношении чувашских слов : хевел – солнце, херле – красный, сара – желтый, симес – зеленый, хура – черный.

4. Воспитательная – воспитывать интерес к чувашскому национальному костюму, вызвать восхищение произведениями чувашского декоративно-прикладного искусства.

Материал:

1. Головные повязки сурбан – вышитые и тканные, с оформленными концами и краями, с разной расцветкой.

2. Карточки с изображениями чувашских узоров.

3. Иллюстрации с изображением женщин в чувашских национальных костюмах.

Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Чтение художественной литературы. Обучение чувашскому языку», «Художественное творчество».

Предшествующая работа:

- чтение с детьми легенды «О солнцах на сурбанах»;

- беседы с детьми о чувашских узорах солнца, о сурбанах;

- раскрашивание альбомных листов с гуашевыми красками (сурбанов).

Словарная работа: активизировать разговорную речь детей; обогащать словарь с существительными, прилагательными; закрепить чувашские слова : хевел, сурбан, мудрецы-шурсухалы; вести новое слово: легенда; с естественной интонацией внятно и отчетливо произносить все слова.

Демонстрационный материал : кукла в национальном костюме; письмо (приглашение); изобразительные модели оригиналов с узорами солнца; узоры для д/игры; образец рисунка солнца на сурбанах; текст легенды; иллюстрации; указка;

Методические приемы: игровая мотивация, беседа, напоминание, рассказывание легенды взрослым совместно с детьми, рассматривание иллюстраций, вопросы, наводящие вопросы, разъяснение слов (мудрецы-шурсухалы, легенда, показ, объяснение, чтение стихотворения, дидактическая игра, рассматривание чувашского узора солнца, обобщение педагога.

Структура занятия :

1. Игровая мотивация (получения письма-приглашения).

2. Знакомство с чувашской головной повязкой сурбан

3. Разновидности сурбанов.

4. Игра «Иголочка и ниточка»

5. Назначение сурбанов.

6. Физминутка.

7. Знакомство с новым чувашским узором солнца.

8. Совместное рассказывание легенды о трех солнцах на сурбанах.

9. Чтение стихотворения Юхма Мишши об узорах.

10. Рефлексия.

Ход занятия:

1. Игровая мотивация

Дети стоят в раздевалке. Входит заведующая и говорит детям: «Елена Николаевна прислала мне письмо, в котором приглашение: «Дорогие дети! Предлагаю вам совершить увлекательное путешествие. Приглашаю вас в страну разноцветных сурбанов…». Заведующая рассуждает: «Это, наверное, удивительная страна, полная неожиданностей и тайн. А вы согласны принять такое приглашение и совершить увлекательное путешествие?» (предлагает детям отправиться в «путешествие»).

2. Знакомство с чувашской головной повязкой сурбан.

Воспитатель: -

Здравствуйте, дети. Я пригласила вас в страну разноцветных сурбанов. Что такое сурбаны? Посмотрите внимательно на эти вещи и скажите, что они напоминают? (предположения детей) Подойдите, пожалуйста, к первому столу. Вот это красивое изделие и есть сурбан. Такие сурбаны носили чувашские женщины. Они их завязывали на голову, поэтому они назывались головной повязкой. Такой сурбан носила и моя бабушка, и моя мама. Вот она мне их и подарила. Эти сурбаны мне очень дороги и я их очень берегу. Давайте развернем его и рассмотрим. Как вы думаете, на что он похож? Верно, сурбан похож на длинное и узкое полотенце. А еще он похож на шарф. А вы знаете - они бывают разные.

3. Разновидности сурбанов :

1. - Дети, этот сурбан - вышитый. Обратите внимание, вышивкой украшены только концы, оба конца этой длинной повязки. Это чувашские узоры, они очень мелкие. Поэтому я приготовила для вас лупы, чтобы вы смогли лучше рассмотреть эти мелкие узоры. Ребята, посмотрите, какие узоры вы увидели? (ответы детей).

2.- Дети, я вам говорила, что сурбаны были разные. Я покажу вам другой вид сурбана. Подойдите, пожалуйста, ко второму столику и сравните, чем они отличаются друг от друга, как они вышиты? (ответы детей). Правильно, у этого сурбана вышивкой оформлены не только концы, но и все края, все четыре стороны сурбана. (Переходим к третьему столику.)

3. - А вот такие сурбаны чувашские женщины ткали. Холодными зимними днями и вечерами ткали чувашские женщины красивые сурбаны. Во время работы они думали о лете, теплом дне, когда солнце разогревает мир, когда ярко цветут цветы, зеленеет трава. Поэтому, наверное, на этом сурбане так много ярких цветов. Посмотрите, а какими цветами ткали сурбаны? (ответы детей).

- А теперь давайте вспомним, как эти цвета произносятся по - чувашски ( ответы детей: красный – херле, желтый – сара, зеленый – симес, синий – кавак)

4. - А еще сурбаны были вот такие (подходим к четвертому столику). Теперь, я думаю, вы сами сможете рассказать, что это за сурбаны, чем они отличаются от других (ответы детей). Верно, эти сурбаны отличаются тем, что яркий, многоцветный узор выполнен не на белом поле или фоне, а на красном. А как вы думаете, чем вышивали чувашские женщины такие красивые узоры? (варианты детей). Да, с помощью иголочки и ниточки.

4. Игра «Иголочка и ниточка».

А сейчас я вам предлагаю немного повышивать. Только вот иголочка и ниточка у нас будут ненастоящими. Выходите ко мне сюда. Я хочу научить вас играть в чувашскую народную игру «Иголочка и ниточка». Но для начала нам нужно выбрать иголочку и ниточку, которые будут вышивать узор. А кто-нибудь знает, как иголка с ниткой вышивают красивые узоры? (показываем руками). Для этого выбираем иголку и нитку с помощью считалки.

Считалка: раз, два, три, четыре, пять – ты идёшь играть. (Показываем, как надо бегать между ребятами). Опять считаем, выбираем других – иголку и нитку. (Играем 2 раза). Молодцы ребята, красивые узоры мы с вами научились вышивать.

5. Назначение сурбанов.

- Давайте теперь подумаем, для чего же носили такие головные повязки сурбан? (предположения детей). Да, такие красивые сурбаны украшали одежду, зимой защищали женщин от холода, а летом – от жары. А еще, дети, они служили в качестве оберега. Оберег происходит от слова «оберегать», значит защищать. Сурбаны оберегали голову и спину женщины от злых людей, от болезней, от злых духов. А носили сурбаны постоянно. На работу одевали одни сурбаны, а в праздники – другие, более нарядные. В красивых, нарядных сурбанах женщины пели, танцевали. Хотите узнать, какие движения они делали? Повторяйте за мной.

6. Физминутка (чувашские танцевальные движения).

7. Знакомство с новым чувашским узором солнца.

- Дети, узоры на сурбанах имеют свое название. Мы некоторые из них уже знаем. Давайте вспомним их (показ карточек с изображением чувашских узоров солнца, дерева, рогатого животного). А теперь мы познакомимся с еще одним узором солнца. Но этот узор состоит из других фигур. Посмотрите, какие это фигуры? (ответы детей). Правильно, это – прямоугольники, а первый узор солнца состоял у нас из каких фигур? Из треугольников (собираем узор из желтых прямоугольников). Видите, как много солнц на сурбане. А вы знаете, почему на сурбане три разных по цвету солнца : желтые, зеленые, синие? Как эти узоры солнца появились на сурбане? (предположения детей). Вот об этом есть одна чувашская легенда – легенда о трех солнцах. А что такое легенда? (предположения детей). Легенда – это предание, необыкновенная история. Слушайте внимательно.

8. Совместное рассказывание чувашской легенды о трех солнцах на сурбане.

«Было когда-то в мире не одно, а три солнца. И находились они близко к земле. Поэтому везде было жарко-жарко. Люди не знали, что такое зима, снег, лед. Ходили по земле, не знали, что такое тепло одеваться, как делать валенки, теплые чулки, варежки, шапки. А вокруг росли такие удивительные растения и деревья, которые давали людям все, что надо было для жизни, для здоровья, для веселья. Но были люди, которые не понимали, как хорошо жить в жарких странах. Они часто жаловались: «Жарко! Невозможно дышать! Не хотим жить так!», «Хотим, чтобы было не три, а одно солнце!», «Убить надо одно солнце!» - кричали они. Мудрые старцы – шурсухалы предупреждали, что ни одно солнце нельзя убивать, иначе будет большая беда, но их не послушали. Пригласили знаменитого охотника и приказали выстрелом из лука убить одно из солнц. «Ведь шурсухалы предостерегали нас от этого!» - отказался выполнить их приказ охотник. «Если сейчас же не выполнишь наш приказ, то убьем тебя самого!» - прикринули на него люди, которые хотели убить солнце. Тогда, страшась смерти, охотник натянул тетиву, долго целился и выстрелил. Стрела со свистом полетела на солнце. Попала прямо в сердце небесному светилу. Оно погасло. Но жара не убыла. «Убить еще одно!» - приказали эти люди охотнику. Тот убил и другое солнце. Оставшееся светило испугалось людей и убежало высоко – высоко, куда не могла долететь убийственная стрела. И тут люди с ужасом заметили, что стало холодно. Слишком холодно. Замерзли деревья, травы. От холода стали умирать дети. Не хватало пищи. Снега замели поля и луга. Реки покрылись льдом. Настала зима. Испугались люди и пошли с поклоном к мудрым старцам – шурсухалам, стали просить у них мудрых советов. Те сказали: «Не послушались вы нас и совершили непоправимое. Убитых уже не оживить. А оставшееся светило убежало. Оно больше не верит людям. Надо сделать так, чтобы оно поверило нам и вернулось». «Да, да, - соглашались с ними люди, - мы на все готовы, чтобы возвратить солнце». «Хорошо! – сказали мудрецы. – Надо всем начать рисовать три солнца. Всюду. На земле, на стенах домов, на стенах окон. А наши женщины пусть рисуют три солнца, которые светили нам, на тканях. Тогда оставшееся солнце поймет, что люди одумались, жалеют о содеянном, и вернется к нам… И на каждом сурбане вышивались три разных солнца. Так родились сурбаны

- Интересная легенда. Теперь мы будем знать, как появились узоры и что они обозначают. И до сегодняшнего дня эти узоры сохранились, дошли до наших дней. По сегодняшний день люди рисуют на зданиях, на домах, вышивают на тканях, рисуют на бумаге, а мастера Чувашии разукрашивают различные ручные изделия, украшают узорами одежду людей. Чувашские узоры солнца стали гордостью чувашского народа.

9. Воспитатель: Послушайте отрывок из стихотворения чувашского поэта Юхма Мишши, что он говорит о чувашских узорах на сурбане :

Рисунок каждый и узор

Повествовали на сурбане

О том, что в жизни было ране,

И не забыто до сих пор.

10. Рефлексия.

1. Что нового мы узнали сегодня?

2. Какие бывают сурбаны?

3. С каким новым узором солнца мы познакомились?

4. Из каких фигур состоят эти узоры?

5. Какие цвета были использованы для вышивания?

6. Для чего носили сурбаны?

7. Где еще мы встречаем узоры солнца?

8. Какую легенду мы вспомнили?

Публикации по теме:

Конспект занятия «Быт и традиции чувашского народа» Развивательные: 1. Развивать у детей толерантность, доброжелательные отношения к представителям других национальностей; Воспитательные:.

Конспект интегрированного занятия по приобщению к русской культуре «В тереме-светлице» Ход занятия: Дети входят в группу, где создан уголок русской избы: печь, стол, накрытый скатертью, самовар, прялка, чугунок, ухват, колыбель,.

Конспект НОД «Путешествие в страну народных игр» по физической культуре в подготовительной группеКонспект НОД «Путешествие в страну народных игр» по физической культуре в подготовительной группе Конспект непосредственно-образовательной деятельности по физической культуре в подготовительной группе (инструктор по ФИЗО Петрова Л. В.).

Конспект ОД по физической культуре в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Неболейку» Цель: формирование у детей потребности к здоровому образу жизни. Оздоровительные: -формировать у детей интерес к занятиям физкультурой;.

Конспект занятия в средней группе «Путешествие в страну Математика» Цель: Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг. Закрепить умение считать.

Конспект занятия по физической культуре «В страну Неболейка» для детей средней группыКонспект занятия по физической культуре «В страну Неболейка» для детей средней группы Цель: формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни. Интегрированные образовательные области: познавательное развитие,.

Конспект занятия по физической культуре в средней группе «Путешествие на корабле «Смелый» Цель: : Развитие физических качеств и укрепление здоровья детей. Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься.

Конспект занятия по физической культуре в средней группе «Веселое путешествие в зоопарк» Цель: укрепление здоровья детей, воспитание у детей потребности в занятиях физкультурой. Задачи: Упражнять в беге врассыпную с увёртками.

Конспект занятия «Путешествие в страну безопасности» в средней группе Конспект занятия «Путешествие в страну безопасности» в средней группе Цель: Закреплять знания о правилах безопасности в любых ситуациях.

Конспект занятия в средней группе «Путешествие в Песочную страну» (Средняя группа) Программное содержание: Познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть, способность пропускать воду,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по приобщению к культуре чувашского народа «Путешествие в страну разноцветных сурбанов» в средней группе
Опубликовано: 10 февраля 2019 в 16:19
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД