Конспект занятия «Быт и традиции чувашского народа»

Лариса Ефимова
Конспект занятия «Быт и традиции чувашского народа»

Развивательные:

1. Развивать у детей толерантность, доброжелательные отношения к представителям других национальностей;

Воспитательные:

1. Воспитать положительные отношения к истокам древней культуры;

Закреплять умение выполнять на практике полученное знание.

Предшествующая работа:

Дети знакомы с культурой и бытом чувашского и русского народа, чтение русских и чувашских народных сказок, активизация словаря: обогащение словарного запаса детей, знакомство с новым словом – бортничество.

Ход занятия:

Тихо звучит народная мелодия. Дети входят в комнату, отделенную шторой. Воспитатель встречает детей в чувашском национальном костюме.

Воспитатель: Здравствуйте ребята, салам. Ребята, я с вами поздоровалась на двух языках: на русском – здравствуйте и на чувашском – салам. Я по национальности чувашка и пришла к вам сегодня в чувашском национальном костюме.

(Стук, треск, звучит волшебная музыка и за ширмы появляется чувашский домовой – Херт-сурт).

Херт-сурт: Ой, кто это нарушил мой покой. Я тихо сидела и пряла пряжу.

Дети: А вы кто? Ой, как странно она одета.

Херт-сурт: Я домовой, который живет в чувашской избе. Я редко показываюсь людям, но если меня увидели, то я принимаю облик женщины, одетая в белое. Зовут меня Херт-сурт. Я живу на печке, пряду пряжу и просеиваю муку. Люди меня не видят, но по шуму, который при этом происходит, можно обнаружить присутствие моего духа. А еще я люблю на конюшне заплетать косички в гривах любимых лошадей и ухаживаю за скотом. Ребята, вы поняли кто я такая?

Дети: Да. Это дух дома. Чувашская домовая.

Воспитатель: А у русского народа есть домовой? (Рассматривание куклу домового)

Дети: Есть.

Воспитатель: У русского народа домовой мужского рода и одет в простую крестьянскую одежду. Живет дома в избе. Он радивой хозяйке помогает. Следит за порядком. Если хозяйка ленивая, то он сквашивает молоко, прокисают щи.

Херт-сурт: Ребята, я вас приглашаю вместе со мной перенестись в далекое прошлое в чувашскую избу. Закрываем глаза и все вместе окажемся там. (Звучит волшебная музыка). Дети входят в следующий зал.

Воспитатель: Ребята, занимайте свои места. Мы перенеслись в чувашскую избу. А об обычаи чувашского народа я бы вам хотела рассказать.

2 слайд. Воспитатель: Население Среднего Поволжья занималась земледелием, возделывали ячмень, овес, горох. Занимались животноводством. Чуваши разводили лошадей, коров, овец, коз, кур, свиней. Рыболовством занимались жители приречных и приозерных районов, в основном — для собственного потребления. Ходили на охоту, добывали мелкую дичь (утки, гуси)

3 слайд. Воспитатель: Основным ремеслом считалось бортничество.

Дети: А что это такое?

Воспитатель: Это пчеловодство. Разводили пчел и собирали мед. Называлась это раньше бортничество. Ребята, давайте вместе повторим.

4 слайд. Раньше чуваши жили в избах, по чувашски называется – пурт. Отапливались печкой, на чувашском-камака. Она была кормилицей для всей семьи. В ней готовили обед, пекли пироги, хлеб. Ребята, а давайте вспомним пословицы про хлеб.

Дети рассказывают пословицы на чувашском и на русском языке.

Воспитатель: Скажите, а в русских семьях, где готовили обед?

Дети: Тоже в печках.

5 слайд. Воспитатель: Возле печи располагался небольшой стол для приготовления пищи. По чувашски это называлась тепель. Этот угол избы выполнял функцию современной кухни. Там находилась много домашней утвари.

6 слайд. В.:По периметру дома располагались деревянные неподвижные скамьи –сак. А в русской избе это лавки, которые можно переносить с места на место. Напротив печки находился обеденный стол, за котором обедала вся семья. В углу находилась божница. Ребята, а в русской избе где находится обеденный стол и угол, где находятся иконы как называется?

Дети: Красный угол.

7 слайд. В.: Ребята, посмотрите какая посуда была раньше. Это изделие выполнено долблением со вставным дном, название черес. Это кадушка для хранения продуктов в основном сыпучих. Здесь на картинке представлена пат чересе – пудовка.

Ещё была посуда цельно долблённая – чаша, ковши, ложки.

Большая деревянная чаша служила для подачи первого (шурпе) на всех членов семьи. А хотите я вам расскажу из своего личного опыта …

А в русских избах посуда в основном была глиняная: чашки, кувшины, крынки для молока. Ребята, а что это за посуда?

Дети: Это такой кувшин с узким горлышком, где молоко не киснет.

Воспитатель: Молодцы ребята. Для хранения и переноски продуктов и разных вещей применялась плетеная тара (кушел). В кушель - аккуратно сделанную плетеную сумку с крышкой – укладывали продукты на дорогу. У русского народа тоже использовалась плетеная посуда из бересты (кора березы, из лозы, из прутьев.

8 слайд. Воспитатель: Ребята, посмотрите на слайд, что находится рядом с печкой?

Дети: Сундук

Воспитатель: Да, правильно, сундук. А как вы думаете для чего он нужен?

Дети: Раньше в старину не было шкафов и люди хранили свою одежду в сундуке.

Воспитатель: Чем больше был сундук, тем богаче считалась семья. У русских тоже сундук служил местом для хранения вещей.

9 слайд. Воспитатель: Ребята, кто мне назовет, что это находится в доме?

Дети: Ткацкий станок.

Воспитатель: В каждой избе обязательно находился ткацкий станок. Люди работали на нем, ткали ковры. На слайде видно, что дом украшен самоткаными коврами. Рядом располагалась люлька, чтобы хозяйка могла работать и тут же качать ребенка. Чувашская изба была украшена красивой вышивкой. Ее вешали на стены. В русских избах вышивкой украшали подушки, покрывала.

Ребята, мы с вами познакомились…

Дети: Почти нет.

10 слайд. Воспитатель: Чувашский женский костюм состоит из белой длинной рубахи, фартука, по чувашски-саппун, пояса. Рубаха украшена вышитыми узорами по груди, по рукавами по подолу, т. е. по низу. Ребята, назовите национальный женский костюм у русского народа.

Дети: Сарафан.

Воспитатель: Да, сарафан – одна из главных деталей русского народного женского костюма. В каждой местности был свой фасон сарафана и узоры на нем.

11 слайд. Разнообразием и изяществом отличались женские головные уборы у чувашского народа. Ребята, а как называется головной убор у девушек? Кто помнит?

Дети: Тухья.

Воспитатель: Правильно, тухья – шлемовидная шапочка, покрытая бисером и мелкими монетами. А женщины одевали на голову шапочки, обшитые с монетами, и имеющие «хвост» - деталь, спускающаяся на спину, который украшали бисером, мелкими монетами и тесьмой.

Дети: Хушпу.

12 слайд. Воспитатель: А у русского народа девушки носили венцы, повязки, оставляя макушку головы открытой, и носили одну косу. А что носили женщины?

Дети: Кокошник. Волосы были убраны.

13 слайд. Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь изображен чувашский мужской костюм. Рубаха была широкая и длинная, почти до колен. Грудной разрез был сбоку, воротника рубаха не имела. Рубаха была украшена вышивкой. Посмотрите, а это русский мужской костюм. А теперь скажите мне, они похожи или чем-то отличаются?

Дети: Они похожи.

14 слайд. Воспитатель: Люди не только хорошо работать, но и хорошо умели отдыхать, отмечать праздники. Ребята, какой праздник отмечают провожая зиму и встречая весну?

Дети: Масленица.

15 слайд. Воспитатель: Да, русский народ также отмечают этот праздник: поют песни, танцуют, играют разные народные игры.

16 слайд. Воспитатель: Кер-сари - чувашский национальный обрядовый праздник, который традиционно проводился после завершения осенних уборочных работ. В дни празднования обязательно пекли хлеб, пироги из нового урожая и готовили разные напитки. Вся неповторимая красота старинных чувашских обычаев отразилась в празднике «Кер-сари».

17 слайд. Воспитатель: У русского народа после совместного тяжелого труда на «Осенины» устраивались ярмарочные гуляния и заканчивался праздник общим пиром. Во время праздника люди танцевали и играли.

Херт-сурт: А вы хотите поиграть? Выходите на чувашскую народную игру. Игра называется «Иголка, нитка, узелок», «Йеппи, сиппи, тевви»

Подготовка к игре. Все становятся в круг и берутся за руки. Выделяются и устанавливаются в ряд три игрока: первый иголка, второй нитка и третий узелок, все три на некотором расстоянии от остальных.

Игра. Иголка бежит то в круг, то, из круга, куда хочет. Нитки и узелок следуют только в том направлении и под теми воротами, где пробегала иголка. Если нитка ошиблась направлением, запуталась, или узелок поймал нитку, то игра начинается сначала, и выбираются новая иголка, нитка и узелок.

Правило. Играющие не задерживают и свободно пропускают иголку, нитку и узелок и поднимают руки.

Воспитатель: Ребята, а на какую русскую народную игру похоже это игра?

Дети: Кошки-мышки.

Херт-сурт: Давайте поиграем и «Кошки-мышки».

Херт-сурт: Ой, я устала. Давайте возвращаемся обратно в детский сад. Закрывайте все глаза.

Звучит волшебная музыка.

Воспитатель: Ой, куда нас домовой перенес? Мы с вами попали в музей Эрмитаж на виртуальную экскурсию. А об музее нам расскажет Любовь Евгеньевна.

Воспитатель: Мы столько много узнали о традициях и быте чувашского и русского народа. И сегодня я вам предлагаю оставить подарок музею нашего детского сада. Посмотрите, ребята, какие колокольчики. Мы с вами в группе выполняли роспись на бумаге. А сегодня будем расписывать на деревянных колокольчиках. Прошу вас занять места.

.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Обычаи и традиции русского народа» для детей старшей группыКонспект занятия «Обычаи и традиции русского народа» для детей старшей группы «Обычаи и традиции русского народа» для детей старшей группы Цель: Воспитание любви к русской национальной культуре. Задачи: -Продолжать.

Конспект открытого занятия «Русская матрёшка и традиции русского народа»Конспект открытого занятия «Русская матрёшка и традиции русского народа» Открытое занятие «Русская матрёшка и традиции русского народа» Задачи: Дать представления о том, что как народные мастера изготавливают.

Конспект занятия по знакомству с культурой чувашского народа «Сто тысяч слов, сто тысяч песен, сто тысяч вышивок» Цели: Знакомство с культурой, историей, традициями чувашского народа. Задачи: Показать богатство, художественные достоинства народного костюма,.

Конпект НОД по познавательному развитию «Весенние обычаи чувашского народа» в старшей группе. Программное содержание: • расширить знания детей о России, о людях, населяющих Поволжье, • закрепить знания о быте, одежде чувашей, •.

Конспект итогового мероприятия по проекту «Культура и быт русского народа» в старшей группе Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств».

Конспект итогового мероприятия по проекту «Культура и быт русского народа» в старшей группе с презентацией Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств».

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект занятия «Быт и традиции чувашского народа»
Опубликовано: 15 августа 2018 в 22:19
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 ноября-Всемирный день ребенка
Всемирный день ребенка Встречаем всей планетой, Счастливы пусть будут На Земле все дети. Живут пусть окруженные Любовью и добром, Веселым шумом, гамом...
Интегрированное занятие по развитию речи и лепки «Осенние мотивы»
Тема: «Осенние мотивы». Интеграция образовательных областей: «Познание» ( формирование целостной картины мира, «Коммуникация», «Художественное творчество» (...
Рисование на песке как инновационная технология в ДОУ
У каждого из нас есть свои воспоминания из детства, связанные с играми в песке – морском, речном или тем, что в песочнице у дома. Однако песок не так прост....
Фотоотчет о сдаче норм ГТО для разновозрастных групп
Готов к Труду и Обороне! Горжусь Тобой Отечество! Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» ( ГТО) — полноценная программная...
Конспект занятия в средней группе «Дело мастера боится»
Цель: Закрепление и обобщение знаний о рабочих инструментах и их назначении. Ознакомление детей с техникой безопасности при работе с орудиями труда. Задачи:...