МААМ-картинки

Конспект интегрированного занятия по приобщению к русской культуре «В тереме-светлице»

Маргарита Фирсова
Конспект интегрированного занятия по приобщению к русской культуре «В тереме-светлице»

Ход занятия:

Дети входят в группу, где создан уголок русской избы : печь, стол, накрытый скатертью, самовар, прялка, чугунок, ухват, колыбель, корыто. Их встречает воспитатель, одетый в русский народный костюм.

Хозяюшка Марья: Я - хозяюшка Марья.

Приглашаю вас в терем– светлицу!

Веселья вам да радости!

Давно я вас жду- поджидаю,

Праздник без вас не начинаю.

Припасла я для вас забавушек на всякий вкус:

Кому загадку, кому- правду, кому- песенку.

Дети садятся.

Хозяюшка Марья: Всем ли места хватило?

Всем ли слышно, всем ли видно?

Публикация «Конспект интегрированного занятия по приобщению к русской культуре „В тереме-светлице“» размещена в разделах

Саша: Гостям- то, известное дело, хватило места, не тесновато ли хозяевам?

Хозяюшка Марья: В тесноте, да не в обиде!

2. Беседа.

Хозяюшка Марья: Загадаю вам загадки, кто смышленей, погляжу.

ЗАГАДКИ.

Если работает она,

Не будет голодной семья. (Печь).

Алена: Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет.

Варежки сушить поможет,

Деток спать уложит.

Книзу узок, верх широк,

Не кастрюля-(Чугунок).

Алина: В чугуне щи варили, кашу томили, молоко топили.

Хозяюшка Марья: Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит. (Самовар).

Алина: Сверху пар, снизу жар- кипит русский самовар.

Хозяюшка Марья: Однорук, зато рогат,

Он в семье первейший хват. (Ухват).

Матвей: Чугунок очень рад, что его схватил ухват.

Хозяюшка Марья: Оно, ложась на чьи-то плечи

Носило воду в дом из речки. (Коромысло).

Хозяюшка Марья: А что на ноги обували? (Лапти).

Даша: Лапти, лапти, лапоточки, из лыка да бересты плетеные, легкие да просторные.

Хозяюшка Марья: (показывает рисунок) : На онучи их надевали. Онучи - это ткань для обмотки ноги до колена. Оборами подвязывали. Оборы - это подвязки.

А это люлька- кроватка для младенца. Она крепилась к потолку. (Звучит плач ребенка) Кто тут плачет, слезы льет (Достает из люльки куклу). Да это малец - удалец. Сегодня родился да рассердился. Лиза, возьми его на руки, покачай, он и успокоится.

Хозяюшка Марья: С давних пор так повелось: ребенок рождается, его именем нарекают. Давайте дадим ему имя, да не модное заграничное, а старинное русское. Для этого посмотрим в специальную книгу - святцы. В феврале именины у Егора. Человек растет, и имя его растет. Пока он кроха, его все будут называть ласково - Егорушка. Подрастет малыш, станут Егором звать. А как повзрослеет, Егором Ивановичем будут величать. А как вас будут звать, когда вы станете взрослыми?

Хозяюшка Марья: Молодцы! Вот вы и познакомились с Егорушкой, назвали ему свои имена. А вы знаете, что означает имя Егор? Егор- хозяин земли. Когда родители называли ребенка этим именем, они мечтали о том, что когда вырастет сын, будет у него много земли и станет он богатым и счастливым.

Посмотрите, здесь для маленького Егорушки приготовлены необычные предметы. (Показ уголька, зерна, монеты). Как вы думаете, для чего они младенцу?

Во времена ваших прапрабабушек и прапрадедушек уголек, зерно и монеты клали в корыто с водой, где ребенка в первый раз купали. Когда клали уголек, приговаривали: «Привыкай к домашнему теплу».

Ребенок кладет уголек и повторяет слова.

Хозяюшка Марья: А когда клали зерно, говорили: «Будь всегда сыт».

Ребенок повторяет действие.

Хозяюшка Марья: Кто из вас догадается, для чего клали монетки, и какие слова при этом говорили?

Правильно, Вика, положи монетку в воду со словами: «Будь всегда богат».

Вместе с ребенком купаем куклу.

Тили- тили, тили-тили,

А мы по воду ходили.

Воды для Егорки

Полное ведерко.

Мыли- мыли, мыли-мыли,

Бело- набело отмыли.

Лишь головка одна,

Как была, черным - черна!

Алена помоги мне вытереть Егора, подай полотенце.

Полотенце вышито и бело,

Вытирай- ка малыша умело.

Будет чистеньким малыш,

Вырастет у нас крепыш!

Мы искупали, вытерли Егорку, а что теперь делать?

Дети: Его надо запеленать, одеть.

Хозяюшка Марья: Заворачивали ребенка в отцову рубаху, чтоб он был похож на отца, стал таким же работящим, честным и добрым, как и он. Соня, помоги мне.

Соня: Расти, малыш, будь похож на отца с матерью, трудись, как они трудятся, отдыхай, как они отдыхают.

Хозяюшка Марья: Пора Егорушку стать уложить. Что это в люльке? (Вынимает хлеб и соль). Зачем они тут? (Предположения детей). На Руси не только долгожданных гостей, но и новорожденных встречали хлебом- солью. Приговаривали: «Наконец- то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!».

Хозяюшка Марья: Вот и уснул Егорка. У него сегодня именины. Пока в свой первый день ребенок спал, родные и близкие готовили ему подарки. Как вы думаете, что можно подарить младенцу?

Старались родные. Кто сошьет рубашечку, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Вот и мы сделаем куклу- оберег: вы для себя, а я для Егорушки. Куклу- оберег делают без ножниц и иголок. Ей не рисуют лицо, чтобы злая сила не навредила младенцу.

Практическая работа.

Посмотрите, сколько разноцветных лоскутков я для вас приготовила. Вы уж постарайтесь, сделайте кукол яркими и нарядными. Но сначала приготовим пальцы к работе.

Пальчиковая гимнастика.

Я колышки тешу, Движение «строгаем»

Огород я горожу, Сплетаем пальцы в «замок»

Я капусту сажу, Соединяем пальцы, мягко надавливая

друг на друга

Сажу беленькую, Поглаживаем пальцы

Развеселенькую. Обхватываем поочередно руки

Хозяюшка Марья: В старину говорили: «С песней и труд спорится». Подпевайте мне.

Исполнение песни «Золотая прялица».

Хозяюшка Марья: Хорошие вы обереги сделали. Свой я подарю Егорушке, пусть

хранит его и защищает.

4. Хоровод.

Хозяюшка Марья: На именинах надобно веселиться, хоровод водить, в игры играть. Становитесь- ка в хоровод.

Инсценировка хоровода «Пошла млада за водой».

5. Итог.

Хозяюшка Марья: Что вам больше всего понравилось? Какие обычаи вам показались наиболее интересным?

Литература:

«От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -М. :МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2012.

Ребенок в детском саду. -ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника». -№1,2012.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия инструктора по физической культуре и учителя-дефектолога. Образовательная область: «Физическая культура» и «Дефектология». Интеграция: «Познание», «Социализация». Задачи: формирование у детей.

Конспект интегрированного занятия по мотивам русской народной сказки «Лиса и Волк»Конспект интегрированного занятия по мотивам русской народной сказки «Лиса и Волк» Конспект занятия по мотивам русской народной сказки "ЛИСА И ВОЛК" ПЛАН 1. Приветствие гостей. 2. Чтение сказки с просмотром слайдов. 3.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и приобщению к искусству в старшей группе «Грачи прилетели» Тема: «Составление описательного рассказа по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» [/h3] Цель: Приобщение детей к прекрасному.

Конспект интегрированного занятия по русской народной сказке «Козлятки и волк» в первой младшей группе Конспект интегрированного занятия по русской народной сказке «Козлятки и волк» (в обработке К. Ушинского). Интеграция областей : «Развитие.

Конспект НОД по по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русский народный костюм» Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие. Цель: формировать представления детей.

Конспект НОД по приобщению к истокам русской народной культуры в средней группе «Дружба — великая сила»Конспект НОД по приобщению к истокам русской народной культуры в средней группе «Дружба — великая сила» Программное содержание 1. Воспитывать интерес к фольклору, уважение к народной культуре. 2. Познакомить детей с образцами устного народного.

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Волшебный мешочек» в средней группе Цель: развивать познавательные и речевые умения детей на примере любимых сказок. Задачи: - формировать умение узнавать знакомые сказки по.

НОД ОО по приобщению детей к изобразительной культуре «Золотистые поля» Программные задачи: Актуализировать знания детей о творчестве художника-пейзажиста И. И. Шишкина; Учить соотносить.

Проект по приобщению к русской народной культуре «Кукла — народная игрушка» Выполнила: воспитатель Мишина Г. М. Цель исследования: Пробудить интерес детей к русской народной культуре. Задачи проекта: Познакомиться.

Рабочая программа по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре «Русская изба» Нормативные документы Рабочая программа по реализации образовательного содержания ОПДОУ в условиях ФГОС. Рабочая программа - это комплексная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия по приобщению к русской культуре «В тереме-светлице»
Опубликовано: 21 октября 2018 в 22:32
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД