МААМ-картинки

Конспект занятия по продуктивной деятельности в старшей группе «Кукла из бабушкиного сундука»

Любовь Мариничева
Конспект занятия по продуктивной деятельности в старшей группе «Кукла из бабушкиного сундука»

Изготовление куклы-закрутки «Пеленашка»

Цель занятия: раскрыть игровое и культовое значение куклы в истории русского быта и на современном уровне развития.

Задачи:

1. создать условия для развития сенсорной сферы (развитие глазомера, ориентировки в пространстве);

2. дать возможность изготовить куклу своими руками: научить передавать точность формы;

3. способствовать поло-ролевому воспитанию;

4. развивать познавательный интерес к традициям и жизни своих предков.

Публикация «Конспект занятия по продуктивной деятельности в старшей группе „Кукла из бабушкиного сундука“» размещена в разделах

Наглядный материал: образцы кукол, кукол-закруток, фотографии кукол.

Материалы для изготовления кукол: 2 лоскута ткани размером 30 х 30 см, куски ткани, бывшие в употреблении (от старого изделия, шерстяная пряжа красного цвета.

Методы обучения:

1. словесные – рассказ, беседа;

2. наглядные – демонстрация образцов кукол и приемов работы;

3. практические- репродуктивный, проблемно- поисковый, игровой.

Тип занятия: комбинированный.

Ход занятия.

Восп. : Сегодня нас ждет удивительно увлекательная работа. Мне эта работа очень нравится. Я постараюсь сделать так, чтобы и вам было интересно.

Мы будем сегодня играть в куклы- куклы необычные,а сделанные вами своими руками. Сегодня ваши родители покупают вам куклы в магазине. В нашей группе тоже много нарядных кукол и, вы с удовольствием играете в них. Вам нравится играть в куклы?

Ответы детей.

Восп. : Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Всюду, где селится и живет человек, от суровых заснеженных северных просторов до знойных безводных песков пустынь, кукла – неизменный спутник детей. Она привлекает своей похожестью на нас-людей и дает возможность детям представить ее в игре в разных жизненных ситуациях (танцующей, заболевшей, капризной). То есть, играя, вы проживаете с нею,беря на себя роль взрослого. Наверное, в этом и таится великая загадка куклы.

Восп. : Как кукла приходит в наш дом?

Ответы детей: Дети рассказывают, что одних кукол им дарили, покупая в магазине; других – они рисовали и вырезали из бумаги.

Восп. : Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и фантазии людей, создавших ее. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом и есть главная ценность традиционной народной куклы.

Сегодня, к сожалению, утеряны корни возникновения куклы. Давно-давно она служила обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях, превратившись позднее в детскую игрушку.

Сегодня мы с вами попробуем сделать куклу, в которую играли дети в древности. Согласны?

Ответы детей.

Физультминутка - «Танец куклы»

Практическая работа. Изготовление куклы-закрутки «Пеленашки»

Восп. : Для своих детей родители в древности делали кукол. Чтобы их порадовать. В кукле воспроизводились основные признаки человека: туловище, голова. Изготавливали куклу из куска ношеной домотканой одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших ее рук. Ткань при изготовлении нельзя было резать, а только отрывать. Дети берегли игрушку, а повзрослев, передавали их уже своим детям.

В этой кукле воспроизводились особенности быта русских крестьян. Считалось, что ограничение движения сделает ребенка незаметным для злых духов. Детей поэтому пеленали и старались не показывать младенцев чужим людям. В традиционном русском быту это был единственно признаваемый способ. Спеленутая кукла сопровождала и детские игры. Через игру крестьянские дети узнавали традиции своего народа и жизненно важные умения. С девяти лет их начинали привлекать к домашним работам. К 12 годам они приобретали все навыки крестьянской жизни.

Физультминутка. Пальчиковая гимнастика.

Восп. : Перед вами лежат разные кусочки ткани. Начнем мы с кусочков старой ткани и скрутим ее в трубочку. Для этого сначала сложим ткань пополам, а затем скатаем плотно.

Показ операции скатывания воспитателем. Дети по показу выполняют операцию.

Восп. : Теперь нам следует спеленать нашу трубочку, как если бы завернули в пеленку вашу куклу. Многие из вас это делали не один раз во время игр.

Дети выполняют операцию пеленания. Воспитатель при необходимости помогает.

Восп. : Осталось нашу куклу перевязать, чтобы кукла «пеленашка» не раскрылась для чужих злых глаз. Особенностью этой куклы, как и многих других кукол, является отсутствие у них лица. Наши предки верили в злых духов, боялись их и, потому, изготавливая кукол, не рисовали им лица, боясь привлечь несчастье в свой дом. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. И когда наступала пора, бабушка доставала из заветного сундука волшебных куколок, разноцветные лоскутки, мотки ниток и начинала обучать внучку старинному искусству кукольного рукоделия.

Итог занятия. Дети показывают своих кукол-пеленашек.

Восп. : Ребята, предлагаю спеть колыбельную песенку для ваших кукол.

Дети встают в круг и напевают знакомую колыбельную песенку.

Восп. : Ребята, чем мы сегодня занимались? Пригодится ли это вам в жизни? Зачем?

Что вы чувствовали, о чем думали во время создания своих кукол?

Ответы детей.

Восп. : Вот и вы сегодня научились делать куклу самостоятельно, узнали, какую роль в прошлом играли куклы в жизни наших предков.

Литература

1. Дайн Г. Л., Дайн М. Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М. : «Культура и традиции», 2008.-119 с.

2. Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. -СПб. : «Паритет», 2003.-240 с.

Публикации по теме:

Занятие по ознакомлению с разнообразием народного промысла «Игрушки из бабушкиного сундука» Игрушки из бабушкиного сундукаЦель: ознакомление детей с разнообразием народной игрушки; развитие интереса к народным промыслам России.

Конспект продуктивной деятельности в старшей группе «Цветочек» в технике «изонить» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Конспект продуктивной деятельности в старшей группе по теме «Цветочек» в технике.

Конспект продуктивной деятельности в старшей группе «Кораблик» в технике «изонить» Конспект продуктивной деятельности в старшей группе по теме «Кораблик» в технике изонити. Цель: Продолжать знакомить детей с техникой изонити.

Конспект продуктивной деятельности в старшей группе «Снежинка» в технике «изонить» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Конспект продуктивной деятельности в старшей группе по теме «Снежинка» в технике.

Конспект продуктивной образовательной деятельности по сюжетному рисованию в старшей группе «Осенняя сказка» Цель: развитие у детей художественно-творческих способностей при выполнении сюжетных рисунков с привлечением техники печати листьями. Задачи:.

Конспект продуктивной образовательной деятельности в старшей группе «Мои любимые животные» Задачи: учить передавать в рисунке выразительные образы домашних животных (форму тела, пропорции частей тела, окраску) с опорой.

Конспект занятия «Куклы бабушкиного сундука» Тема: «Куклы бабушкиного сундука» Цель: Развитие интегративных качеств воспитанников в процессе приоб-щения к истории русской культуры.

Мастер-класс для родителей «Кукла из бабушкиного сундука»Мастер-класс для родителей «Кукла из бабушкиного сундука» «Куклы из бабушкиного сундука» «Кто в куклы не играет, тот счастье не знает» (народная мудрость). В нашем детском саду «Дубравушка» состоялось.

Рабочая программа дополнительного образования «Куклы из бабушкиного сундука» для детей старшего дошкольного возрастаРабочая программа дополнительного образования «Куклы из бабушкиного сундука» для детей старшего дошкольного возраста Здравствуйте уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию рабочую программу "Куклы из бабушкиного сундука" Данная программа кружка «Кукла.

Сценарий праздника «Сказки из бабушкиного сундука» по мотивам календарного осеннего праздника «Кузьминки» для детей 6–7 лет Картина 1-я На скамье возле печки сидит девочка лет 6-7 лет, прядёт на прялке, напевая песню. Входят три девочки. 1-я: Здравствуй, милая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по продуктивной деятельности в старшей группе «Кукла из бабушкиного сундука»
Опубликовано: 5 ноября 2018 в 12:21
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД