Получи документы

Конспект занятия «Мордовия — наш край родной. Природа Мордовия»

Людмила Горбунова
Конспект занятия «Мордовия — наш край родной. Природа Мордовия»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Природа Мордовии»

Цель: формировать представление детей о разнообразии растительного и животного мира Мордовского края.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

- дать детям представление о том, как люди заботятся о природе, создают заповедники;

- расширять представление детей о птицах, животных, и растениях Мордовского края.

Развивающие задачи:

- развивать познавательный интерес к природе родного края;

Публикация «Конспект занятия „Мордовия — наш край родной, Природа Мордовия“» размещена в разделах

- развивать речь детей, активизировать в речи употребление слов-определений.

Воспитательные задачи:

- воспитывать чувство патриотизма, любви к своей республике;

- воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Интегрирование образовательных областей:

Речевое развитие: совершенствование диалогической и монологической формы речи, фразовых и связных высказываний.

Познавательное развитие: расширять представление о природе Мордовии.

Физическое развитие: формирование правильной осанки.

Методы и приё мы:

Словесный метод: рассказ воспитателя, беседа, чтение стихотворения, пояснение

Наглядный метод: визуализация с помощью телевизора.

Практический метод: Д/и «Кто живет в наших лесах?»

Словарная работа: заповедник

Предварительная работа: Беседы о мордовском крае. Рассматривание иллюстраций: о природе родного края. Чтение мордовских сказок. Заучивание стихотворений мордовских поэтов о родном крае. Разучивание мордовских игр. Беседа о животных и растениях занесенных в красную книгу Мордовии.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный материал: карта Мордовии, иллюстрации о Мордовском государственном заповеднике имени П. Г. Смидовича

Аппаратное и программное обеспечение: аудиозапись «Голоса птиц», «Звуки природы».

Ход занятия:

Воспитатель: В народе есть такая загадка: «Никого не родила, а все матушкой зовут». О ком идет речь в этой загадке?

Дети: Это земля (природа)

Воспитатель: Правильно, это природа. Наша природа - это горы, реки, леса, моря, люди, животные. Природа – это наш общий большой дом, в котором человек - хозяин. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым. Сегодня мы побеседуем о природе нашего края, но перед этим вспомним все, что мы о нем знаем.

Игра «Ответь на вопрос».

- Ребята, а вы знаете, как называется наша республика? (Мордовия)

- Кто является главой республики Мордовия? (Владимир Дмитриевич Волков)

- Какой город является столицей Мордовии? (Саранск)

- Какие города Мордовии вы знаете? (Инсар, Ковылкино, Краснослободск, Рузаевка)

- Какие большие реки протекают в Мордовии? (Инсар, Сура, Мокша)

Воспитатель: Люди очень часто плохо относятся к природе : рубят леса, потому что нужна древесина; предприятия, автомашины, самолеты очень загрязняют воздух дымом и выхлопными газами. Как вы думаете, как это отражается на здоровье человека, на растениях и животных?

Дети: Из-за плохого отношения к природе страдают и сами люди, а многие животные и растения гибнут.

Воспитатель: Верно. Поэтому люди уже давно решили, что необходимы специальные территории, природные зоны, на которых запрещается строительство дорог, домов, заводов, куда не следует пускать человека для отдыха, сбора грибов и ягод. Такие территории есть в разных местах нашей страны. Они называются ЗАПОВЕДНИКАМИ. У нас в республике тоже есть заповедник имени П. Г. Смидовича. Он находится в Темниковском районе. Ребята, как вы считаете, какова главная задача заповедника?

Дети: В задачу заповедника входит сохранение исчезающих растений и животных.

Воспитатель: Правильно. А какие животные могут обитать в заповеднике?

Дети: В заповеднике живет много животных: лоси, пятнистые олени, кабаны, медведи, бобры, лисы, зайцы, рыси, белки, волки.

Воспитатель: Молодцы, всех животных вы назвали. Какие деревья растут в заповеднике?

Дети: На территории заповедника нашего края растут березы, дубы, липы, осины.

Воспитатель: Если у вас есть возможность, вместе с родителями вы можете посетить заповедник. А что делать, если такой возможности не имеется? Где мы еще можем увидеть редких животных и растения?

Дети: Мы можем увидеть их в Красной книге республики Мордовии.

Воспитатель: Чтобы сохранить красу родной Земли,

Чтобы сберечь растенья и цветы,

Все исчезающие виды

В книгу Красную сейчас занесены.

Венерин башмачок и ландыш,

Весны чудесной вестник-первоцвет.

Красная книга - книга тревоги.

Знай, все растения в ней - недотроги.

Рвать не нужно их, друзья!

Охраняйте их всегда!

Физкультминутка «Вместе по лесу идем» :

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр

И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели. (Дети садятся.)

Воспитатель: Жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга. Главное в лесу - деревья, они создают тень, под ними растут кустарники, травы, ягоды и грибы. В лесу на земле и на деревьях живет множество животных - там они находят пищу, могут прятаться, строить гнезда и убежища. Во все времена люди жили среди природы и считали её живой. В сказках все персонажи: золотая рыбка, река - кисельные берега, яблоня и другие разговаривают с героями на человеческом языке и помогают им. По-особому, с любовью относились наши предки к деревьям.

Вот послушайте и отгадайте загадки:

В платье белом девушка стоит,

И народ её благодарит

За её печальную красу,

За её зеленую косу.

(Берёза)

Я из крошки желудя вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок-

Ничего, что плод мой мелок.

(Дуб)

Весной зеленела,

Летом загорела,

Осенью надела

Красные кораллы.

(Рябина)

Воспитатель: Молодцы, ребята. С деревьями вы хорошо знакомы. Теперь давайте посмотрим, про птиц вы также много знаете? Отгадайте загадки:

Он в своей лесной палате

Носит пестренький халатик.

Он деревья лечит:

Постучит - и легче!

(дятел)

Длиннохвостая она,

Со спины черным - черна.

Брюхо белое по плечи,

Тарахтенье вместо речи.

Хоть кого увидит - в миг

Поднимает стрекот-крик.

(сорока)

Воспитатель: А каких еще птиц вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы с вами сегодня много говорили о нашем родном крае. Давайте немного поиграем, и узнаем, что нового вы узнали о природе родного края. Нужно выбрать из перечисленного только то, что относится к природе Мордовии.

Дидактическая игра «Назови лишнее…»

Животное: Волк, белка, зубр, лев, пятнистый олень.

Реку: Сура, Мокша, Нил, Инсар.

Птицу: Дятел, сорока, попугай, синица, тетерев.

Дерево: Береза, дуб, липа, пальма, сосна.

Воспитатель: Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Я надеюсь, что занятие пойдет вам на пользу. А чтобы вы не забывали о том, как нужно относиться к природе, я подарю вам на память эмблему – значок «Юные экологи». Экологи – это люди, которые любят и охраняют природу.

Список используемой литературы

1. Арсентьев Н. М., Баргова Т. С., К. И. Шапкарин К. И. Здравствуй, Мордовия! : рассказы о родном крае для маленьких читателей ; -Саранск: типография «Красный Октябрь», 2005 г. ;

2. Баргова Т. С., Руськина Е. С. Саранск-столица Мордовии : рассказы о столице нашей республики для маленьких читателей; Саранск, 2007г

3. Бизнес-каталог «Мордовия»Саранск: типография «Красный Октябрь», 2005г.

Публикации по теме:

«Цвети, мой край –Мордовия моя». Приобщение детей к национальной культуре«Цвети, мой край –Мордовия моя». Приобщение детей к национальной культуре Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит.

Фотоотчет по аппликации средняя группа «Наш флаг — наша гордость». МордовияФотоотчет по аппликации средняя группа «Наш флаг — наша гордость». Мордовия 21 сентября День Республики Мордовия. В этот день на занятии по аппликации дети знакомились с символом нашей малой Родины мордовским флагом.

Конспект интегрированного занятия «Краски осени» для старшей группы в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной!»Конспект интегрированного занятия «Краски осени» для старшей группы в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной!» Конспект интегрированного занятия «Краски осени» для старшей группы в рамках проекта "Люблю тебя, мой край родной!" Цель: Через синтез.

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Родной свой край, люби и знай» Задачи: Формировать начальные представления о своей малой Родине. Познакомить с природой и животным миром Омской области. Расширять представления.

Конспект прогулки «Наш край родной» для детей 3–4 летКонспект прогулки «Наш край родной» для детей 3–4 лет Тема: «Наш край родной» Цели: Продолжать знакомить детей с явлениями живой и неживой природы, учить видеть красоту родной природы, устанавливать.

Конспект тематического занятия «Русская песня — душа народа» в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной»Конспект тематического занятия «Русская песня — душа народа» в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной» Конспект тематического занятие «Русская песня – душа народа» в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной» Цель: Приобщение детей к истокам.

Конспект занятия по познавательному развитию «Мой родной степной край»Конспект занятия по познавательному развитию «Мой родной степной край» Тема занятия: "Мой родной степной край". Программное содержание: - Расширить представления детей о родном крае. - Развивать связную монологическую.

Методическая разработка конспекта занятия «Люблю тебя, мой край родной» для детей 6–7 летМетодическая разработка конспекта занятия «Люблю тебя, мой край родной» для детей 6–7 лет Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества Детский клуб «Чайка» «Люблю.

Педагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группыПедагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группы Педагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группы. Цель. Воспитывать патриотические чувства:.

Фоторепортаж «Тестовый матч на стадионе Мордовия Арена»Фоторепортаж «Тестовый матч на стадионе Мордовия Арена» Остается неделя до начала чемпионата мира по футболу 2018. Россия первый раз в своей истории станет страной-хозяйкой мирового чемпионата.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Мордовия — наш край родной. Природа Мордовия»
Опубликовано: 22 декабря 2021 в 16:12
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Мордовия — наш край родной. Природа Мордовия»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Горбунова (УИ 741150) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД