Людмила Горбунова
Конспект занятия «Мордовия — наш край родной. Природа Мордовия»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Природа Мордовии»
Цель: формировать представление детей о разнообразии растительного и животного мира Мордовского края.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- дать детям представление о том, как люди заботятся о природе, создают заповедники;
- расширять представление детей о птицах, животных, и растениях Мордовского края.
Развивающие задачи:
- развивать познавательный интерес к природе родного края;
Публикация «Конспект занятия „Мордовия — наш край родной, Природа Мордовия“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Природа Мордовии
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- развивать речь детей, активизировать в речи употребление слов-определений.
Воспитательные задачи:
- воспитывать чувство патриотизма, любви к своей республике;
- воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Интегрирование образовательных областей:
Речевое развитие: совершенствование диалогической и монологической формы речи, фразовых и связных высказываний.
Познавательное развитие: расширять представление о природе Мордовии.
Физическое развитие: формирование правильной осанки.
Методы и приё мы:
Словесный метод: рассказ воспитателя, беседа, чтение стихотворения, пояснение
Наглядный метод: визуализация с помощью телевизора.
Практический метод: Д/и «Кто живет в наших лесах?»
Словарная работа: заповедник
Предварительная работа: Беседы о мордовском крае. Рассматривание иллюстраций: о природе родного края. Чтение мордовских сказок. Заучивание стихотворений мордовских поэтов о родном крае. Разучивание мордовских игр. Беседа о животных и растениях занесенных в красную книгу Мордовии.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный материал: карта Мордовии, иллюстрации о Мордовском государственном заповеднике имени П. Г. Смидовича
Аппаратное и программное обеспечение: аудиозапись «Голоса птиц», «Звуки природы».
Ход занятия:
Воспитатель: В народе есть такая загадка: «Никого не родила, а все матушкой зовут». О ком идет речь в этой загадке?
Дети: Это земля (природа)
Воспитатель: Правильно, это природа. Наша природа - это горы, реки, леса, моря, люди, животные. Природа – это наш общий большой дом, в котором человек - хозяин. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым. Сегодня мы побеседуем о природе нашего края, но перед этим вспомним все, что мы о нем знаем.
Игра «Ответь на вопрос».
- Ребята, а вы знаете, как называется наша республика? (Мордовия)
- Кто является главой республики Мордовия? (Владимир Дмитриевич Волков)
- Какой город является столицей Мордовии? (Саранск)
- Какие города Мордовии вы знаете? (Инсар, Ковылкино, Краснослободск, Рузаевка)
- Какие большие реки протекают в Мордовии? (Инсар, Сура, Мокша)
Воспитатель: Люди очень часто плохо относятся к природе : рубят леса, потому что нужна древесина; предприятия, автомашины, самолеты очень загрязняют воздух дымом и выхлопными газами. Как вы думаете, как это отражается на здоровье человека, на растениях и животных?
Дети: Из-за плохого отношения к природе страдают и сами люди, а многие животные и растения гибнут.
Воспитатель: Верно. Поэтому люди уже давно решили, что необходимы специальные территории, природные зоны, на которых запрещается строительство дорог, домов, заводов, куда не следует пускать человека для отдыха, сбора грибов и ягод. Такие территории есть в разных местах нашей страны. Они называются ЗАПОВЕДНИКАМИ. У нас в республике тоже есть заповедник имени П. Г. Смидовича. Он находится в Темниковском районе. Ребята, как вы считаете, какова главная задача заповедника?
Дети: В задачу заповедника входит сохранение исчезающих растений и животных.
Воспитатель: Правильно. А какие животные могут обитать в заповеднике?
Дети: В заповеднике живет много животных: лоси, пятнистые олени, кабаны, медведи, бобры, лисы, зайцы, рыси, белки, волки.
Воспитатель: Молодцы, всех животных вы назвали. Какие деревья растут в заповеднике?
Дети: На территории заповедника нашего края растут березы, дубы, липы, осины.
Воспитатель: Если у вас есть возможность, вместе с родителями вы можете посетить заповедник. А что делать, если такой возможности не имеется? Где мы еще можем увидеть редких животных и растения?
Дети: Мы можем увидеть их в Красной книге республики Мордовии.
Воспитатель: Чтобы сохранить красу родной Земли,
Чтобы сберечь растенья и цветы,
Все исчезающие виды
В книгу Красную сейчас занесены.
Венерин башмачок и ландыш,
Весны чудесной вестник-первоцвет.
Красная книга - книга тревоги.
Знай, все растения в ней - недотроги.
Рвать не нужно их, друзья!
Охраняйте их всегда!
Физкультминутка «Вместе по лесу идем» :
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)
Воспитатель: Жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга. Главное в лесу - деревья, они создают тень, под ними растут кустарники, травы, ягоды и грибы. В лесу на земле и на деревьях живет множество животных - там они находят пищу, могут прятаться, строить гнезда и убежища. Во все времена люди жили среди природы и считали её живой. В сказках все персонажи: золотая рыбка, река - кисельные берега, яблоня и другие разговаривают с героями на человеческом языке и помогают им. По-особому, с любовью относились наши предки к деревьям.
Вот послушайте и отгадайте загадки:
В платье белом девушка стоит,
И народ её благодарит
За её печальную красу,
За её зеленую косу.
(Берёза)
Я из крошки желудя вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок-
Ничего, что плод мой мелок.
(Дуб)
Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы.
(Рябина)
Воспитатель: Молодцы, ребята. С деревьями вы хорошо знакомы. Теперь давайте посмотрим, про птиц вы также много знаете? Отгадайте загадки:
Он в своей лесной палате
Носит пестренький халатик.
Он деревья лечит:
Постучит - и легче!
(дятел)
Длиннохвостая она,
Со спины черным - черна.
Брюхо белое по плечи,
Тарахтенье вместо речи.
Хоть кого увидит - в миг
Поднимает стрекот-крик.
(сорока)
Воспитатель: А каких еще птиц вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы с вами сегодня много говорили о нашем родном крае. Давайте немного поиграем, и узнаем, что нового вы узнали о природе родного края. Нужно выбрать из перечисленного только то, что относится к природе Мордовии.
Дидактическая игра «Назови лишнее…»
Животное: Волк, белка, зубр, лев, пятнистый олень.
Реку: Сура, Мокша, Нил, Инсар.
Птицу: Дятел, сорока, попугай, синица, тетерев.
Дерево: Береза, дуб, липа, пальма, сосна.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Я надеюсь, что занятие пойдет вам на пользу. А чтобы вы не забывали о том, как нужно относиться к природе, я подарю вам на память эмблему – значок «Юные экологи». Экологи – это люди, которые любят и охраняют природу.
Список используемой литературы
1. Арсентьев Н. М., Баргова Т. С., К. И. Шапкарин К. И. Здравствуй, Мордовия! : рассказы о родном крае для маленьких читателей ; -Саранск: типография «Красный Октябрь», 2005 г. ;
2. Баргова Т. С., Руськина Е. С. Саранск-столица Мордовии : рассказы о столице нашей республики для маленьких читателей; Саранск, 2007г
3. Бизнес-каталог «Мордовия» – Саранск: типография «Красный Октябрь», 2005г.