Лучший педагог года

Конспект занятия по программе «Мой край» «Народные традиции: хлеб в русской кухне»

Наталья Поленова
Конспект занятия по программе «Мой край» «Народные традиции: хлеб в русской кухне»

План-конспект занятия

по ОО «Познавательное развитие» по программе «Мой край».

Тема: Народные традиции : хлеб в русской кухне.

Возрастная группа: 5-6 лет.

Дата проведения: 26.11. 2021 г.

Ф. И. О. педагога: Поленова Н. П.

Цель: Ознакомление детей с обрядами и традициями связанными с хлебом

- приобщать детей к культуре русского народа;

Публикация «Конспект занятия по программе „Мой край“ „Народные традиции: хлеб в русской кухне“» размещена в разделах

- развивать монологическую речь, активизировать словарь

- закрепить знания детей о хлебе;

- способствовать формированию представления о взаимосвязи природы и человека;

- развивать внимание, память;

- воспитывать интерес к окружающему миру.

Задачи:

1. Воспитание у детей интереса к народным традициям.

2. Закрепление у детей знаний и навыков культуры поведения, общения с людьми.

3. Упражнять детей в применении полученных знаний в типичных ситуациях, развитие умения поддерживать беседу.

4. Активизация и обогащение словаря детей за счёт использования пословиц, новых слов: традиции, серп,

Предварительная работа: Беседы с детьми по теме «Как выращивали хлеб на Руси», «Беседы о хлеборобах», лепка сушек, пирожков для игр в магазине. Заучивание пословиц о хлебе.

Оборудование: ноутбук.

Материал и оборудование: Выпечка хлебобулочных изделий, презентация по сценарию, альбомы «костюмы русские народные», формочки для выпечки, разноцветное солёное тесто, музыкальное сопровождение

Содержание образовательной деятельности

1. Вводная часть

- Хлеб! Какое привычное и всё – таки необычное слово. В самом деле, вдумайтесь! Словом «хлеб» называют такие непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки. Сегодня мы с вами будем прославлять чудо земли – хлеб.

. Сегодня я решила рассказать вам,ребята, что мы знаем о традициях связанных с хлебом

Традиция – это то, что соблюдается всегда. Традиции - это то, что перешло от одного поколения к другому.

2. Основная часть.

Обращаясь к детям.

А знаете ли вы ребята, что хлеб и соль были символами достатка и благополучия, а соли приписывались свойства «оберега».

Соль раньше была очень дорогим продуктом, который использовался лишь в особых случаях.

Поэтому, преподнести хлеб – соль означало поделиться с гостем самым дорогим. «Без соли, без хлеба худая беседа»

Традиция встречать дорогих гостей хлебом – солью сохранилась и в наши дни.

Хлебом-солью встречали, жениха с невестою на пороге, новорожденных.

- Я, хочу пригласить вас на нашу выставку - хлеба. Обратите внимание, на разные виды хлеба и на красоту его оформления.

Кто знает, как называется этот вид хлеба? Каравай, хлеб.

1-й ребенок:

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом

Встретить щедро от души

С уважением большим

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

2-й ребенок: (держит хлеб- соль на рушнике)

«С караваем соль подносили.

Поклоняясь, отведать просили:

дорогой наш гость и друг

принимай хлеб – соль из рук».

- Каравай дошёл до наших дней с древних времён

С хлебом и солью встречали дорогих гостей. А если кто заходил в дом, должен был попробовать хлеба – соли и поклониться хозяевам.

Хлеб издавна был в большом почёте.

- Ребята, а знаете ли вы, как назывался хлеб в старину?

- Хлеб в старину называли «жито» от слова жить, он всегда был спутником человека на протяжении всей его жизни.

Круглый каравай был символом солнца, которому поклонялись наши предки. Каждый каравай к празднику украшался по своему. Свадебные караваи украшались узорами из теста и веточками калины.

Каравай был символом семейного счастья, его потом делили всем родственникам, в старину хлеб резать ножом считалось большим грехом. Его ломали на куски. (показ каравая)

- Что делали наши предки когда рождался ребёнок?

- Когда рождался ребёнок, то навещать его шли, по древнему обычаю с хлебом, чтобы ребёнок рос счастливым.

- С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны.

- (обращаясь к детям) А какие обряды знаете вы, где использовали хлеб или зерно? (в рождественских обрядах, на Пасху, на встрече весны).

- В рождественских обрядах всегда использовался хлеб. (показ хлеба на выставке).

- Потому что символ Рождества- это дидух, ржаной или пшеничный сноп. Его устанавливали на углу, и он стоял там до Крещения.

- Из таких маленьких зерен растут хлебные колосья. Сеют рожь, пшеницу, ячмень. (На экране выводится слайд с современной техникой для посева). А когда сеют хлеб? (весной).

- Такой посев называется яровым. А осенний – Озимый.

- : Хлеб- понятие многозначное. Пшеница, рожь, ячмень, овёс, просо- всё это хлебные злаки. Когда растут, цветут и созревают в поле, мы говорим: «Хлеб на корню. Когда их уберут и обмолотят получится «хлеб в зёрнах». Ну, а что такое печеный хлеб, знают все. Как много значит в нашей жизни хлеб! Недаром народ сложил пословицы, ребята, а вы помните пословицы о хлебе.

Давайте поиграем в игру «Колокольчик»

- «Худ обед, коли хлеба нет»

«Без хлеба не сытно, а без соли не сладко»

«Хлеба не куска, так и в тереме тоска,

А хлеба каравай - и под елью рай»

Горька работа…да хлеб сладок!

Хочешь есть калачи… не сиди на печи!

Пироги не растут…на кустах!

В землю не положишь…и с земли не возьмёшь!

Догулялись мужики…нет ни хлеба, ни муки!

Не ленись с плужком… будешь с пирожком!

На чужой каравай…рта не разевай.

Пот на спине…так и хлеб на столе.

«Хлеб на стол, так и стол – престол»

«Хлеба ни куска, так и в тереме тоска,

А хлеба край, так и под елью рай»

«Без соли не вкусно, без хлеба не сытно».

«На хлебе, на соли, да на добром слове».

«Соли не жалей, так и есть веселей».

«В начале и в конце обеда, для счастья, съешь кусочек хлеба».

- Хлеб доступен для всех. И заменить нам его ничто не может, а вы знаете как выращивают хлеб.

- Чтобы вырастить хлеб на поля выезжают трактора с сеялками. А раньше на Руси хлеб сеяли вручную.

- : Скажите мне пожалуйста как убирают хлеб в наше время. (ответы детей)

- Вот и созрели колосья. Наступила пора жатвы. В наше время хлеб убирают огромные комбайны, машины.

Бабушка : А в старину колосья срезали серпами, жали, поэтому уборка хлеба и называется жатва. (На экране слайд золотой нивы)показываю детям серп.

Хлеб даётся нелегко. Добывается в поте лица, и хлебная страда всегда тяжела. И наши ребята, знают, как к нам на стол приходит хлеб :

(дети читаю четверостишия под слайды, на которых изображена современная сельскохозяйственная техника).

1-й ребё нок:

За лесами, за лугами,

Раздаётся в поле гром,

Это тракторы плугами

Пашут лёгкий чернозём.

2-й ребё нок:

На широкие долины

Вышли новые машины;

Глянь в раскрытое окно –

Сеют сеялки давно.

3-й ребё нок:

Посеяли хлеб хлеборобы весною,

Созрел он и стал золотистой стеною.

И слышит, страна, за уборку пора!

И поле идут, трактора, трактора…

- Вот собрали урожай. А, что же теперь делать? (на мельницу свезём муки намелим)

- Правильно намелим муки, и напечем хлеба, пирогов

Каждому знакомы мудрые слова:

Хлеб хозяин дома, всему он голова!

- Силою Державы его звали встарь,

Хлебушек по праву в Государстве – царь!

- : А после тяжёлой работы наши предки собирались за столом у самовара. А самовар – символ семейного очага, уюта, занимал почетное место в каждом жилище. И отношение к нему было особое. Недаром говорили в народе – «печка- матушка», да «самовар - батюшка». Я вижу у вас самовары ещё сохранились, да какие красивые. Мы потом из них обязательно попьём чайку с сушками.

- : Ребята а, а давайте поиграем в игру «Золотые ворота» Кого поймаем будет говорить нам, что мы можем сделать из муки? (печенье, баранки, сухари, хлеб, торты…

- А я тесто замесили, да не простое, а цветное и в подарок вам его привезла, чтобы вы потом, что ни будь из него слепили

3. Заключительная часть.

- Ребята о чем мы сегодня рассказывали?

В заключение я хочу прочитать стихотворение

Пахнет хлеб и солнц и землёй,

И слезой и ветром и грозой,

Сколько в нем заботы и труда

Сколько людям он несёт добра!

С детских лет запомни навсегда:

Хлеб – земля, хлеб – воздух, хлеб – вода.

Солнечное в нём живёт светило

В нём живёт душа родных полей

Нежность доброй матери твоей

Жизнь – от хлеба, и от хлеба – сила.

Спасибо за внимание, на этом наше деятельность закончено.

Публикации по теме:

Народные традиции. Масленица в детском саду (фотоотчёт)Народные традиции. Масленица в детском саду (фотоотчёт) Масленица - самый веселый,шумный,народный праздник. Празднуют его всю неделю,и каждый день недели имеет свое название,которое говорит о.

Конспект беседы «Народные традиции. Татьянин день» для старшего дошкольного возраста Татьянин день- народные традиции 25 января,замечательный праздник - Татьянин день! И как любой другой праздник,Татьянин день,тоже имеет.

Фото и видеоотчет «Русские народные традиции»Фото и видеоотчет «Русские народные традиции» Этот музыкально- спортивный развлекательный досуг «Народные традиции» мы провели в рамках долгосрочного проекта «Русская изба». Цель: приобщать.

Фотоотчет «Народные традиции»Фотоотчет «Народные традиции» Уважаемые коллеги представляю вам наш фото материал. Все мы знаем, что надо помнить наши "Народные традиции". Мы познакомили детей с такими.

Фотоотчёт о мероприятиях по теме «Народные традиции»Фотоотчёт о мероприятиях по теме «Народные традиции» Здравствуйте, уважаемые коллеги и добрые друзья! Хочу представить вам фото отчёт по теме "Народные традиции". Программное содержание:.

Народные традиции. Масленица и не только. ФотоотчётНародные традиции. Масленица и не только. Фотоотчёт Так случилось, что тема недели "Декоративное творчество. Дымковская игрушка" в нашей группе совпала с масленичной неделей. Поскольку и.

Народные традиции в воспитании детей. Фотоотчет.Народные традиции в воспитании детей. Фотоотчет. Народные традиции в воспитании детей. Фотоотчет. Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической.

Познавательная беседа с детьми 5–6 лет «Откуда хлеб пришёл?» Тематическая неделя «Оренбургский край-хлебородный край»Познавательная беседа с детьми 5–6 лет «Откуда хлеб пришёл?» Тематическая неделя «Оренбургский край-хлебородный край» Цель:Знакомство детей старшего дошкольного возраста с процессом выращивания зерновых культур в Оренбургском крае. Задачи:Формировать представление.

Проект «Традиции. Народные промыслы»Проект «Традиции. Народные промыслы» Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематическое планирование. Возраст: подготовительная группа. Тема недели: «Народные.

Сценарий праздника в средней группе «Русской гжели синева» в рамках проекта «Русские народные промыслы и традиции»Сценарий праздника в средней группе «Русской гжели синева» в рамках проекта «Русские народные промыслы и традиции» Сценарий праздника в средней группе «Русской гжели синева» Педагог : Сазонова Любовь Владимировна Цель : приобщение детей и родителей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по программе «Мой край» «Народные традиции: хлеб в русской кухне»
Опубликовано: 10 мая 2022 в 16:17
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД