Анастасия Овилова
Конспект занятия по развитию речи с детьми старшей логопедической группы «Весна идет»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Составление описательного рассказа «Весна идет» (по схеме)
Программное содержание:
1. Закрепление знания детей о временах года, о характерных признаках ранней весны.
2. Обучение составлению предложений по картинке.
3. Объединение предложений в рассказ и заучивание его.
4. Обогащение лексики новыми словами.
5. Воспитывать наблюдательность, бережное отношение к окружающей среде.
Дидактическое обеспечение занятия :
Публикация «Конспект занятия по развитию речи с детьми старшей логопедической группы „Весна идет“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Весна. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
Сюжетно-пейзажная картина «Ранняя весна», картинки о временах года, макет солнца, магнитофон, мольберт, наборное полотно, ковролин, схема.
Предварительная работа:
Наблюдение за весенними изменениями в природе, заучивание пальчиковой игры и физминутки.
Индивидуальная работа:
Заучивание стихотворения (Аделина)
Обогащение словаря:
Ранняя весна, проталина, подснежник, сосульки, капель, март, апрель, май.
Методы и приемы:
Беседа, рассматривание, показ, объяснение, художественное слово, игровой момент, сюрпризный момент.
Структура занятия :
1. Вводная часть – 3 мин
2. Основная часть – 20 мин
3. Заключительная часть – 2 мин.
Использованная литература:
1. Программа воспитания и обучения под ред. М. А. Васильевой.
2. Программа коррекционного воспитания и обучения детей с ОНР (с 5 до 6 лет, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.
3. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР, Н. В. Нищева.
4. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет, Л. Н. Арефьева.
5. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР, В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко.
Ход занятия.
I. Вводная часть.
Воспитатель обращает внимание детей на гостей, просит с ними поздороваться.
Дети встают в круг. Заучит песня «Весна-красна идет». Дети выполняют ритмические движения по характеру и темпу музыки, останавливаются.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, о каком времени года поется в этой песне?
Дети: О весне.
Восп. : Правильно. А что нам приносит весну?
Дети: Солнце.
Восп. : Дети, солнышко сегодня пришло к нам в гости (прикрепляет макет солнца на ковролин).
Дети садятся на свои места.
Восп. : С приходом солнца в нашей группе стало еще светлее и теплее. Какое оно наше солнышко?
Дети: Весеннее, яркое, теплое, ласковое, веселое, радостное, лучистое …
II. Основная часть.
1. Восп. : А сейчас нам Аделина расскажет стихотворение И. Токмаковой «Весна».
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны.
Видно, очень теплые
Ноги у весны.
2. Игра «Подскажи словечко»
Ой, беда! Ой, беда!
Тает снег, кругом вода.
Не обуешь валенки,
На снегу … (проталинки)
Воспитатель объясняет значение слова «проталина».
Рад весне братишка Сашка,
И собачка рада Жулька.
На припеке, с крыши нашей
Утром свесилась … (сосулька)
Снег в лесу. Сугробов много,
Но слышна синицы трель.
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает … (капель)
Восп. : О каких признаках весны говорится в этих стихах?
Дети: Проталины, сосулька, капель.
3. Рассматривание картины «Ранняя весна».
Воспитатель ставит на мольберт картину «Ранняя весна» и предлагает детям внимательно ее рассмотреть (1 мин).
Беседа по содержанию:
- Какое время года изображено на картине?
- Как вы думаете, какая это весна, ранняя или поздняя?
- Почему вы решили, что это ранняя весна?
- Отыщите на картине приметы ранней весны.
- Как вы думаете, с чего начинается весна в природе?
(Ответы детей).
Воспитатель обращает внимание детей на схему, напоминает, сто означает каждый символ и предлагает детям составить предложения по картине, используя схему.
4. Составление рассказа о ранней весне.
Наступила весна. Весенние месяцы – март, апрель, май. Солнце с каждым днем греет все сильнее. Снег потемнел, образовались черные проталины, побежали весенние ручейки. На лугах раскрылись первые весенние цветы – подснежники. На деревьях набухли почки, появились первые листочки. Из теплых стран в родные края прилетели грачи. Звери проснулись от зимней спячки, они меняют зимние шубы на летние. Дети рады приходу весны. Они с родителями делают скворечники, запускают в ручейки кораблики.
5. Физминутка «Веснянка»
(Координация речи с движением)
Солнышко, солнышко, (поднимают руки вверх)
Золотое донышко.
Гори, гори ясно (хлопают)
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, («бегут»)
Прилетели сто грачей, («летят»)
А сугробы тают, тают, (медленно приседают)
А цветочки подрастают. (тянутся на цыпочках, руки вверх)
6. Объединение предложений в связный рассказ с помощью воспитателя. Рассказывание детьми рассказа (2 раза).
7. Пальчиковая гимнастика
«Кап, кап, кап …»
Кап, кап, кап – звенит капель.
Приближается апрель.
(Ритмично на каждый слог стучат по столу подушечками пальцев, начиная с большого).
8. Д/и «Когда это бывает?»
Воспитатель обращает внимание детей на конверты, которые лежат у них на столах. Объясняет, что это им задание от солнца. В конвертах находятся рисунки о временах года (весна, лето, осень, зима).
Дети достают картинки.
Дети: - На моей картинке лето, потому что дети купаются.
- У меня осень, потому что листья желтые.
- У меня зима, потому что земля покрыта снегом.
- У меня весна, потому что с крыши свисают сосульки и т. д.
А у кого картинка о ранней весне, они ставят их на наборное полотно. Еще раз закрепляются признаки ранней весны.
III. Заключительная часть.
Восп. : Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? (Ответы детей).
Восп. : Вы мне сегодня очень понравились. Я думаю, что вы заслужили приз от солнышка.
(Достает призы и вручает детям. Дети благодарят солнце и прощаются с гостями).