Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники по рассказу К. Д. Ушинского «Наше Отечество»

Юлия Авдюнина
Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники по рассказу К. Д. Ушинского «Наше Отечество»

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

Тема: «Составление пересказа с использованием мнемотаблицы по рассказу К. Д. Ушинского “Наше отечество”». В рамках темы: «Наша родина - Россия»

Цель: совершенствование аналитико-синтетических, мнестических процессов с использованием метода наглядного моделирования.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники по рассказу К, Д, Ушинского „Наше Отечество“» размещена в разделах

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Обогащение речи образными выразительными средствами (эпитетами, метафорами, синонимами, родственными словами, относящимися к Родине);

Упражнение в подборе родственных слов к словам ОТЕЦ, РОД;

Совершенствование навыка слогового анализа слов;

Закрепление навыка звукобуквенного анализа слов;

Правописание слов Родина, Отечество;

Развитие диалогической и монологической форм речи детей;

Пересказ рассказа «Наше Отечество» по К. Ушинскому;

Коррекционно-развивающие:

Развитие долговременной памяти и мышления;

Развитие избирательности, переключаемости внимания;

Совершенствование общей и мелкой моторики;

Коррекционно-воспитательные:

Воспитание любви к родной стране, гордости за неё, бережного отношения к ней;

Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми;

Воспитание умения слушать товарищей, не перебивая их;

Развитие волевых качеств, умения ограничивать свои желания.

Оборудование:

Репродукции картин с изображением российских пейзажей; текст стихотворения З. Александровой «Родина»; текст рассказа «Наше Отечество» по К. Д. Ушинскому; мнемосхема к рассказу; тетради, карандаши.

Предварительная работа:

Рассматривание различных репродукций, с изображением российских пейзажей;

Чтение художественной литературы:

А. Прокофьев, «Родина», З. Александрова, «Родина», былинный сказ «Илья Муромец», Стихи русских поэтов о России.

Ход занятия:

I.Оргмомент. Чтение дефектологом стихотворения З. Александровой «Родина».

Родина.

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот,

У реки берёзка-скромница

И ромашковый бугор …

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина …

Родина бывает разная,

Но у всех одна!

II.Разговор об Отечестве.

Дефектолог: Мы живём в огромной прекрасной стране. Это наша большая Родина. Как и у человека у страны есть имя. Как называется наша страна?

Дети: Россия.

Дефектолог: А как называются люди, живущие в России?

Дети: Русские, россияне.

Дефектолог: Наши далёкие предки русичи называли нашу Родину – матушка Русь, святая Русь. Сейчас Россия – это не только русичи, но и татары, удмурты, евреи, эвенки, чеченцы, мордовцы, ханты и манси, чуваши и многие другие народности. Посмотрите, какие великолепные пейзажи и картины написали российские художники.

Дети разглядывают репродукции пейзажей.

Дефектолог: Эта красота, эти широкие степные просторы, эти огромные леса, эти полноводные реки. Всё есть в нашей стране и бескрайние степи и дремучие леса, вечные льды и знойные пустыни, высокие горы и глубокие моря, драгоценные камни и металлы и полезные ископаемые. Наша страна велика, красива и богата. На нашу страну не раз покушались враги, но наши деды и прадеды сохранили нашу Родину, уберегли от гибели, от уничтожения, от врагов земли русской. А теперь уже наша очередь – беречь, хранить, защищать родную землю, родную природу, свою большую прекрасную Родину Россию.

Подумайте и скажите, какие наши действия необходимы нашей Родине?

Дети: Любить её; сохранять её богатства; беречь природу; не давать загрязнять леса и реки; беречь от пожаров; защищать; хорошо учиться, работать, трудиться.

III.Закрепление навыка словообразования.

Дефектолог: Кто самый дорогой, самый близкий, самый родной человек?

Дети: Мама.

Дефектолог: Как назвать маму ласково?

Дети: Мамочка, мамуля, матушка.

Дефектолог: Вот и Родину люди называют Родина-мать, Матушка-Русь. А ещё Родину называют Отечество, Отчизна, Отчий дом. Какое слово напоминают вам эти слова?

Дети: Отец, отчество.

IV.Упражнение в подборе родственных слов.

Дефектолог: Вслушайтесь и подберите похожие – родственные слова к словам:

ОТЕЦ

Отец

Отче

Отечество

Отчизна

Отчий (дом)

РОД

Род (людской)

Родной

Родимый

Родственники

Родители

Родина (в древнем

русском языке так называлась семья)

Родительский

Родинка

V.Физминутка. Координация речи с движением «Берёза».

VI.Расширение словарного запаса за счёт прилагательных.

Дефектолог: Ребята, расскажите, пожалуйста, о том, какая наша Россия. Давайте подберём слова-признаки к слову «Родина».

Дети: Любимая, родная, прекрасная, огромная, необъятная, бескрайняя, богатая, красивая, могучая, беззащитная, весёлая.

VII.Упражнение в подборе синонимов – игра «Скажи иначе»:

Дефектолог: Здорово, ребята, вы придумали много слов-признаков. А теперь давайте поиграем иначе: я буду называть слова-признаки, а вы скажите мне тоже самое, но по-другому: Большая.

Дети: необъятная, огромная, бескрайняя, просторная, безграничная.

Дефектолог: Красивая.

Дети: Замечательная, прекрасная, милая.

Дефектолог: Родина.

Дети: Отечество, Отчизна, Отчий дом, родимый край.

VIII. Закрепление навыка звуко-буквенно-слогового анализа слов.

Дефектолог: Ребята, вы отлично справились с предыдущим заданием. Правописание слов: Родина, Отечество.

IX.Чтение дефектологом рассказа «Наше Отечество». Коллективное составление детьми мнемотаблицы к рассказу.

Наше Отечество.

Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили наши отцы и деды. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила нас своими водами, выучила своему языку. Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

по К. Ушинскому

X.Итог занятия. Отгадывание ребусов РОДИНА, НАРОД.

Публикации по теме:

«Золотая осень». Конспект занятия по развитию речи с применением приёмов мнемотехники в подготовительной группе«Золотая осень». Конспект занятия по развитию речи с применением приёмов мнемотехники в подготовительной группе «Золотая осень» Цель: формирование умения составлять связный рассказ об осени с опорой на мнемотаблицы. Задачи: Образовательные: 1. Закрепить.

Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотехники в средней группе «Рассказывание сказки «Теремок»Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотехники в средней группе «Рассказывание сказки «Теремок» Программное содержание: Цель: развивать связную речь детей посредствам мнемотехники. Задачи: Обучающая: продолжать учить детей составлять.

Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» (подготовительная к школе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники по рассказу К. Д. Ушинского «Наше Отечество»
Опубликовано: 7 мая 2025 в 01:41
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники по рассказу К. Д. Ушинского «Наше Отечество»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Авдюнина (УИ 277909) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных